ТИКО - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования алгоритмических умений у дошкольников. Автор раскрывает особенности использования ТИКО - конструирования как средства формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гончарова М.В.,
Воспитатель, г. Белгород, РФ
ТИКО - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования алгоритмических умений у дошкольников. Автор раскрывает особенности использования ТИКО - конструирования как средства формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
Алгоритмы, алгоритмические мышление, алгоритмические умения, дошкольный возраст, конструирование, ТИКО - конструирование.
В настоящее время, когда технологии развиваются очень стремительно, обществу необходимо выполнять четкие задачи действия, последовательно идущие друг за другом операции для достижения конкретной цели. Современные технологии, информационные процессы подразумевает наличие таких умений, которые помогают соблюдать определенную последовательность действий при их использовании, поэтому актуальность проблемы формирования умений работать в соответствие с алгоритмом и составлять этот алгоритм возрастает.
Алгоритмические умения позволяют детям делить сложные действия на ряд более простых и через четкую организованную последовательность действий достигать необходимый результат. Кроме этого формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста выступает в качестве основы овладения ими универсальными предпосылками к будущей учебной деятельности [3]. Алгоритмические умения представляют собой совокупность умений, включающая умение к пониманию и выполнению алгоритмов, правил, предписаний, умений работать в соответствии с образцом, осознание важности планировать свои действия, а также умения к самостоятельному составлению алгоритмов, анализировать, корректировать собственную деятельность, списывать ее языком и средствами, понятными окружающим [2].
Детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить с понятиями алгоритма, правила, последовательности, способствовать формированию представлений о последовательности событий, действий, осознанности значимости правил в жизни, выраженных в режиме дня, правилах гигиены, принятии пищи, переходе через дорогу и др., важной роли алгоритмов в жизни любого человека – этике, расписание, кулинарные рецепты и пр., осознания важности алгоритмов при обучении (привила счета, решение задач и др.) и в игровой деятельности (игры с правилами), а также формирование умение действовать с готовыми алгоритмами и составлять их самостоятельно [1].
Чтобы освоить детям поэтапность действий, можно предложить конструирование с помощью ТИКО - конструктора. Ниже представлена схема формирования алгоритмических умений и алгоритмических умений в процессе ТИКО - конструирования (рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования алгоритмических умений
и алгоритмических умений в процессе ТИКО - конструирования
Начинать конструировать из плоскостных фигур по схеме целесообразнее всего, когда дети освоили скрепление деталей ТИКО - конструктора. Сначала следует предлагать конструирование элементарных плоскостных фигур, учить сопровождать действия речью. На этом этапе необходимо научить различать геометрические фигуры, читать схемы, выполнять алгоритмы действий в ходе конструирования. После этого можно приступать к работе по придумыванию элементарных схем плоскостных конструкций. Если дошкольники не затрудняются придумывать постройки, то можно с ними обсуждать этапы ее выполнения, изображать схему на листе бумаги. Этот этап способствует формированию у детей умения придумывать постройки, выделять последовательность своих действий, располагать схему на листе бумаги.
Наиболее сложным является формирование у детей алгоритмических умений через объемное конструирование, когда они учатся читать сложные схемы, в которой представлен алгоритм построения единой конструкции из нескольких этапов. Этот этап не всем детям доступный из - за своей сложности, однако, если кто - то из группы может придумывать схемы сборы несложных объемных конструкций, то это свидетельствует о высоком уровне развития логического мышления.
Список использованной литературы
- Воронина Л.В. Инновации в содержании математического образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Кол. монография / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Екатеринбург. 2016. С. 182 - 190.
- Угюмова Е.А. Условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 94 - 99.
- Шаяхметова З.П. Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе ТИКО - конструирования / З. П. Шаяхметова. // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 2 (39).
© Гончарова М.В., 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей детского сада "Формирование алгоритмических умений дошкольников"
В консультации содержит практические советы по формированию алгоритмических умений у дошкольников....
Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста
АЛГОРИТМИКА – первый этап изучения робототехники в ДОУ...
Презентация «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»
Презентация "Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников"
Данный мастер-класс направлен на использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников....
Статья. "Lego-конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ"
Научно-практическая интернет-конференция«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: лучшие практики»...
Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников
Актуальность. Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Даже режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие современного общества неразрывно связано с научно- техническим прогрессом, информатизация общества - это глобальный социальный процесс, одним из приоритетных направлений процесса информатизац...