Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».
проект (младшая группа)

Николаева Юлия Геннадьевна

         Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2 – 2,5  лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы   к  условиям дошкольного  учреждения.

«Здравствуй, малыш».

Пояснительная записка.

         Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

         В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

         Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2 – 2,5  лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект  строится на основе игровых упражнений.  В  проекте  включены элементы психогимнастики, музыки,  АРТ- терапии как необходимого условия по профилактике возможных стрессов.

         Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

     Цель: создание благоприятных условий  для социальной адаптации ребенка и их родителей к  условиям детского сада

Задачи: 

  • в направлении  работы с детьми:
  •  помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния  в период адаптации к детскому саду;
  •  развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  •  развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
  • обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • снизить уровень заболеваемости;
  • оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;
  • Увлекать, удивлять и радовать детей музыкой
  • Приучать внимательно слушать музыку.
  • Побуждать к подпеванию и пению.
  • Развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках.

  • в направлении  работы с педагогами:
  • разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме
  • консультации музыкального руководителя для воспитателей;

  • в направлении  работы с родителями:
  • раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
  • повышение родительской компетентности в музыкальном развитии ребенка;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форма работы (праздники и развлечения,..);
  • познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
  • создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.
  • повышать коммуникабельность между родителями.
  • привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.

Средства достижения поставленных задач:

  • применение различных игр,
  • использование музыкально – игровых технологий,
  • конструирования,
  • использование музыки в режимных моментах;
  • чтение художественной литературы,
  • применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Участники проекта:  педагог – психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети 2-3 летнего возраста,  родители.

Срок реализации проекта:  среднесрочный (5 месяцев). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

  • Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
  • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  • «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр
  • Информация в папках – передвижках;
  • Проведение совместных праздников и развлечений.

Работа с педагогами:

  • Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
  • Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
  • Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
  • Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

    Работа с детьми:

  •  Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
  •  Развитие культурно-гигиенических навыков.
  •  Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
  •  Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
  •  Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
  • Музыкально – игровые технологии -  направлены на стабилизацию психического состояния ребенка, снижение уровня тревоги, поднимает эмоциональный положительный фон и настрой.
  • Музыкальные занятия - стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, помочь благоприятно адаптироваться к детскому саду.
  • Музыка в режимных моментах -  накопление музыкальных впечатлений, способствует активизации интеллектуальной деятельности, создание благоприятного эмоционального климата в группе…

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей в вопросах воспитания,  обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  •  Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
  • Приобщение к музыкальному искусству.

Актуальность проблемы: 

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.
  • Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
  • Подбор и изучение необходимой литературы, музыкального репертуара , подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
  • Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений.

Основной этап

План реализации проекта

период

Содержание

Ответствен-ные

Июнь

- Заключение договора с родителями;

- Знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Ознакомительное родительское собрание

- Карта наблюдения

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» (пр. 3);

- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад» (пр. 3);

- Памятка родителям «Музыкальные занятия в детском саду» (пр. 3)

заведующий

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

музыкальный руководитель

Август

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;

- Потешки «Для новичков», «При умывании» (м.24), «При кормлении» (м.19);

- Подвижные игры:  «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;

- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»

- Практическое упражнение « Вымой руки»;

- массаж «Грибной дождь»;

- Консультации «Растим малыша здоровым»,  «Как одевать ребенка летом» (пр. 3);

- Информация в папку – передвижку «Особенности музыкального развития детей 2-3 лет», «Пойте детям перед сном», «Создание музыкальной среды дома»;

- Мини-лекция «Детская истерика» (пр. 3);

- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду» (пр. 3);

- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» (пр. 1);

- Подвижные игры: «Большие и маленькие ноги» (м.27),  «Дождик и солнышко»(м.01), «Прокати мяч», «Зайка серенький сидит» ( пр. 4);

- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч» (пр.2);

- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»

- Релаксация «Мячики отдыхают»;

- Пальчиковые игры «Пальчики» ( пр. 5),

Музыкально – игровые технологии (пр. 7);

- «Ласковая цепочка»( м.02)

- «Музыкальные игрушки» (м.03)

- «Волшебная погремушка» (м.04)

