Самообразование. Диалоговая речь в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._dialogovaya_rech._ivanova_s.yu_.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1482

План по самообразованию по месяцам

на 2021 - 2022 учебный год.

Воспитатель  - Иванова Светлана Юрьевна

Тема: “ Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

.”

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л.П. Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.

Диалог — это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой. Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:

  • соблюдение очередности в разговоре;
  • необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;
  • поддерживать общую тему разговора.

Поскольку в диалоге жесты или мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником.

Диалог предполагает:

*проявлять уважение и внимание к собеседнику.

Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: *говорить спокойно

* доброжелательно

* с умеренной громкостью

строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему.

Цель и задачи развития диалогической речи детей

*Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения;

*Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения;

*Учить детей вступать в речевое общение различными способа
ми: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать
вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.

*Формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

*Развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Правила ведения диалога:

*соблюдать очередность в разговоре;

*выслушивать собеседника, не перебивая;

*поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

*проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;

*не говорить с полным ртом;

*говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

*использовать литературную лексику;

*строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.

Месяц

Тема

Содержание работы

Примечание

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме

Индивидуальная работа.

Октябрь

Игра-ситуация:

*Просьба-разрешение.

*Просьба-побуждение.

Благодарность.

Дидактические игры.

Речевые Подвижные игры.

Просьба - разрешение: - Можно я... - Разреши (те)... - Разреши (те), пожалуйста.

(Пожалуйста. -Да(Да-да).

-Ладно.

-С удовольствием. –Нет)

Просьба - побуждение:

-... пожалуйста,

- Если нетрудно... - Если можно... - Очень тебя прошу... - Ты не можешь? - Вы не смогли бы?

(- Охотно.

- Я не против. - Не возражаю. - Сейчас.

- Не могу...

 - Я хотел бы, но... - К сожалению...)

Благодарность.

- Спасибо.

- Большое спасибо. - Спасибо Вам (тебе).

- Я благодарен Вам

(- Пожалуйста.

- Не за что.

- Не стоит.

- На здоровье.

 - Мне было приятно помочь)

Дидактические игры:

«Так бывает или нет?

(«Небылицы»)

(Цель: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

«Справочное бюро» 

(Цели. Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п. )

«Вежливые поиски» 

(Цель. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее. )

Подвижная игра:

«Кошка и воробушки»

Все отказы сопровождаются извинением и мотивировкой

За... (указывается повод для благодарности)

Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.

Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, а также внимание и память.

Ноябрь

Игра ситуация:

*Предложение.

*Извинение.

*Приглашение.

*Совет.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактическая игра.

Речевые подвижные игры

Предложение:

- Давай (те)...

- Прошу...

- Возьмите...

- Садитесь, пожалуйста.

- Хотите (хочешь) я помогу?

(Согласие:

- Ладно, я согласен. - Спасибо (и др.). Отказ:

- Спасибо, не беспокойтесь.

- Спасибо, я сам (а).

- Извините, но...)

Извинение:

- Простите меня.

- Простите (извините),

пожалуйста.

- Не обижайся (тесь).

- Не сердись (тесь).

- Я виноват (а)

(- Пожалуйста.

- Ладно.

- Ничего.

- Не стоит извинений.

- Я не сержусь.

- Ну что Вы (ты)!

- Да что Вы (ты)!)

Приглашение:

- Разреши (те)

пригласить на день

рождения (праздник,

танец...).

- Я хочу пригласить

тебя (вас)... Ты (Вы)

придешь (те)?

- Приходи (те), если

сможешь (те), в гости

(на день рождения).

Буду (очень) рад (а).

- Прошу к столу..

(- Спасибо за

приглашение,

обязательно приду.

- Спасибо за

приглашение, но прости

(те), прийти не могу.

- С удовольствием.

- Я готов (а))

Совет:

- Ты не хотел бы

сделать так-то..?

