«Как соблюдать педагогический такт в общении с родителями»
методическая разработка
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_soblyudat_pedagogicheskiy_takt_v_obshchenii_s_roditelyami.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как соблюдать педагогический такт в общении с родителями»
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все, о чем шла речь, приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Давайте разберемся: что такое профессиональная компетентность, и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.) Глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки:
Личностные качества и установки (личностный компонент):
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент):
О семье;
О воспитательном потенциале семьи;
Об особенностях семейного воспитания;
О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
О методах изучения семьи;
О современных формах организации общения;
О методах активизации родителей.
Умение и навыки (деятельностный компонент):
Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения;
Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д.
Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.;
Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д.;
Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь;
Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями,
понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:
Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
Стремиться к активному и содержательному общению с родителями целью оказания им помощи в воспитании детей;
Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие, профессионально значимые качества;
Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую
информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Воспитатель должен:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;
Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей;
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе;
Давать родителям возможность высказываться, не перебивая их;
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми и общительными. Современное дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижения реального сотрудничества между детским учреждением и семьей.
Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем в ДОУ. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены сами себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома- прогулка. Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительные отношения, найти верное направление разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
-никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка
-сначала отметьте положительные факты его жизни
-если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично
-желательно давать точные и обоснованные советы
-вселять в родителей веру в своего ребенка
-щадите самолюбие родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями"
Консультация для воспитателей "Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями"...
Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями
Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями...
Консультация для родителей "Педагогический такт в семейном воспитании"
Мать и отец лелеют светлую мечту: воспитать своих детей людьми, отвечающими самым высоким моральным требованиям. Родители знают, что личность ребенка складывается во многом под влиянием семейных отно...
Педагогическое мастерство в общении с родителями
данный материал это занятие творческой группы педагогов по работе с родителями "В кругу семьи". Материал поможет педагогу - психологу или методисту в работе с педагогами. Материал предоставлен ввиде и...
Консультация для педагогов ДОУ "Педагогический такт в беседе с родителями".
Консультации для педагогов и родителей...
Консультация для воспитателей "Как соблюдать такт в беседе с родителями"
В данной статье раскрыты основные нюансы взаимотношений педагогов с родителями воспитанников. Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие роди...
Педагогическая этика в общении с родителями
Советы для педагогов ДОУ...