Статья. "Lego-конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ"
статья (подготовительная группа)

Научно-практическая интернет-конференция

«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: лучшие практики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samoylenko_n.n_1.docx984.04 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая интернет-конференция

«Образование  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: лучшие практики»

Секция 3

«Методическая копилка воспитательного блока: работа с детьми с ОВЗ»

Тема: «Lego-конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ»

Автор: Самойленко Наталия Николаевна

Воспитатель СП детский сад «Золотой ключик» ГБОУ СОШ с. Подстепки

Самара 2022

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определенные требования к овладению дошкольниками необходимым уровнем коммуникативных навыков во всех видах деятельности. Дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должны «овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и т.д.»  [5]. А для достижения воспитанниками заданных целевых ориентиров в дошкольном учреждении важно создать такую образовательную среду, которая будет стимулировать их коммуникативные умения, способствовать развитию познавательной активности и речи.

Дети с ОВЗ – это особая категория дошкольников, формирование коммуникативной компетентности которых чрезвычайно актуальная проблема, так как степень её сформированности влияет не только на результативность их обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.

Успешная социализация детей с ОВЗ зависит от того насколько они умеют сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить. Поэтому при формировании коммуникативной компетентности необходимо опираться на их возможности и, в первую очередь, развивать:

- «способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;

- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

- умение воспринимать речь;

- умение соблюдать очередность в разговоре;

- умение выражать эмоции вербальными и невербальными способами;

- умение применять навыки общения в повседневной жизни» [2].

Наш детский сад «Золотой ключик» посещают дети с нарушениями в развитии речи, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Трудности общения наших воспитанников с ОНР проявляются в несформированности у них основных форм коммуникации, сниженной потребности в общении, его ситуативном характере, незаинтересованности в контакте, невыполнении норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, т.е. в отсутствии самой культуры общения. Полноценному общению детей с ОНР препятствуют бедность и недифференцированность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, несовершенство связной речи. Поэтому целенаправленное формирование коммуникативной деятельности детей и достижение ее развивающего эффекта становится возможным при создании специальных образовательных условий в детском саду. «Одной из форм этих условий – систематическое, регламентированное, специально организованное коммуникативное обучение, которое обеспечит возможность ребенку с ОНР правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях» [1].

Современным средством, которое через созидательную игру помогает решать проблемы коммуникации ребенка с ОВЗ в специально организованном коммуникативном обучении, является Lego-конструирование. Основная цель в Lego-конструировании – научить дошкольников эффективно взаимодействовать в парах, подгруппе в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора. В процессе такого интерактивного взаимодействия происходит совместное освоение знаний, развитие коммуникативных навыков и умений, речи [4].

Поэтому в качестве средства оптимизации работы с детьми с ОНР по коммуникативному развитию стали использовать Lego-конструирование. Поскольку оно «даёт возможность объединить детей не только общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, но и позволяет каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность и творчество» [3].

Мы определили задачи формирования коммуникативной компетентности:

- формировать правильность речи;

- развивать коммуникативные умения: слушать собеседника, договариваться, адресовать высказывания, выражать чувства симпатии, формировать открытость, доброжелательность;

- формировать умение видеть цель высказывания и прогнозировать его результат;

- воспитывать культуру общения (речевой этикет).        

Решение поставленных задач осуществляли в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непрерывной образовательной деятельности, в проектной деятельности.

Алгоритм нашей работы по развитию коммуникативной компетентности в процессе Lego-конструирования был таким. В первую очередь, при создании постройки вместе с детьми обсуждали какая она должна быть, составляли план её возведения. Обратили внимание на то, что во время обсуждения дети старались согласовывать свои интересы с интересами партнеров, объяснять свой замысел,  доказать правильность того или иного решения. 

Далее, организовывая работу в парах или подгруппах, создавали различные постройки, например, «Домики для зверей», «Морское путешествие», «Стройка». В процессе создания построек предлагали дошкольникам речевой образец по определенной схеме, т.е. все свои действия ребенок для партнеров по игре проговаривал вслух: Что я делаю? Что я хочу сделать? Как я буду делать? Отметили, что дети с интересом распределяли обязанности в паре или подгруппе: кто что строит и к чему присоединяет, анализировали результаты коллективного конструирования.

Таким образом, в ходе создания построек воспитанники получали практические навыки ролевого диалога, у них развивались умения договариваться друг с другом, пояснять и объяснять свои действия, сотрудничать, работать в команде, достигать желаемого результата.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Интернет конференция\Фото к статье\IMG-2940d6cb5fef9073e3c170565176fda5-V.jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Интернет конференция\Фото к статье\IMG-cc5e0dd65faede19b13ee8959bb6d4fb-V.jpg

Затем созданные детьми постройки использовали в непосредственной образовательной деятельности при обучении рассказыванию, описанию. Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы, рассказы способствовали расширению пассивного и активного словаря, развитию связной речи и умения обобщать, делать выводы. 

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Интернет конференция\Фото к статье\IMG-59f504e5df8326a5dd928e39c80390f1-V.jpgC:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Интернет конференция\Фото к статье\IMG-ebef30e98b3b88acdacf70352f367d89-V.jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Интернет конференция\Фото к статье\IMG-749ad38493022a95e1b077dc0329c73b-V.jpgC:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Интернет конференция\Фото к статье\IMG-9d6b67e22ecd617809b69f83d8698019-V.jpg

Таким образом, в специально организованном коммуникативном обучении с использованием Lego-конструирования мы помогали нашим воспитанникам с ОНР преодолевать коммуникативные и речевые трудности, развивали их компетентность, способствовали расширению социальных контактов. Мы научили детей работать в паре и коллективе, общаться, поддерживать беседу со взрослыми и детьми, обсуждать. Дети в свободной деятельности стали применять полученные навыки: умение договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации.

Формирование коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте – актуальная проблема, решение которой имеет огромное значение для социализации и развития личности ребенка. Мы, педагоги должны помочь детям приобрести компетентности, помогающие жить в современном мире, научить их налаживать контакты, помочь найти свое «я» в обществе людей.

Список литературы

1. Осипенко Н.В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. – 2017. – № 1.1 (11.1). – С. 17-20. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1774/(дата обращения: 26.10.2022).

2. Погодаева А.В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 625-627. – URL: https://moluch.ru/archive/149/42261/ (дата обращения: 26.10.2022).

3. Рыжкина Е.А. Формирование коммуникативных умений и навыков у дошкольников через конструирование // Актуальные исследования. – 2020. –  №18 (21).  – С. 93-95. – URL: https://apni.ru/article/1208-formirovanie-kommunikativnikh-umenij-i-navik (дата обращения: 26.10.2022).

4. Савчишина Д.А Использование Lego-конструирования в работе с детьми с ОВЗ – URL: https://урок.рф/library/kak_legokonstruktor_pomogaet_razvivatsya_detyam_s_164426.html (дата обращения: 26.10.2022).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federal nyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 26.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...

"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....

Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации....

Консультация: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников»

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения ...

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...

Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".

ldquo;Ввести ребёнка в мир человеческих отношений— одна из важных задач воспитания личностиребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...