Проект педагогической деятельности по адаптации детей младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».
проект (младшая группа)

Федорова Елена Николаевна

Проект

педагогической деятельности по адаптации детей  младшей группы   к  условиям дошкольного  учреждения.

«Здравствуй, малыш».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инзенская средняя школа №4 имени Е.Я. Вологодской

Обособленное структурное подразделение «Детский сад»

Проект

педагогической деятельности по адаптации детей  младшей группы   к  условиям дошкольного  учреждения.

«Здравствуй, малыш».

Подготовили:

Федорова Е.Н.

г. Инза

2020г.

Пояснительная записка.

         Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

         В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

         Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В  проекте  включены элементы психогимнастики, АРТ - терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.

         Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

     Цель: создание благоприятных условий  для социальной адаптации ребенка и их родителей к  условиям детского сада

Задачи: 

  • в сфере работы с детьми:
  •  помочь детям младшего дошкольного возраста преодолеть стрессовые состояния  в период адаптации к детскому саду;
  •  развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  •  развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
  • обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • снизить уровень заболеваемости;
  • оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей.

  • в сфере работы с педагогами:
  • разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме
  • в сфере работы с родителями:
  • раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
  • познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
  • создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.
  • повышать коммуникабельность между родителями.
  • привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.

Средства достижения поставленных задач:

-  применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Участники проекта: воспитатели, дети 2-3 летнего возраста, родители.

Срок реализации проекта:  долгосрочный (3 месяцев). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

  • Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации.
  • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр

Работа с педагогами:

  • Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
  • Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
  • Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

    Работа с детьми:

  •  Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
  •  Развитие культурно-гигиенических навыков.
  •  Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
  •  Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
  •  Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей младшего дошкольного  возраста
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей в вопросах воспитания,  обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  •  Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Актуальность проблемы: 

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный этап
  • Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.
  • Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
  • Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
  • Предварительное знакомство с детьми и их  родителями. Установление связи, доверительных отношений
  • Основной этап

План реализации проекта

период

Содержание

ответственные

Сентябрь

- Заключение договора с родителями;

Зам. Директора, воспитатели

- Знакомство родителей с группой и воспитателями;

Воспитатели

- Анкета для родителей

Воспитатели

- Адаптационный лист.

Воспитатели

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

Воспитатель

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

Воспитатели

- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад»;

воспитатели

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;

Воспитатели

- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».

воспитатели

- Подвижные игры:  «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;

Воспитатели

- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»

Воспитатели

- Практическое упражнение « Вымой руки»;

Воспитатели

- массаж «Грибной дождь»;

воспитатели

- Консультации «Растим малыша здоровым»,  «Как одевать ребенка осенью»;

воспитатели

- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду»,

воспитатели

- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

воспитатели

- Подвижные игры: «Топ-топ»,  «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;

воспитатели

- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;

воспитатели

- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»

воспитатели

- Релаксация «Мячики отдыхают»

воспитатели

- Пальчиковые игры «Пальчики»

воспитатели

Октябрь

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

Воспитатели

- Игра-забава  «Поймай пузырь».

Воспитатели

-  Песенка «Ладушки - ладошки»

Воспитатели

- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки и часы»

Воспитатели

- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий»;

Воспитатели

-  Игра «Наоборот», «Ладонь на ладонь», «Пропавший малыш»

Воспитатели

-  Упражнение «Это- папа – мышь…»

Воспитатели

- Релаксация «Мышки отдыхают»;

Воспитатели

- Консультация «В царстве упрямства и капризов.

Кризис трех лет.», «Если ваш ребенок идет в детский сад…»

Воспитатели

- Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик», «Найди морковку»;

Воспитатели

- Чтение стихотворения А .Барто «Зайка»

Воспитатели

- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель»

Воспитатели

- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне»

Воспитатели

- Практическое упражнение «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку»

Воспитатели

- Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет», «Узнай какая вода»

Воспитатели

- Пальчиковая гимнастика «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

Воспитатели

- цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки», русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;

Воспитатели

- настольный, пальчиковый театры по мотивам русских народных сказок;

Воспитатели

Ноябрь

- игровая деятельность: «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в детский сад»

Воспитатели

- Практическое упражнение «Помощники»

Воспитатели

- Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Путанница».

Воспитатели

- Пальчиковые игры «Этот пальчик»,  « Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Воспитатели

-  Чтение сказок  В.Сутеева, русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и козлята»

Воспитатели

- Родительское собрание «Адаптационный период».

Воспитатели

- Диагностика адаптации к ДОУ

Воспитатели

3-й этап «Заключительный»

1. Оформление проекта

2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по теме проекта

3. Подведение итога на педагогическом совете, презентация проекта

4. Оформление фото- выставки «Мы любим детский сад.»

Используемая литература

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.

3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68

4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.

5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.

6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Как Малыш Гео шел в гости к Гномам».

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы  на тему «Как Малыш Гео шел в гости к Гномам»....

СТАТЬЯ. педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».

СТАТЬЯ.педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы   к  условиям дошкольного  учреждения.«Здравствуй, малыш». товила:Калинина Т. М....

Краткосрочный здоровьесберегающий проект по адаптации в группе раннего возраста «Здравствуйте, я пришел»

Актуальность проекта состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада....

Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».

       Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2 – 2,5  лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные о...

Буклет « Адаптация. Здравствуй малыш» группы раннего возраста

Адаптация. Здравствуй малыш группы раннего возраста Адаптация– это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. ...

Творческо-исследовательский проект в группе раннего возраста «Здравствуй малыш!»

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...