Методическая разработка на тему: "Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на развитие личности малыша.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы «нравственного урока» не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, находить в нем мораль.
Формы работы по воспитанию социально-нравственного поведения посредством художественной литературы
- Чтение художественных произведений.
- Беседа по прочитанному.
- Повторное чтение.
- Дискуссия по прочитанному.
- Проигрывание ситуаций.
- Выставки (книг, творческих работ, рисунков к прочитанному).
- Театрализация.
- Праздники, развлечения.
- Придумывание сказок, рассказов.
Используя художественную литературу как средство воспитания социально-нравственных норм поведения, мы обращаем особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Это позволяет нам проводить работу по воспитанию социально-нравственного поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Вследствие небольшого жизненного опыта ребенок не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому необходимо проведение этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог продумывает, какой аспект культурного поведения будет раскрыт перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подбирает вопросы.
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов – это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы позволяют понять душевное состояние ребенка во время чтения, выявить способность воспитанников сравнивать и обобщать, сформулируют дискуссию в связи с прочитанным.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятии со старшими дошкольниками целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносится в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и к поступкам окружающих людей, своим собственным.
Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и содержали глубокую мысль. Критерии отбора книг для чтения таковы:
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокий художественный уровень, литературная ценность (критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);
- занимательность сюжета, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
Методическая разработка на тему: «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей дошкольного возраста на занятиях ритмики».
Методическая разработка на тему: «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей дошкольного возраста на занятиях ритмики»....
Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...
Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...
Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать содержание и элементы «нравственного урока» не приходить само собой: его...
Методическая разработка «Дидактические игры и игровые ситуации по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Цель: создание условий для формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.Задачи:Сформировать у детей представление о потребностях че...
Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»...