Методическая разработка на тему: "Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует  на развитие личности малыша. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы «нравственного урока» не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, находить в нем мораль.

Формы работы по воспитанию социально-нравственного поведения посредством художественной литературы

  1. Чтение художественных произведений.
  2. Беседа по прочитанному.
  3. Повторное чтение.
  4. Дискуссия по прочитанному.
  5. Проигрывание ситуаций.
  6. Выставки (книг, творческих работ, рисунков к прочитанному).
  7. Театрализация.
  8. Праздники, развлечения.
  9. Придумывание сказок, рассказов.

Используя художественную литературу как средство воспитания социально-нравственных норм поведения, мы обращаем особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Это позволяет нам проводить работу по воспитанию социально-нравственного поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Вследствие небольшого жизненного опыта ребенок не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому необходимо проведение этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог продумывает, какой аспект культурного поведения будет раскрыт перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подбирает вопросы.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов – это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы позволяют понять душевное состояние ребенка во время чтения, выявить способность воспитанников сравнивать и обобщать, сформулируют дискуссию в связи с прочитанным.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятии со старшими дошкольниками целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносится в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и к поступкам окружающих людей, своим собственным.

Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и содержали глубокую мысль. Критерии отбора книг для чтения таковы:

  • идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
  • высокий художественный уровень, литературная ценность (критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);
  • доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);
  • занимательность сюжета, простота и ясность композиции;
  • конкретные педагогические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Методическая разработка на тему: «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей дошкольного возраста на занятиях ритмики».

Методическая разработка на тему: «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей  дошкольного возраста на занятиях ритмики»....

Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».

Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста

Умение правильно  воспринимать  литературное  произведение, осознавать содержание и  элементы «нравственного урока» не  приходить  само  собой: его...

Методическая разработка «Дидактические игры и игровые ситуации по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.Задачи:Сформировать у детей представление о потребностях че...

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»...