"От счастья ключи в семье ищи"
презентация
Возрождение семейных традиций становится актуальной проблемой и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya_wecompress.com_.pptx | 2.34 МБ |
ot_schastya_klyuchi_v_seme_ishchi.docx | 66.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома . Л . Н. Толстой
Актуальность Чувство любви к Родине, воспитание гражданина-патриота своего Отечества зарождается в семье. А семья для дошкольника – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой Родины, а потом уже гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Проблема У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека, не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную. Мы , взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Участники проекта воспитатели , воспитанники старшей логопедической группы « Сказка », музыкальный руководитель, учитель – логопед , родители. Сроки реализации проекта ноябрь – апрель 2016 - 2017
Цель : Формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье; воспитание любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких . Задачи: Обогащать представления детей о семье, её составе, взаимоотношениях, родословной, семейных традициях, где работают родители, как важен для общества их труд; - воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека; развивать готовность и способность проявлять заботу о родных людях; уважение к старшему поколению, друг к другу; способствовать осознанию детьми себя как полноценного, любимого члена семьи; поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников, выполнения постоянных обязанностей по дому; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь; - продолжать развивать познавательную активность, любознательность, интерес детей к семье, ее истории, традиции. Цели и задачи организации проекта Дети
Педагоги Задачи: Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации, фотографии о семье и семейных традициях; создать развивающую предметно-пространственную среду,: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, художественную литературу по теме ; - построение работы с родителями по воспитанию у детей любви и уважения к членам семьи Цель: с оздание условий для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи, развития чувства семейной сплочённости, воспитания интереса к истории своей семьи.
Родители Задачи: - Привлечь родителей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта; - изготовить альбомы: «Имена, имена, имена», «Моя мамочка самая лучшая», «Моя семья», « Герб моей семьи»; - составление генеалогического древа; - дать методические рекомендации о том, как составить генеалогическое древо, семейный герб; рассказывать детям о семье, ее традициях, где трудятся; - создать эмоционально благополучную атмосферу дома на основе доброжелательности и взаимоуважения между членами семьи. рассказывать детям о семье, ее традициях, где трудятся; как создать эмоционально благополучную атмосферу дома на основе доброжелательности и взаимоуважения между членами семьи . Цель: с пособствовать активному вовлечению родителей в деятельность, просвещению родителей в вопросах воспитания у детей любви и уважения к родному дому, семье; с одействовать возрождению семейных традиций . ,
Основание проекта Проект реализуется на основе использования интеграции образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие. - Сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», « Мой папа – спасатель», «Дом», « Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и другие; дидактические игры «Моя квартира», «Кому, что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один - много», «Какое слово самое короткое?»; - обыгрывание проблемных ситуаций; «Почему заболел папа?», « Бабушка устала», «Как помочь маме?», « Мой младший брат (сестра)» Образовательная область социально-коммуникативное развитие:
Образовательная область познавательное развитие: - Беседы: «Что означает мое имя», « История возникновения имен», «Права и обязанности в семье». «Что я знаю о своих родных» «Кто есть в моей семье», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Моя родословная», «Моя семья »; - з накомство с Конвенцией о правах ребёнка; - ОД: «Моя семья» «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи», «Традиции моей семьи», «На кого ты хочешь быть похож»; «Мой дом, мой город »; - дидактические игры: « Какая у меня семья», « Какие слова ты скажешь бабушке и дедушке, когда придешь к ним в гости», «Назови адрес», «Можно - нельзя», «Кто старше?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для дедушки?» , « Семейное дерево», «Интервью» , «Мы очень любим» и т. д . - рассматривание иллюстраций, картинок, семейных фотоальбомов , модели генеалогического древа; - обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Заучивание стихотворений; - составление альбома «Имена, имена, имена», «Герб моей семья»
Образовательная область речевое развитие: - Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», , «Как я помогаю дома », « Кем работают мои родители», «Как мы отдыхаем», «Лучший День рождения »; - составление рассказов по мнемотаблицам «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку), « Мой дом», «Профессии моих родных»; «Моя семья» с использованием генеалогического древа; - ОД: « Как появилась семья», « Что означает мое имя?», «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Традиции в нашей семье», «Мой дом, мой город», «Старость надо уважать »; - беседы : « Кто живет у нас в квартире » , «Моя родословная», «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Хорошо - плохо »; - пальчиковая гимнастика «Моя семья, « Дружная семейка», «Дом» ; - д . игры « Моя семья самая…» , «Собираем добрые слова», «Скажи ласково, «Чем можно порадовать маму», «Кто старше?», «Кто что делает?» и другие. - разучивание стихов, песен о маме, папе, бабушке, дедушке, о доме, семье, сценки «Три мамы».
