Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста
статья
....одна из главных задач в дошкольном учреждении - формирование социальных навыков поведения детей...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sotsialnyh_navykov_povedeniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мосихина Ксения Анатольевна
Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста
Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения. Поэтому так необходимо помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к деятельности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Поэтому, одна из главных задач в нашем дошкольном учреждении - формирование социальных навыков поведения детей. На первом этапе своей работы мы изучали детскую жизнь в играх, и нашли черты организованности, заинтересованности. Изучив литературные источники («Я — ты — мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников. «Особенности общения с дошкольниками» Е.О. Смирновой. «Практикум по дошкольной психологии» Г.А. Урунтаевой) и по своим наблюдениям, обратили внимание на то, что дети, обладающие этими качествами, совсем не становятся хорошими членами детского игрового общества. Как показал наш опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развилось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом. Это качество — общественность. Для этого необходимо создать определенные условия. Поэтому, на втором этапе, мы решили изменить развивающую среду в группе - для формирования общественности, социальных навыков.
Создали центр социально-эмоционального развития - это место, где у детей формируются основы культуры общения через решение проблемных ситуаций, игровую и театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности. В центре представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии, что помогает формировать у детей важнейшие душевные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, эмпатию. Для нас было важным помочь детям осознать, что социально принятые правила поведения обуславливают лишь внешний слой общения. Чтобы научить детей строить отношения с другими людьми уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, мы предлагали детям, в совместной деятельности, проблемные ситуации, разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драматизаций различного содержания, такие как:
«Отнял игрушку»,
«Толкнул»,
«Нечаянно разрушил постройку товарища»,
«В группу пришел новенький» …
Формирование социальных навыков происходит непрерывно: например, в режимные моменты возможны следующие ситуативные разговоры:
1. «Что такое общение?».
Цель: показать детям, что без общения жизнь человека невозможна, общение предполагает взаимоотношение людей; общение должно быть доброжелательным.
2. «Общение бывает разным».
Цель: знакомим детей с некоторыми видами общения (контактным, устным, письменным), показать, с помощью чего можно общаться на расстоянии.
3. «Зачем быть вежливым?»
Цель: объяснить дошкольнику, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, вежливым нужно быть всегда, вежливость должна быть искренней.
4. «От улыбки станет всем светлей…»
Цель: показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, улыбка признак доброго расположения, говорящих друг другу.
5. «Попробуй попроси?»
Цель: учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику, объяснить, что просьба должна быть мотивированной.
6. «Не забудь извиниться».
Цель: познакомить детей с разными выражениями, которые используются при извинении; обращать внимание дошкольников на то, что извинение должно быть с объяснением; объяснить детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт.
Из раздела «Ознакомление с окружающим»
1. «Улица полна неожиданностей» (как вести себя на улице).
Цель: расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
2. «Едем в гости» (моя семья).
Цель: уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважение к близким, культуру поведения.
3. «Какие мы?».
Цель: развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом.
В своей работе используем различные методы и приемы:
- Наглядный метод. Рассматривание картин, иллюстраций, показ видеофильмов, диафильмов, дидактический материал.
- Практический метод. Игровые упражнения и занятия, игровые ситуации и сюжеты, введение сказочных героев, игры-драматизации.
- Словесный метод. Беседа, вопросы-ответы, игровые упражнения.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то были проведены игровые занятия в познавательной и совместной деятельности по темам:
«Я считаю тебя хорошим». Цель: развивать представления о том, что такое «дружба».
«С кем я дружу». Цель: формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях.
«Портрет друга». Цель: помочь выявить и обобщить внешние и внутренние качества друга.
«Ссора». Цель: способствовать осознанию причин, приведших к конфликту, и возможных путей его разрешения.
«Вместе с друзьями». Цель: способствовать формированию хороших отношений между детьми.
Совместно с детьми воспитатели изготовили маски, изображающие эмоции человека во время ссоры, обиды, радости, доброты и т.д., которые в дальнейшем используем для инсценировок, кукольных театров.
Работа по формированию социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста невозможна без активного сотрудничества воспитателей с родителями. Поэтому организовываем для родителей консультации по данной теме, знакомство с новинками педагогического процесса, приглашаем на занятия, собрания, делимся успехами, результатами работы.
В результате такой работы дети стали более общительными, дружелюбными; они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций. Наши воспитанники научились на занятиях слушать друг друга, стали более организованные, дисциплинированные, внимательные, наблюдательные. В процессе работы, у детей сформировалось понятие о том, что «дружба» дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому.
Наша задача: продолжить работу по этой проблеме и добиться следующих результатов:
1. Улучшить и сформировать коммуникативные навыки и умения.
2. Снизить негативные эмоции и конфликтные ситуации.
3. Научить детей умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
4. Формировать наиболее сплоченные отношения детей в обществе и играх
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью....
Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста
Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста...
Картотека бесед по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста
Беседы для формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста...
Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе
УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста» ...
Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе
УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста» ...
«Нравственное воспитание, формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт....
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкол...