Проект педагогической деятельности по адаптации детей младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».
проект (младшая группа)
Проект
педагогической деятельности по адаптации детей младшей группы к условиям дошкольного учреждения.
«Здравствуй, малыш».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Инзенская средняя школа №4 имени Е.Я. Вологодской
Обособленное структурное подразделение «Детский сад»
Проект
педагогической деятельности по адаптации детей младшей группы к условиям дошкольного учреждения.
«Здравствуй, малыш».
Подготовили:
Федорова Е.Н.
г. Инза
2020г.
Пояснительная записка.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, АРТ - терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада
Задачи:
- в сфере работы с детьми:
- помочь детям младшего дошкольного возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- снизить уровень заболеваемости;
- оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей.
- в сфере работы с педагогами:
- разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме
- в сфере работы с родителями:
- раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
- познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
- создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.
- повышать коммуникабельность между родителями.
- привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
Средства достижения поставленных задач:
- применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).
Участники проекта: воспитатели, дети 2-3 летнего возраста, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный (3 месяцев). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Работа с родителями:
- Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации.
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр
Работа с педагогами:
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
- Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
- Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Работа с детьми:
- Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
- Развитие культурно-гигиенических навыков.
- Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
- Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
- Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей младшего дошкольного возраста
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Актуальность проблемы:
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
- Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.
- Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
- Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
- Предварительное знакомство с детьми и их родителями. Установление связи, доверительных отношений
- Основной этап
План реализации проекта
период | Содержание | ответственные |
Сентябрь | - Заключение договора с родителями; | Зам. Директора, воспитатели |
- Знакомство родителей с группой и воспитателями; | Воспитатели | |
- Анкета для родителей | Воспитатели | |
- Адаптационный лист. | Воспитатели | |
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; | Воспитатель | |
- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; | Воспитатели | |
- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад»; | воспитатели | |
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; | Воспитатели | |
- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении». | воспитатели | |
- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»; | Воспитатели | |
- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка» | Воспитатели | |
- Практическое упражнение « Вымой руки»; | Воспитатели | |
- массаж «Грибной дождь»; | воспитатели | |
- Консультации «Растим малыша здоровым», «Как одевать ребенка осенью»; | воспитатели | |
- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду», | воспитатели | |
- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; | воспитатели | |
- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»; | воспитатели | |
- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»; | воспитатели | |
- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой» | воспитатели | |
- Релаксация «Мячики отдыхают» | воспитатели | |
- Пальчиковые игры «Пальчики» | воспитатели | |
Октябрь | - Консультация «Где моя большая ложка?»; | Воспитатели |
- Игра-забава «Поймай пузырь». | Воспитатели | |
- Песенка «Ладушки - ладошки» | Воспитатели | |
- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки и часы» | Воспитатели | |
- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий»; | Воспитатели | |
- Игра «Наоборот», «Ладонь на ладонь», «Пропавший малыш» | Воспитатели | |
- Упражнение «Это- папа – мышь…» | Воспитатели | |
- Релаксация «Мышки отдыхают»; | Воспитатели | |
- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.», «Если ваш ребенок идет в детский сад…» | Воспитатели | |
- Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик», «Найди морковку»; | Воспитатели | |
- Чтение стихотворения А .Барто «Зайка» | Воспитатели | |
- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель» | Воспитатели | |
- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне» | Воспитатели | |
- Практическое упражнение «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку» | Воспитатели | |
- Опыты и эксперименты «Тонет - не тонет», «Узнай какая вода» | Воспитатели | |
- Пальчиковая гимнастика «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье» | Воспитатели | |
- цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки», русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»; | Воспитатели | |
- настольный, пальчиковый театры по мотивам русских народных сказок; | Воспитатели | |
Ноябрь | - игровая деятельность: «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в детский сад» | Воспитатели |
- Практическое упражнение «Помощники» | Воспитатели | |
- Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Путанница». | Воспитатели | |
- Пальчиковые игры «Этот пальчик», « Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся» | Воспитатели | |
- Чтение сказок В.Сутеева, русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и козлята» | Воспитатели | |
- Родительское собрание «Адаптационный период». | Воспитатели | |
- Диагностика адаптации к ДОУ | Воспитатели |
3-й этап «Заключительный»
1. Оформление проекта
2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по теме проекта
3. Подведение итога на педагогическом совете, презентация проекта
4. Оформление фото- выставки «Мы любим детский сад.»
Используемая литература
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.
3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68
4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.
5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для адаптации детей в детском саду «Здравствуй малыш». От 1,5 до 3 лет.
Занятия для малышей...
самоанализ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Как Малыш Гео шел в гости к Гномам».
Самоанализ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Как Малыш Гео шел в гости к Гномам»....
СТАТЬЯ. педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».
СТАТЬЯ.педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения.«Здравствуй, малыш». товила:Калинина Т. М....
Краткосрочный здоровьесберегающий проект по адаптации в группе раннего возраста «Здравствуйте, я пришел»
Актуальность проекта состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада....
Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2 – 2,5 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные о...
Буклет « Адаптация. Здравствуй малыш» группы раннего возраста
Адаптация. Здравствуй малыш группы раннего возраста Адаптация– это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. ...
Творческо-исследовательский проект в группе раннего возраста «Здравствуй малыш!»
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...