Образовательная область художественно-эстетическое развитие: - ОД: рисование «Автопортрет», «Портрет мамы», «Мой папа лучше всех», «Моя счастливая семья», «Мой дедушка», «Любимая бабушка»; аппликация «Мой автопортрет», «Мой любимый папа», «Дом, в котором я живу», «Открытка маме», «Букет для бабушки »; - музыкально-художественная деятельность: пение и танцы, слушание музыки, разучивание песен о маме и папе; подготовка утренников ко дню защитников Отечества, к Женскому дню, дню Матери. - чтение В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Просто старушка»; В. Катаев « Цветик - семицветик », З. Александрова «Посидим в тишине», В. Сухомлинский « Самые ласковые руки», М. Матвеев «Синяя чашка», Е. Пермяк «Мамина работа», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Белов «Мамина дочка», К. Ушинский «Косточка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т.А.Шорыгина «Похищенное имя», татарская народная сказка «Три дочери», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Золушка» Г.Х. Андерсен», ненецкая сказка « Кукушка», нанайская сказка « Айога »; пословицы и поговорки о семье.
Образовательная область физическое развитие: - с портивные праздники и развлечения: «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», физкультминутки «Семья» , « Как у нас семья», подвижные игры «Кувшин доброты», « Бабушкино лукошко», « Пантомима».
Условия реализации проекта Внутренняя среда специально организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе . Предметно-методическое обеспечение : Развивающий центр «Познание»: альбомы «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Все профессии важны, все профессии нужны »; иллюстрации, картины по теме «Семья»; беседы : «Что означает мое имя», «История возникновения имен», «Права и обязанности в семье». «Что я знаю о своих родных» «Кто есть в моей семье: бабушка, дедушка, братья, сёстры», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Моя родословная», «Моя семья »; Развивающий центр творчества «Умелые ручки » -словесное искусство (художественная литература, фольклор); - изобразительное (материалы для художественно-творческой деятельности); - музыкальное искусство (песни и танцы, материалы для театрализации);
Развивающий центр «Мы играем »: - сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери», - дидактические игры : «Мой дом», «Третий лишний», «Собери картинку», «Кому, что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови адрес», «Можно - нельзя», «Кто старше?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Один - много»; Центр «Здоровячки» - подвижные игры «Кувшин доброты», « Бабушкино лукошко», « Пантомима,; - пальчиковые гимнастики «Моя семья», «Кто приехал?», «Моя семья»; Центр книги «В гостях у книги » - художественная литература
Форма реализации проекта Образовательный проект реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы : - совместная деятельность взрослого и детей: (занятия, беседы-обсуждения, рассматривание картин, ситуативные разговоры, дидактические игры, заучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание генеалогического древа, семейного герба, мини-проектов, рисование «Моя семья»); - самостоятельная деятельность детей: ( художественное творчество, дидактические и сюжетно-ролевые игры , рассматривание иллюстраций, картин, иллюстраций о семье, семейных праздниках, традициях; рассматривание семейных альбомов;
Этапы реализации проекта 1 . Подготовительный этап Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет- ресурсы); анкетирование детей и родителей 2.Основной этап ( реализации проекта ) 3.Заключительный этап - Создание альбома «Моя семья»; - создание альбома «Имена, имена, имена…» - презентация «Герб моей семьи»; .- выпуск стенгазет «Наши защитники», «Мы тоже были школьниками»; - презентация «Генеалогическое древо семьи» - презентация мини-проекта «Что означает мое имя»; - презентация «От счастья ключи в семье ищи».
В рамках реализации проекта разработан план мероприятий, предусматривающий принцип триединства – ребенок, воспитатель, родитель.