- Сделай так-то,

по-моему, будет лучше.

- Можно, мой совет?

(- Спасибо, ты прав (а).

- Согласен (а), так и

сделаю.

- Извини, я сам (а).

- Извини, пожалуйста,

но мне хотелось бы

самому (самой) решить,

как будет правильно)

Дидактическая игра:

Волшебный ключ

(Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.)

Сюжетно-ролевые игры:

«Детский сад»

Игровые ситуации:

 «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др.

«Магазин:

Игровые ситуации 

«В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», 

«Ткани», 

«Сувениры», «Кулинария», «Книги»,

 «Спорттовары».

Подвижная игра

«Колобок»

Желательно, чтобы все отказы мотивировались

 

За... (мотивируется

извинение:я

нечаянно... я не

подумала...)

отказы

мотивировируем.

Декабрь

Игра с мячом

Сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра

«Кто кем был»

Воспитатель бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч  отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект.

«Подскажи словечко»

Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

 -Ворона каркает, а сорока?

 Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

 -Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

 -Сова летает, а кролик?

 -Корова ест сено, а лиса?

 -Крот роет норки, а сорока?

 -Петух кукарекает, а курица?

 -Лягушка квакает, а лошадь?

Сюжетно-ролевые игры:

«Парикмахерская»

(Задачи:  воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу).

Дидактическая игра

«Спрашиваем сами»

(Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. 
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки; сюжетная картинка, к которой можно задать вопросы).

Цель: развитие мышления, расширение словаря.

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Январь

Театральная деятельность.

Виды театра:

магнитный, настольный, пальчиковый.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра на развитие внимания.

Рассказ о видах театра.

Показ сказки «Теремок» на магнитном театре

Сказочный театр для детей «Три поросенка» Повторение сказки. Распределение ролей.

Сюжетно-ролевая игра

«День рождения».

(Цель: Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет, продолжать учить ролевому взаимодействию, упражнять в ведении диалога в игре).

ИГРЫ С ТЕЛЕФОНОМ

(Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет, а также правила диалога)

Подвижная игра:

«Слушая команду!»

Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:

«дерево» - остановка руки вверх;

«куст» - приседают;

«ручей» - прыгают на месте

«тропинка» - встают парами.

 

Задачи:

*развитие внимания, речи, памяти, воображения

*снятие эмоционального напряжения

*развитие артистизма

*развитие умения слушать партнера

Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации.

Февраль

Кукольный театр и театрализованные игры (режиссерские игры и игры-драматизации.)

Режиссерские игры

    Помочь детям  самостоятельно создать сцены. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Дети выбирают персонажей и показывают сценки, играют парами.

   Игры-драматизации с пальчиками –

 Дети надевают на пальцы героев, но как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Игра сказок «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ сказок  осуществляется за ширмой).

      Импровизация – 

Знакомство детей с разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.

Экспромт-сказка «Курочка Ряба».

Заготавливаются карточки для игроков с изображением героев. Желающий игрок вытягивает из «Чудесного мешочка» себе роль и прикалывает  карточку. Добавляются атрибуты: для деда - кепка, для бабы – платок и т. д. Автор читает сказку, а игроки выполняют действия по тексту:

Жили – были дед да баба.

Дед отменный спортсмен.

А баба: губы накрасит, глаза подведет, и давай семечки щелкать.

И была у них курочка Ряба. Курочка как курочка, перья растопырит, нахохлит гребешок, попкой повиливает и, снесла курочка яичко.

Яичко не простое - оно крутое потому оно и золотое!

Дед он же спортсмен. Размялся, потянулся, подошел к яичку то с одной стороны, то с другой. И стал бить…

А яичко не боится, оно надулось и такое крепкое, крепкое.

Дед бил, бил не разбил. Потому что яичко не простое, оно крутое на руках золотые перстни.

Баба : глазенками  по сторонам водит и семечки щелкает.

