Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».
проект (младшая группа)
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2 – 2,5 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения.
«Здравствуй, малыш».
Пояснительная записка.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2 – 2,5 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, музыки, АРТ- терапии как необходимого условия по профилактике возможных стрессов.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада
Задачи:
- в направлении работы с детьми:
- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- снизить уровень заболеваемости;
- оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;
- Увлекать, удивлять и радовать детей музыкой
- Приучать внимательно слушать музыку.
- Побуждать к подпеванию и пению.
- Развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках.
- в направлении работы с педагогами:
- разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме
- консультации музыкального руководителя для воспитателей;
- в направлении работы с родителями:
- раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
- повышение родительской компетентности в музыкальном развитии ребенка;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форма работы (праздники и развлечения,..);
- познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
- создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.
- повышать коммуникабельность между родителями.
- привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
Средства достижения поставленных задач:
- применение различных игр,
- использование музыкально – игровых технологий,
- конструирования,
- использование музыки в режимных моментах;
- чтение художественной литературы,
- применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).
Участники проекта: педагог – психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети 2-3 летнего возраста, родители.
Срок реализации проекта: среднесрочный (5 месяцев). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Работа с родителями:
- Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
- «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр
- Информация в папках – передвижках;
- Проведение совместных праздников и развлечений.
Работа с педагогами:
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
- Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
- Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
- Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Работа с детьми:
- Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
- Развитие культурно-гигиенических навыков.
- Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
- Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
- Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
- Музыкально – игровые технологии - направлены на стабилизацию психического состояния ребенка, снижение уровня тревоги, поднимает эмоциональный положительный фон и настрой.
- Музыкальные занятия - стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, помочь благоприятно адаптироваться к детскому саду.
- Музыка в режимных моментах - накопление музыкальных впечатлений, способствует активизации интеллектуальной деятельности, создание благоприятного эмоционального климата в группе…
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
- Приобщение к музыкальному искусству.
Актуальность проблемы:
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.
- Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
- Подбор и изучение необходимой литературы, музыкального репертуара , подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
- Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений.
Основной этап
План реализации проекта
период | Содержание | Ответствен-ные |
Июнь | - Заключение договора с родителями; - Знакомство родителей с группой и воспитателями; - Ознакомительное родительское собрание - Карта наблюдения - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» (пр. 3); - Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад» (пр. 3); - Памятка родителям «Музыкальные занятия в детском саду» (пр. 3) | заведующий воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели музыкальный руководитель |
