Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста
консультация
Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_navyki.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста
Подготовил воспитатель: Кукузова Е.С.
п.Малиновка 2022г
Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формами способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, также помочь понять, как легко может возникнутьссора, её причина и помочьнаходить способы иприемы самостоятельного разрешения. Поэтому так необходимо помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так какнужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к деятельности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Поэтому, одна из главных задач в нашем дошкольном учреждении - формирование социальных навыковповедения детей.На первом этапе своей работы мы изучалидетскую жизнь виграх, и нашли черты организованности, заинтересованности. Изучив литературные источники («Я — ты — мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников. «Особенности общения с дошкольниками» Е.О. Смирновой. «Практикум по дошкольной психологии» Г.А.Урунтаевой) и по своим наблюдениям, обратили внимание на то, что дети, обладающие этими качествами, совсем не становятся хорошими членами детского игрового общества.Как показал наш опыт организации детскойжизни, необходимо, чтобыразвилось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом. Это качество — общественность. Для этогонеобходимо создать определенные условия. Поэтому, на втором этапе, мы решили изменить развивающую среду в группе - для формирования общественности, социальных навыков.
Создали центр социально-эмоционального развития - это место, где у детей формируются основы культуры общения через решение проблемных ситуаций, игровую и театрализованнуюдеятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности. В центре представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии, что помогает формировать у детей важнейшие душевные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, эмпатию. Для нас было важным помочь детям осознать, что социально принятые правилаповедения обуславливаютлишь внешний слой общения.Чтобы научить детей строить отношения с другими людьми уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, мы предлагалидетям, в совместной деятельности, проблемные ситуации, разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драматизаций различного содержания, такие как:
«Отнял игрушку»,
«Толкнул»,
«Нечаянно разрушил постройку товарища»,
«В группу пришел новенький» …
Формирование социальных навыков происходитнепрерывно: например, в режимные моменты возможны следующие ситуативные разговоры:
1. «Что такое общение?».
Цель: показать детям, что без общения жизнь человека невозможна, общение предполагает взаимоотношение людей; общение должно быть доброжелательным.
2. «Общение бывает разным».
Цель: знакомим детей с некоторыми видами общения (контактным, устным, письменным), показать, с помощью чего можно общаться на расстоянии.
3. «Зачем быть вежливым?»
Цель: объяснить дошкольнику, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, вежливым нужно быть всегда, вежливость должна быть искренней.
4. «От улыбки станет всем светлей…»
Цель: показать детям, что улыбка помогает налаживатьконтакт между собеседниками, улыбка признак доброго расположения, говорящих друг другу.
5. «Попробуй попроси?»
Цель: учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику, объяснить, чтопросьба должна быть мотивированной.
6. «Не забудь извиниться».
Цель: познакомить детей с разными выражениями, которые используются при извинении; обращать внимание дошкольников на то, что извинение должно быть с объяснением; объяснить детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт.
Из раздела «Ознакомление с окружающим»
1. «Улица полна неожиданностей» (как вести себя на улице).
Цель: расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
2. «Едем в гости» (моя семья).
Цель: уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь иуважение к близким, культуру поведения.
3. «Какие мы?».
Цель: развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединятьразличные изображения единым сюжетом.
В своей работе используем различные методы и приемы:
- Наглядный метод. Рассматривание картин, иллюстраций, показ видеофильмов, диафильмов, дидактический материал.
- Практический метод. Игровые упражнения и занятия, игровые ситуации и сюжеты, введение сказочных героев, игры-драматизации.
- Словесный метод. Беседа, вопросы-ответы, игровые упражнения.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то были проведены игровые занятияв познавательной и совместной деятельности по темам:
«Я считаю тебя хорошим». Цель: развиватьпредставления о том, что такое «дружба».
«С кем я дружу». Цель: формировать представления о том, что важнов дружеских отношениях.
«Портрет друга». Цель: помочь выявить и обобщитьвнешние и внутренние качества друга.
«Ссора». Цель: способствовать осознанию причин, приведших к конфликту, и возможных путей его разрешения.
«Вместе с друзьями». Цель: способствовать формированию хорошихотношений между детьми.
Совместно с детьми воспитатели изготовили маски, изображающие эмоции человека во время ссоры, обиды, радости, доброты и т.д., которыев дальнейшемиспользуем для инсценировок, кукольных театров.
Работа по формированию социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста невозможна без активного сотрудничества воспитателей с родителями. Поэтому организовываем для родителей консультации по даннойтеме, знакомство с новинками педагогического процесса, приглашаем на занятия, собрания, делимся успехами, результатами работы.
В результате такой работы дети стали более общительными, дружелюбными; они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций. Наши воспитанники научилисьна занятиях слушать друг друга, стали более организованные, дисциплинированные, внимательные, наблюдательные. В процессе работы, у детей сформировалось понятие о том, что «дружба» дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому.
Наша задача: продолжить работу по этойпроблеме и добиться следующих результатов:
1. Улучшить и сформировать коммуникативные навыки и умения.
2. Снизить негативные эмоции и конфликтные ситуации.
3. Научить детей умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
4. Формировать наиболеесплоченные отношения детей в обществе и играх
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование социальных навыков поведения детей среднего возраста в условиях детского коллектива»
опыт работы...
ПРОЕКТ «Шаг в большой мир…» (Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с социумом микрорайона)
Данный проект направлен на организацию работы по воспитанию любви к родному микрорайону, городу и развитию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлены методические...
Место и роль игровых технологий в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста
Определение места и роли игры в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему: "Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста"
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как,...
Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста
....одна из главных задач в дошкольном учреждении - формирование социальных навыков поведения детей......
Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать содержание и элементы «нравственного урока» не приходить само собой: его...
Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...