«Как соблюдать педагогический такт в общении с родителями»
методическая разработка

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Как соблюдать педагогический такт в общении с родителями»

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все, о чем шла речь, приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Давайте разберемся: что такое профессиональная компетентность, и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.) Глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки:

Личностные качества и установки (личностный компонент):

Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;

Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент):

О семье;

О воспитательном потенциале семьи;

Об особенностях семейного воспитания;

О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;

О методах изучения семьи;

О современных формах организации общения;

О методах активизации родителей.

Умение и навыки (деятельностный компонент):

Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения;

Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д.

Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.;

Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д.;

Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь;

Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями,

понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:

Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

Стремиться к активному и содержательному общению с родителями целью оказания им помощи в воспитании детей;

Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие, профессионально значимые качества;

Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую

информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Воспитатель должен:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;

Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей;

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе;

Давать родителям возможность высказываться, не перебивая их;

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми и общительными. Современное дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижения реального сотрудничества между детским учреждением и семьей.

Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем в ДОУ. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены сами себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома- прогулка. Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительные отношения, найти верное направление разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

-никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка

-сначала отметьте положительные факты его жизни

-если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично

-желательно давать точные и обоснованные советы

-вселять в родителей веру в своего ребенка

-щадите самолюбие родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями"

Консультация для воспитателей "Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями"...

Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями

Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями...

Консультация для родителей "Педагогический такт в семейном воспитании"

Мать и отец лелеют светлую мечту: воспитать своих детей людьми, отвечающими самым высоким моральным требованиям. Родители знают, что личность ребенка складывается во многом под влиянием семейных отно...

Педагогическое мастерство в общении с родителями

данный материал это занятие творческой группы педагогов по работе с родителями "В кругу семьи". Материал поможет педагогу - психологу или методисту в работе с педагогами. Материал предоставлен ввиде и...

Консультация для воспитателей "Как соблюдать такт в беседе с родителями"

В данной статье раскрыты основные нюансы взаимотношений педагогов с родителями воспитанников. Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие роди...