Август | - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; - Потешки «Для новичков», «При умывании» (м.24), «При кормлении» (м.19); - Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»; - Наблюдение за водой «Льется из крана водичка» - Практическое упражнение « Вымой руки»; - массаж «Грибной дождь»; - Консультации «Растим малыша здоровым», «Как одевать ребенка летом» (пр. 3); - Информация в папку – передвижку «Особенности музыкального развития детей 2-3 лет», «Пойте детям перед сном», «Создание музыкальной среды дома»; - Мини-лекция «Детская истерика» (пр. 3); - Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду» (пр. 3); - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» (пр. 1); - Подвижные игры: «Большие и маленькие ноги» (м.27), «Дождик и солнышко»(м.01), «Прокати мяч», «Зайка серенький сидит» ( пр. 4); - Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч» (пр.2); - Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой» - Релаксация «Мячики отдыхают»; - Пальчиковые игры «Пальчики» ( пр. 5), Музыкально – игровые технологии (пр. 7); - «Ласковая цепочка»( м.02) - «Музыкальные игрушки» (м.03) - «Волшебная погремушка» (м.04) Музыка в режимных моментах:Встреча с детьми Песня – приветствия (м.22), «Умывальная» Хижинской( пр.6; м.18); Прием пищи - «Наша каша хороша» Еремеевой (пр. 6), «Варись кашка» (м.15) Сон - «Спи моя радость, усни» (м.05) , Сонный релакс (06) Работа в уголках: Изо: «Вот мы взяли краски в руки» (м.07) «Скворушка прощается» Попатенко (м.08), «Вот оно какое лето» (м.46) Прогулка: «Воздушный шарик» (м.27), «Серенькая кошечка» Витлина (м.36) | воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели
воспитатели музыкальный руководитель воспитатели воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели воспитатели Музыкальный Руководитель воспитатели |
- Консультация «Где моя большая ложка?» (пр. 3); - Папка –раскладушка: «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание» (пр. 3). - Привлечение родителей к обустройству участка - Игра-забава «Поймай пузырь» (пр. 5). - Песенка «Ладушки - ладошки» (пр.7; м.09) - Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки»(пр.4) - Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий» (пр. 6); - Игра «Наоборот», «Ладонь на ладонь», «Пропавший малыш» - Упражнение «Это- папа – мышь…» - Релаксация «Мышки отдыхают»(м.10); - Информация в папку – передвижку «Приобщайте детей к музыке», «10 причин для занятия музыкой», «Музыка начинается в семье»(пр. 3) Музыкально – игровые технологии (пр. 7); - «Тишина и шум» (м.01) - «В гости к музыкальным игрушкам» (м.11) - «Игра в чихалочки» (м.12) - «Прогулка» (м.13) - «Кто как идет» (м.14) Музыка в режимных моментах (диск): Песни-приветствия Коротаевой, Олифировой (м.21), Умывание - «Умывальная» (пр. 6; м.18) Прием пищи – «Наша каша хороша» Еремеевой,«Варись кашка» (м.15) Наведение порядка в одежде - «Непослушные вещи» Русиной (пр.6), «Зонтик» (м.16) Сон - «Колыбельная медведицы» (м.17) Прогулка – «Жуки» Вишкаревой (м.29), «Корова» Раухвергера (м.30) Работа в уголках: Изо - «Коробка с карандашами» (м.28) Природа – «Зайчики» Черни (м. 35) «Серенькая кошечка» Витлина (м.36) | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели
Музыкальный руководитель Музыкальный Руководитель воспитатели | |
Сентябрь | ||
октябрь | - Занятие «Божья коровка» 1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Рисование пальчиками «Точки у божьей коровки»; - Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.», «Если ваш ребенок идет в детский сад…» (пр. 3) - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик», «Найди морковку»; - Чтение стихотворения А .Барто «Зайка» (пр.2) - Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель» (пр.6) - Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне» (пр. 4) - Практическое упражнение «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку» - Опыты и эксперименты «Тонет - не тонет», «Узнай какая вода» - Пальчиковая гимнастика «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье» (пр. 5) - Рисование «Лучика для солнышка», «Зернышки для петушка», Травка на лугу», «Раскрась репку» и др. - Лепка «Крошки для утят», «Горошек для петушка», «Угостим котика пряником» и др. - Конструктивная деятельность: «Заборчик для утят», «Дом для Мишутки» - цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки» (пр. 2), русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» (пр. 1); - настольный, пальчиковый театры по мотивам русских народных сказок; - Информация в папку – передвижку «Музыкальная аптека», «Зачем ребенку кукольный театр» (пр. 3), Музыкально-игровые технологии (пр. 7): - «Мой младший друг" - «Знакомство» - «Наш веселый оркестр» - «Король горы» (м.38) - «Эстафета с воздушным шариком» (м.37) - «Таря-маря» (м.39) - «Послушный барабан» (м.40) - «Веселый карнавал» Музыка в режимных моментах ( пр. 6): Песни-приветствия Боровик, , Еремеевой (м.34) Умывание - «Водичка-водичка»((м. 33) Прием пищи - «Варись, кашка» (м.41) Сон - «Глажу деточку» (м.42) Прогулка - «Веселое эхо» (м.44), «Кто березку причесал» Семеновой (м.43), «Какого цвета лето» (м.45) Работа в уголках (диск): Изо – песня «Щенок» (м.47), «Цап-царапки» (м. 49) Музыка -«Гармонь и балалаечка» (м. 25, 26) | Педагог-психолог Воспитатели воспитатели воспитатели
воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель воспитатель |
ноябрь | - Папка-раскладушка «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка» (пр. 3); - игровая деятельность: «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в детский сад» - Практическое упражнение «Помощники» - Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Путанница» (пр.1). - Пальчиковые игры «Этот пальчик», « Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки»(пр. 5) - Чтение сказок В.Сутеева, русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и козлята»(пр.1); - Рисование - «Гармонист Тимошка» Морозовой (м.23) - Лепка «Колбаска для собачки», «Заборчик для козлят» - Конструктивная деятельность: «Кроватка для матрешки» - Родительское собрание «Адаптационный период» (пр.3) - Адаптационный лист ребенка. Информация в папку – передвижку: «Музыкальная терапия», «Организация музыкальной деятельности дома», «Оркестр дома» (пр.3) Музыкально-игровые технологии (пр.7): - «Музыкальная сказка» - «Потешка» (м.50) - «Пузырек» (м.52) - «Здравствуй, киска» - «Угадай, что звучит» - «На бабушкином дворе» - «Наш паровозик» (м.53) - «Веселый бубен» (м.54) Музыка в режимных моментах: Песни-приветствия Боровик, Картушиной, Коротаевой, Олифировой, Еремеевой (пр. 6; м.22) Умывание - «Умывальная» Хижинской, «Было мыло» Еремеевой (пр. 6; м. 18,24,31,32,33) Прием пищи - «Наша каша хороша» Еремеевой (м.15, 41) Наведение порядка в одежде - «Непослушные вещи» Русиной, «В кармане у Вани» Русиной (пр. 6) Сон - «Колыбельная Светланы» (м.17) Прогулка - «Воробушки и автомобиль» (м.55), «Цыплята»(м.48) Работа в уголках: Изо - «Я рисую речку» (м.61) «Вот мы взяли краски в руки» Природа - «Песенка про щенка» Гусевой «Хомячок» Абелян (м.62) Музыка - «Гармонь и балалаечка» (м.26) | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Музыкальный руководитель воспитатели |
3-й этап «Заключительный»
1. Оформление проекта.
2. Разработка рекомендаций для воспитателей, музыкального руководителя и помощникам воспитателя по теме проекта.
3. Подведение итога на педагогическом совете, презентация проекта.
Используемая литература
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.
3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68
4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.
5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ По адаптации детей первой младшей группы «Здравствуй, детский сад!!!»
ПРОЕКТ По адаптации детей первой младшей группы «Здравствуй, детский сад!!!»...
Протокол родительского собрания в младшей группе " Адаптация детей в младшей группе"
В этом материале вы узнаете , как провести первое родительское собрание в младшей группе....
Результаты работы по использованию физкультминуток «Все цвета радуги» в адаптации детей 2 младшей группы к деятельности на занятии.
Презентация "Все цвета радуги"....
Родительское собрание в младшей группе «Адаптация детей в младшей группе. Знакомство с родителями»
Познакомить родителей воспитанников с содержанием, особенностями и условиями работы во 2 – ой младшей группе; с возрастными особенностями детей 3 – 4 лет. Дать понять р...
СТАТЬЯ. педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».
СТАТЬЯ.педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения.«Здравствуй, малыш». товила:Калинина Т. М....
Доклад на тему: «И снова адаптация!» Методы и приемы адаптации детей второй младшей группы к условиям ДОУ»
Консультация для воспитателей из опыта работы...
Проект по адаптации детей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25». Автор: Воспитатель : Леженникова Антонина Михайловна Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»
Вид проекта: краткосрочный 2 недели.Участники проекта: дети 1 младшей группы; родители детей, воспитатель.АктуальностьАдаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него сред...