Деятельность детей Планирование деятельности детей по изучению семьи, ее родословной, традиций на основе «трех вопросов» («что знаем?», «что хотели бы узнать?», «где это можно узнать?») Деятельность педагога Беседы о семье, ее членах; обсуждение предложений детей, выявление противоречий и нахождение общих решений по планированию изучения истории и культуры семьи. Деятельность родителей Обсуждение с родителями тематики мероприятий в реализации проекта План реализации проекта Подготовительный этап
Основной этап Деятельность детей – рассматривание фотографии, иллюстраций, картинок, семейных фотоальбомов со сверстниками; - рассказывание о членах своей семьи; о том, где работают; какие обязанности имеют дома; как помогают и заботятся о близких; - дидактические игры: «Какая у меня семья», «Кому , что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Один - много», «Какое слово самое короткое?». « Моя семья самая…», «Собираем добрые слова», «Скажи ласково, «Чем можно порадовать маму», «Кто старше?», «Кто что делает?»; - сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери», « Мой папа – спасатель», «Дом», « Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и другие; - обыгрывание проблемных ситуации: «Как помочь маме», «Почему заболел папа?», «Мой младший брат(сестра)»; - рисование «Автопортрет», «Портрет мамы», «Мой папа лучше всех», «Моя счастливая семья», аппликация «Мой автопортрет», «Мой любимый папа», «Дом, в котором я живу», «Открытка маме», «Букет для бабушки».
Деятельность педагога - ОД : « Как появилась семья», « Что означает мое имя?», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Традиции в нашей семье», «Мой дом, мой город», «Старость надо уважать». З накомство с Конвенцией о правах ребёнка; - беседы: «Что означает мое имя», « История возникновения имен», «Права и обязанности в семье». «Что я знаю о своих родных» «Кто есть в моей семье», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Моя родословная», «Моя семья» ; - составление творческих рассказов на тему «Моя семья», , «Как я помогаю дома », « Кем работают мои родители», «Как мы отдыхаем», «Лучший День рождения», - чтение В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Просто старушка»; В. Катаев «Цветик- семицветик », З. Александрова «Посидим в тишине», В. Сухомлинский « Самые ласковые руки», М. Матвеев «Синяя чашка», Е. Пермяк «Мамина работа», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Белов «Мамина дочка», К. Ушинский «Косточка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т.А.Шорыгина «Похищенное имя», татарская нарядная сказка «Три дочери», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Золушка» Г.Х. Андерсен», ненецкая сказка « Кукушка», нанайская сказка « Айога »; пословицы и поговорки о семье
Деятельность родителей - консультации «Как создать генеалогическое древо?» «Семья и семейные традиции», «Растим будущего мужчину», « Отец как воспитатель», « Мама – терапия (лечение маминой любовью)», «Растим будущую женщину», «Растим любознательных; семейная гостиная «В каждой семье свои традиции», «Моя счастливая семья; составление альбома «Имена, имена, имена». создание генеалогического древа, семейного герба, конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья», « Мой папа самый смелый» буклет «Секреты семейного счастья»
Заключительный этап Деятельность детей - выставка детских работ; - создание альбома «Имена, имена, имена…» - презентация своей семьи с использованием генеалогического древа, семейных фотографий, семейного герба . Деятельность педагога - презентация проекта «От счастья ключи в семье ищи» Деятельность родителей - участие в познавательной деятельности в качестве зрителей
Темы индивидуальных маршрутов детей Мини – рассказ Света К. Тема: «Моя семья » Меня зовут Света, мне 6 лет. Я хожу в детский сад. Мой папа Денис Валерьевич работает в Москве водителем. Я очень по нему скучаю. Мою маму зовут Инна Юрьевна. Она работает продавцом в магазине. Моя мама добрая, умная и красивая! Она всегда придёт на помощь, подскажет, как правильно поступить, пожалеет, но может и поругать, если что натворю. Она очень меня любит, и я тоже её люблю. А еще у меня есть дедушки и бабушки, которых я тоже люблю. Светой меня назвали в честь бабушки. Света значит светлая. Дома меня называют Светиком, Светочкой, Ланой , Светланой .
Мини- рассказ Максима Г. Тема: «Моя семья» У нас самая дружная и большая семья. Мама - Ольга Юрьевна, дед Юрий Петрович, баба Любовь Петровна и брат Руслан. Я люблю свою семью. К нам в гости приходят моя тетя и братики Костя и Мирослав. Летом мы всей семьей выезжаем на дачу. Там каждый занимается своей работой. Я помогаю бабушке сажать лук, картошку, поливать. Еще я люблю ездить в деревню, там живет мой папа Радик. . Мы с ним ходим на рыбалку . Я люблю свою семью.