Яичко опять надулось…

Баба била, била – не разбила.

Яичко то наше не простое, оно крутое на каждом пальце по перстню.

Вдруг мышка прибежала. Мышка серенькая, пушистая.Она бегает и пищит: «пи-пи-пи». Хвостик у нее длинный предлинный. Машет она им тихо, неслышно.

Мышка к яичку на носочках бежала, длинным хвостиком махала. Вдруг как хвостиком махнула!

Яичко то и закричала: «, я крутое! ААА», но оно упало и разбилось.

Дед хоть и спортсмен – плачет.

Баба она и есть баба, тоже плачет.

А курочка: перья растопырит, гребешок нахохлит,попкой повиливает и кудахчет: «яичко потому сразу не билось, потому что его обработали «зубной пастой». А вы, все

К-Р-У-Т-О-Е, З-О-Л-О-Т-О-Е! курочка подходит к разбитому яичку. Хочет его склеить, а яичко хоть и разбитое, но все такое классное, сверкающее – золотое все - таки. Так и хочет яичко свои ручонки протянуть к курочке.

А курочка попкой виляет,яичко гладит и кудахчет: «ладно не плачьте дед с бабой и ты мышка не реви. Снесу вам яичко не золотое - простое».

Мышка сразу хвостом замахала, на носочках побежала и запищала «пи-пи-пи».

Дед спорт бросил к курочке побежал, обрадовался, стал гладить курочке по гребешку.

Бабка яичко собрала, на полочку положила.

Стали все яичком любоваться.

Бабка про семечки позабыла только о курочке и думает, перышки ей расправляет.

Вот и сказка заканчивается.

Яичко красивое от него красота так и пышет.

Дед с одной стороны курочку поглаживает.

Баба с другой стороны.

Мышка носится и пищит.

Сказка окончена. Спасибо за внимание. Все герои выходят на поклон.

Игра «Узнай эмоцию и Покажи ».

Задачи:

*Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

* Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. *Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

*Развивать память, мышление, воображение, внимание детей

Март

Апрель

Потешки

Дидактические игры.

Подвижная игра.

Международный день книги.

День космонавтики

Дидактические игры.

Читаем и заучиваем по ролям потешку про зайца,  стихотворения С. Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»

Дидактические игры:

«Угадай, какой предмет загадали» 

Цель.

(Освоение умения формулировать вопросы в беседе в различной форме при опоре на наглядное содержание. )

Блок «СООБЩЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» 

* «Игровые диалоги»

 (Цель. Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность. )

* «Хорошо – плохо» 

(Цели. Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение.) 

* «Похожи – непохожи» 

(Цели. Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения. )

* «Отвечай быстро» 

(Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника. )

Подвижная игра:

Подвижная игра «Чижик»

Ребята приносят из дома свою любимую книгу.

С помощью считалочки выбираем выступающего и задающего вопросы. Ребята ведут диалог с помощью вопросов.  Один задает вопрос о книге-другой отвечает.

Досуг на тему космоса.

Подвижная игра нацеливает детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.

Май

День победы.

Дидактические игры.

Театрализованная игра «Госпиталь».

Викторина.

«Каким должен быть настоящий солдат/Словесная

Дети проигрывают всю процедуру поступления раннего бойца в госпиталь, приема, оказания помощи, заполнение карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по развитию речи для старшей группы

Развитие компонентов устной речи и практическое овладение нормами речи через различные формы деятельности с детьми.Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по ...

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе»

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» на 2015-2016 учебный год.Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны.Тема: «Воспита...

Самообразование по развитию речи в старшей группе «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС»

В самообразование подготовлен материал по развитию речи для  саморазвития педагога....

План самообразования по развитию речи в старшей группе

Индивидуальный план самообразованиюТема: "Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе дошкольного учреждения"...

План самообразования на тему: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

В материале раскрыта актуальность формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы....

«Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»

laquo;Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности»...