Музыка в режимных моментах:Встреча с детьми  Песня – приветствия (м.22), «Умывальная» Хижинской( пр.6; м.18);

Прием пищи - «Наша каша хороша» Еремеевой (пр. 6), «Варись кашка» (м.15)

Сон - «Спи моя радость, усни» (м.05) , Сонный релакс (06)

Работа в уголках:

Изо: «Вот мы взяли краски в руки» (м.07)

«Скворушка прощается» Попатенко (м.08), «Вот оно какое лето» (м.46)

Прогулка: «Воздушный шарик» (м.27), «Серенькая кошечка» Витлина (м.36)

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

 

воспитатели

музыкальный руководитель

 воспитатели

 воспитатели

 

 

воспитатели

 

 воспитатели

 

воспитатели

воспитатели

Музыкальный

Руководитель

воспитатели

- Консультация «Где моя большая ложка?» (пр. 3);

- Папка –раскладушка: «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание» (пр. 3).

- Привлечение родителей к обустройству участка

- Игра-забава  «Поймай пузырь» (пр. 5).

-  Песенка «Ладушки - ладошки» (пр.7; м.09)

- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки»(пр.4)

- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий» (пр. 6);

-  Игра «Наоборот», «Ладонь на ладонь», «Пропавший малыш»

-  Упражнение «Это- папа – мышь…»

- Релаксация «Мышки отдыхают»(м.10);

- Информация в папку – передвижку «Приобщайте детей к музыке», «10 причин для занятия музыкой»,

«Музыка начинается в семье»(пр. 3)

Музыкально – игровые технологии (пр. 7);

- «Тишина и шум» (м.01)

- «В гости к музыкальным игрушкам» (м.11)

- «Игра в чихалочки» (м.12)

- «Прогулка» (м.13)

- «Кто как идет» (м.14)

Музыка в режимных моментах (диск):

Песни-приветствия  Коротаевой, Олифировой (м.21),

Умывание - «Умывальная» (пр. 6; м.18)

Прием пищи – «Наша каша хороша» Еремеевой,«Варись кашка» (м.15)

Наведение порядка в одежде - «Непослушные вещи» Русиной (пр.6), «Зонтик» (м.16)

Сон - «Колыбельная медведицы» (м.17)

Прогулка – «Жуки» Вишкаревой (м.29), «Корова» Раухвергера (м.30)

Работа в уголках:

Изо - «Коробка с карандашами» (м.28)

Природа – «Зайчики» Черни (м. 35) «Серенькая кошечка» Витлина (м.36)

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 Воспитатели

 Воспитатели

 Воспитатели

 Воспитатели

 

Музыкальный руководитель

Музыкальный

Руководитель

воспитатели

Сентябрь

октябрь

- Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

7. Рисование пальчиками «Точки у божьей коровки»;

- Консультация «В царстве упрямства и капризов.

Кризис трех лет.», «Если ваш ребенок идет в детский сад…» (пр. 3)

- Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик», «Найди морковку»;

- Чтение стихотворения А .Барто «Зайка» (пр.2)

- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель» (пр.6)

- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне» (пр. 4)

- Практическое упражнение «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку»

- Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет», «Узнай какая вода»

- Пальчиковая гимнастика «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье» (пр. 5)

- Рисование «Лучика для солнышка», «Зернышки для петушка», Травка на лугу», «Раскрась репку» и др.

- Лепка «Крошки для утят», «Горошек для петушка», «Угостим котика пряником» и др.

- Конструктивная деятельность: «Заборчик для утят», «Дом для Мишутки»

- цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки» (пр. 2), русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» (пр. 1);

- настольный, пальчиковый театры по мотивам русских народных сказок;

- Информация в папку – передвижку «Музыкальная аптека», «Зачем ребенку кукольный театр» (пр. 3),

Музыкально-игровые технологии (пр. 7):

- «Мой младший друг"

- «Знакомство»

- «Наш веселый оркестр»

- «Король горы» (м.38)

- «Эстафета с воздушным шариком» (м.37)

- «Таря-маря» (м.39)

- «Послушный барабан» (м.40)

- «Веселый карнавал»

Музыка в режимных моментах ( пр. 6):