Мини –рассказ Эвелины К. «Генеалогическое древо моей семьи » Меня зовут Эвелина. Мне 6 лет. А это моя маленькая семья – папа Эдуард Адгамович и мама Ирина Сергеевна. Мой папа работает охранником, а мама – секретарем. Это моя сестра Арина, она учится в третьем классе. Мы живем дружно и заботимся друг о друге. У нас есть и большая семья – бабушки, дедушки и тетя с дядей. Бабушка Галина Алексеевна и дедушка Сергей Иванович – родители моей мамы, а бабушка Назия Гайсовна и дедушка Адгам Баграмовия – родители папы. Я им внучка. Тетя Лена – сестра моей мамы, Руслан – брат папы, я им племянница. А еще у меня есть прадед Алексей и прабабушка Лена. Все мы живем в разных домах, но все равно мы родные. Иногда в праздники мы собираемся все вместе, бывает очень весело. Я очень люблю свою большую семью и желаю ей счастья.
Мини- рассказ мамы Юлии Алексанровны Тема «Генеалогическое древо нашей семьи» Вот такое древо «вырастила» наша семья. Конечно, когда мы начали делать эту работу, не думали, что она будет такой интересной и увлекательной. Ну знаем дедушек, бабушек, ближайших родственников и хватит этого. Стали делать, интересоваться и что самое удивительное, каждый стал вспоминать, расспрашивать. Благодаря всем родственникам, мы узнали своих предков до пятого поколения.
Мини- рассказ Данила Ш. Тема: «Герб моей семьи» Меня зовут Данил , что означает «Божий суд». Мне 6 лет. Я живу с мамой Натальей Николаевной, бабушкой Надеждой Николаевной и сестренкой Софьей. Для семейного герба мы выбрали божью коровку. Б ожья коровка – посланник Бога. Послана она на нашу землю для того, чтобы радовать людей, делать их жизнь краше, приносить пользу, сохранять природу. Дома моя мама называет меня Данюшка , бабушка Данила, а сестренка Даней. Наша семья дружная Я люблю свою семью и горжусь ими. Когда я вырасту стану фермером и буду помогать всем.
Ожидаемые результаты Дети - осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми; - проявляют интерес к семье, к членам семей ; имеют представления о семье, семейных и родственных отношениях, знают , как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знают некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи.; - имеют представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда; - проявляют уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; развито чувство гордости за свою семью; умеют интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их; стремятся рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах.; внимательны к поручениям взрослых, проявляют самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступают в сотрудничество. - используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, коммуникативной), а также в конструировании, рисовании, ручном труде и т.д.
Педагоги - повышают педагогическую компетентность по теме проекта «От счастья ключи в семье ищи»; - организуют образовательную деятельность на основе интеграции всех видов детской деятельности; - разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образовании и в семье.
Родители - активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с историей семьи; - оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, наглядно-демонстрационный материал); - принимают участие в конкурсах , выставках, экскурсиях; - создают дома условия для духовно-нравственного воспитания и личностного развития детей; - научатся хранить и чтить свои семейные традиции и ценности; -знать свою родословную.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкол Научно-методическое обеспечение: ьников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. М., ЦГЛ, 2005. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы и игры дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2003. Артёмова , Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артёмова . - М.: Просвещение, 1992. Т.В. Вострухина , Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5=7 лет».- М.:ТЦ Сфера,2015.стр. Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева « Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально- коммуникативному развитию и социальному развитию» , - М.: ТЦ Сфера, 2016,
Герб моей семьи
Генеалогическое древо семьи
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 22»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«От счастья ключи в семье ищи!»
Проект разработан:
Кадыровой Назией Гайсовной
воспитателем высшей квалификационной категории
Бугуруслан 2020
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н.Толстой.
Актуальность проблемы
Чувство любви к Родине, воспитание гражданина-патриота своего Отечества зарождается в семье. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.
Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Вот почему проблема сохранения семейных связей, ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в социально-коммуникативном развитии ребёнка.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки. Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Эти знания помогают осознать и оценить себя, своё прошлое. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой Родины, а потом уже гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
В современном обществе, характеризующимся высокой активностью, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. А ведь именносемье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Очень хочется, чтобы ниточка, связывающая людей в семейных отношениях, была толстым канатом, способным удерживать весь род.
Проект «От счастья ключи в семье ищи!» должен помочь детям понять значимость семьи, узнать историю своей семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, быть внимательными друг к другу, помогать, сострадать.Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом»; родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
1 У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека, не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Формы взаимодействия с родителями.
Реализация данного проекта невозможна без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны объяснить ребенку, что он часть их семьи; чтосуществуют определенные правила и обязанности, которые должен выполнять каждый член семьи.
Консультации «Как создать генеалогическое древо?» «Семья и семейные традиции», «Растим будущего мужчину», « Отец как воспитатель», « Мама – терапия (лечение маминой любовью)», «Растим будущую женщину», «Растим любознательных; семейная гостиная «Моя счастливая семья; круглый стол « В каждой семье свои традиции», спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»; совместный конкурс рисунков «Моя семья»; исследовательскаядеятельность по составлению родословной семей; создание альбомов «Имена, имена, имена..»«Моя семья», «Герб моей семьи», стенгазеты «Наши защитники», «Мы тоже были школьниками»
Цель и задачи организации проекта
Участники проекта | Цель организации проекта | Задачи организации проекта |
Дети | Формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье; воспитание любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. |
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
|
Педагоги (воспитатели, специалисты ДОУ) | Создание условий для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи, развития чувства семейной сплочённости, воспитания интереса к истории своей семьи. |
|
Родители | Способствовать активному вовлечению родителей в деятельность ДОУ, просвещению родителей в вопросах воспитания у детей любви и уважения к родному дому, семье; содействовать возрождению семейных традиций. | Дать методические рекомендации о том, как составить родословную, герб, рассказывать детям о семье, ее традициях, где трудятся; создать эмоциональноблагополучную атмосферу дома на основе доброжелательности и взаимоуважения между членами семьи. |
Участники проекта: педагоги дошкольного образовательного учреждения: воспитатели старшей логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель – логопед, дети и их родители.
Срок реализации: 2016-2017 год
Основание проекта
Проект реализуется на основе использования интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Образовательная область познавательное развитие:
- Беседы: «Что означает мое имя», «История возникновения имен», «Права и обязанности в семье». «Что я знаю о своих родных» «Кто есть в моей семье: бабушка, дедушка, братья, сёстры», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Моя родословная», «Моя семья»,
- Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
- ОД: «Моя семья» «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи», «Традиции моей семьи», «На кого ты хочешь быть похож»; «Мой дом, мой город».
- Дидактические игры:«Какая у меня семья», «Какие слова ты скажешь бабушке и дедушке, когда придешь к ним в гости», «Назови адрес», «Можно - нельзя», «Кто старше?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для дедушки?» и т. д.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, семейных фотоальбомов, модели генеалогического древа.
- Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
- Составление словарика имён «Имена, имена, имена.».
Образовательная область речевое развитие:
- Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Как я помогаю дома». «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».
- Составление рассказов помнемотаблицам «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку), «Мой дом», «Профессии моих родных»; «Моя семья» с использованием генеалогического древа
- ОД: «Как появилась семья», «Что означает мое имя?», «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Традиции в нашей семье», «Мой дом, мой город», «Старость надо уважать».
- Беседы: «Кто живет у нас в квартире», «Моя родословная», «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Хорошо- плохо»,
- Пальчиковая гимнастика «Моя семья, «Дружная семейка», «Дом», «Кто приехал?»
- Д. игры «Моя семья самая…», «Собираем добрые слова», «Скажи ласково, «Чем можно порадовать маму», «Кто старше?», «Кто что делает?» и другие.
- Разучивание стихов, песен о маме, папе, бабушке, дедушке, о доме, семье, сценки «Три мамы».
Образовательная область художественно-эстетическое развитие:
- ОД: рисование «Автопортрет», «Портрет мамы», «Мой папа лучше всех», «Моя счастливая семья»; аппликация «Мой автопортрет», «Мой любимый папа», «Дом, в котором я живу», «Открытка маме», «Букет для бабушки».
- музыкально-художественная деятельность: пение и танцы, слушание музыки, разучивание песен о маме и папе; подготовка утренников к дню защитников Отечества, к Женскому дню, дню Матери.