Песни-приветствия Боровик, , Еремеевой  (м.34)

Умывание - «Водичка-водичка»((м. 33)

Прием пищи - «Варись, кашка» (м.41)

Сон - «Глажу деточку» (м.42)

Прогулка -  «Веселое эхо» (м.44),  «Кто березку причесал» Семеновой (м.43), «Какого цвета лето» (м.45)

Работа в уголках (диск):

Изо – песня «Щенок» (м.47), «Цап-царапки» (м. 49)  

Музыка -«Гармонь и балалаечка»  (м. 25, 26)

Педагог-психолог

Воспитатели

воспитатели

воспитатели

 

 воспитатели

 Воспитатели

Воспитатели

 Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

воспитатель

ноябрь

- Папка-раскладушка «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка» (пр. 3);

- игровая деятельность: «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в детский сад»

- Практическое упражнение «Помощники»

- Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Путанница» (пр.1).

- Пальчиковые игры «Этот пальчик»,  « Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки»(пр. 5)

-  Чтение сказок  В.Сутеева, русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и козлята»(пр.1);

- Рисование - «Гармонист Тимошка» Морозовой (м.23)

- Лепка «Колбаска для собачки», «Заборчик для козлят»

-  Конструктивная деятельность: «Кроватка для матрешки»

- Родительское собрание «Адаптационный период» (пр.3)

- Адаптационный лист ребенка. 

Информация в папку – передвижку:

«Музыкальная терапия», «Организация музыкальной деятельности дома»,  «Оркестр дома» (пр.3)

Музыкально-игровые технологии (пр.7):

- «Музыкальная сказка»

- «Потешка» (м.50)

- «Пузырек» (м.52)

- «Здравствуй, киска»

- «Угадай, что звучит»

- «На бабушкином дворе»

- «Наш паровозик» (м.53)

- «Веселый бубен» (м.54)

Музыка в режимных моментах:

Песни-приветствия Боровик, Картушиной,  Коротаевой, Олифировой, Еремеевой (пр. 6; м.22)

Умывание - «Умывальная» Хижинской, «Было мыло» Еремеевой (пр. 6; м. 18,24,31,32,33)

Прием пищи - «Наша каша хороша» Еремеевой (м.15, 41)

Наведение порядка в одежде - «Непослушные вещи» Русиной, «В кармане у Вани» Русиной (пр. 6)

Сон - «Колыбельная Светланы» (м.17)

Прогулка - «Воробушки и автомобиль» (м.55), «Цыплята»(м.48)

Работа в уголках:

Изо - «Я рисую речку» (м.61)

«Вот мы взяли краски в руки»

Природа - «Песенка про щенка» Гусевой

«Хомячок»  Абелян (м.62)

Музыка - «Гармонь и балалаечка» (м.26)

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

воспитатели

3-й этап «Заключительный»

1. Оформление проекта.

2. Разработка рекомендаций для воспитателей, музыкального руководителя  и помощникам воспитателя по теме проекта.

3. Подведение итога на педагогическом совете, презентация проекта.

Используемая литература

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.

3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68

4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.

5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.

6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ По адаптации детей первой младшей группы «Здравствуй, детский сад!!!»

ПРОЕКТ  По адаптации детей первой  младшей группы «Здравствуй, детский сад!!!»...

Протокол родительского собрания в младшей группе " Адаптация детей в младшей группе"

В этом материале вы узнаете , как провести первое родительское собрание в младшей группе....

Родительское собрание в младшей группе «Адаптация детей в младшей группе. Знакомство с родителями»

Познакомить родителей воспитанников с содержанием, особенностями и условиями работы во 2 – ой младшей группе; с возрастными особенностями детей 3 – 4 лет. Дать понять р...

СТАТЬЯ. педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».

СТАТЬЯ.педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы   к  условиям дошкольного  учреждения.«Здравствуй, малыш». товила:Калинина Т. М....

Проект по адаптации детей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25». Автор: Воспитатель : Леженникова Антонина Михайловна Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»

Вид проекта: краткосрочный 2 недели.Участники проекта: дети 1 младшей группы; родители детей, воспитатель.АктуальностьАдаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него сред...