- чтение В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Просто старушка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», З. Александрова «Посидим в тишине»,В. Сухомлинский « Самые ласковые руки», М. Матвеев «Синяя чашка», Е. Пермяк «Мамина работа», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Белов «Мамина дочка», К. Ушинский «Косточка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», татарская нарядная сказка «Три дочери», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Золушка» Г.Х. Андерсен», ненецкая сказка « Кукушка», нанайская сказка « Айога»; пословицы и поговорки о семье.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие:
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери»,
«Мой папа – спасатель», «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и другие.
- Дидактические игры «Моя квартира», «Кому, что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один - много», «Какое слово самое короткое?».
- Обыгрывание проблемных ситуаций; «Почему заболел папа?», «Бабушка устала», «Как помочь маме?», «Мой младший брат (сестра)»
Образовательная область физическое развитие:
- Спортивные праздники иразвлечения: «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», физкультминутка «Семья», «Как у нас семья», подвижные игры «Кувшин доброты», «Бабушкино лукошко», «Пантомима».
Условия реализации проекта
Внутренняя среда (специально организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе):
Предметно-методическое обеспечение:
Развивающий центр «Хочу все знать»: альбомы «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Все профессии важны, все профессии нужны»
Развивающий центр «Умелые ручки»:
- изобразительное (материалы для художественно-творческой деятельности) Музыкальный центр «Веселые нотки»
- музыкальное искусство (песни и танцы, материалы для театрализации).
Развивающий центр «Мы играем»:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери»,
«Мой папа – спасатель», «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и другие.
Дидактическиеигры: «Мой дом», «Третий лишний», «Собери картинку», «Кому, что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови адрес», «Можно - нельзя», «Кто старше?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Один - мног
Центр «Здоровячки»
- Подвижные игры «Кувшин доброты», «Бабушкинолукошко»,«Пантомима».
Центр книги «В гостях у книжки»: словесное искусство (художественная литература, фольклор);
Научно-методическое обеспечение:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. М., ЦГЛ, 2005.
- Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы и игры дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2003.
- Артёмова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артёмова. - М.: Просвещение, 1992.
- Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5=7 лет». -М.: ТЦ Сфера,2015. стр.
- Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева «Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально- коммуникативному развитию и социальному развитию», - М.: ТЦ Сфера, 2016,
Формы реализации проекта
Образовательный проект реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы: совместная деятельность взрослого и детей: беседы, рассматривание картин, фотографий, ситуативные разговоры, дидактические игры; самостоятельная деятельность детей: (художественное творчество, рассматривание семейных альбомов).
Этапы реализации проекта
№ этапа | Название блока | Сроки |
1. | Подготовительный этап - Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет- ресурсы) | Октябрь- ноябрь |
2. | Основной этап (реализация проекта) | |
3. | Заключительный этап - Презентация проекта «От счастья ключи в семье ищи»; - презентация альбома «Имена, имена, имена..» - презентация мини – проектов «Герб моей семьи», Генеалогическое древо» | апрель |
План реализации проекта «От счастья ключи в семье ищи!»
Этапы проекта | Деятельность детей | Деятельность педагогов | Взаимодействие с семьей |
Подготовительный | Планирование деятельности по изучению семьи, ее родословной, традиций на основе «трех вопросов» («что знаем?», «что хотели бы узнать?», «где это можно узнать?») | Выявление первоначальных знаний детей о семье (анкетирование0 | - Анкетирование: - обсуждение с родителями тематики мероприятий в реализации проекта; помогают своим детям в выборе фотографий членов семьи. |
Основной | - Сбор фотографии; – рассматривание фотографии, иллюстраций, картинок, семейных фотоальбомов со сверстниками; - рассказывание о членах своейсемьи; о том, где работают; какие обязанности имеют дома; как помогают и заботятся о близких; дидактические игры: «Моя семья самая…», «Собираем добрые слова», «Скажи ласково, «Чем можно порадовать маму», «Кто старше?», «Кто что делает?»; - сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери», «Мой папа – спасатель», «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и другие; - рисование «Автопортрет», «Портрет мамы», «Мой папа лучше всех», «Моя счастливая семья», аппликация «Мой автопортрет», «Мой любимый папа», «Дом, в котором я живу», «Открытка маме», «Букет для бабушки». | Занятия, беседы, ситуативные беседы, обеспечивающие классификацию и обобщение информационных материалов по истории и культуре семьи, совершенствование представлений детей о родном доме, семье в процессе активной деятельности по ее изучению. | - Консультации: «Семья и семейные традиции», «Отец как воспитатель», «Мама – терапия (лечение маминой любовью», папки- передвижки «Растим будущую женщину», «Растим будущего мужчину», «Семейные традиции»; - совместное с ребенком создание рисунков, генеалогического древа, семейного герба; - чтение книг о семье; профессиях; - составление рассказов, заучивание стихотворений; - составление словаря «Что значит мое имя» |
Художественно-творческая деятельность: Герб семьи; Генеалогическое древо Выставка рисунков по теме | Занятия, индивидуальная работа по созданию продуктов творчества | Участие в творческой деятельности ребенка в соответствии с методическими рекомендациями | |
Музыкально-художественная деятельность: Разучивание песен о семье, папе, маме, бабушке и дедушке | Коллективная и индивидуальная деятельность по сопровождения итоговых мероприятий | ||
Заключительный | - выставка детских работ; -создание словаря «Что значит мое имя» - презентация своей семьи с использованием генеалогического древа, семейных фотографий, семейного герба | -Презентация проекта «Ключи от счастья в семье ищи!» |
План индивидуального маршрута ребенка
Мини – рассказ Светы К.
Тема: «Моя семья»
План индивидуального маршрута ребенка
Срок | Деятельность ребенка | Форма реализация проекта |
апрель | Составление рассказа о своей семье | Совместная деятельность взрослого и детей |
Меня зовут Света, мне 6 лет. Я хожу в детский сад. Мою маму зовут Инна Юрьевна. Она работает продавцом в магазине. Мой папа водитель, работает далеко, в Москве. Моя мама добрая, умная и красивая! Она всегда придёт на помощь, подскажет, как правильно поступить, пожалеет, но может и поругать, если что натворю. Она очень меня любит, и я тоже её люблю. А еще у меня есть дедушки и бабушки, которых я тоже люблю. Света значит светлая. Светой меня назвали в честь бабушки. Дома меня называют Светиком, Ланой, Светланой.
Мини – рассказ Эвелины К.
Тема: «Генеалогическое древо моей семьи»
Срок | Деятельность ребенка | Форма реализация проекта |
апрель | Составление рассказа о своей семье с использование генеалогического древа | Совместная деятельность взрослого и детей |
Меня зовут Эвелина. Мне 6 лет. А это моя маленькая семья – папа Эдуард Адгамович и мама Ирина Сергеевна. Мой папа работает охранником, а мама – секретарем. Это моя сестра Арина, она учится в третьем классе. Мы живем дружно и заботимся друг о друге. У нас есть и большая семья – бабушки, дедушки и тетя с дядей. Бабушка Галина Алексеевна и дедушка Сергей Иванович – родители моей мамы, а бабушка Назия Гайсовна и дедушка Адгам Баграмовия – родители папы. Я им внучка. Тетя Лена – сестра моей мамы, Руслан – брат папы, я им племянница. А еще у меня есть прадед Алексей и прабабушка Лена. Все мы живем в разных домах, но все равно мы родные. Иногда в праздники мы собираемся все вместе, бывает очень весело и хорошо.
Я очень люблю свою большую семью и желаю ей счастья.
Мини – рассказ МаксимаГ.
Тема: «Моя семья»
Срок | Деятельность ребенка | Форма реализация проекта |
апрель | Составление рассказа о своей семье с использование генеалогического древа | Совместная деятельность взрослого и детей |
У нас самая дружная и большая семья. Мама - Ольга Юрьевна, дед Юрий Петрович, баба Любовь Петровна и брат Руслан. Я люблю свою семью. К нам в гости приходят моя тетя и братики Костя и Мирослав. Летом мы всей семьей выезжаем на дачу. Там каждый занимается своей работой. Я помогаю бабушке сажать лук, картошку, поливать. Еще я люблю ездить в деревню, там живет мой папа Радик. Мы с ним ходим на рыбалку.
Мини – рассказ Ю. А. Медведевой
Тема:» Древо нашей семьи»
Срок | Деятельность ребенка | Форма реализация проекта |
апрель | Составление рассказа о своей семье с использование генеалогического древа | Совместная деятельность взрослого и детей |
Вот такое древо «вырастила» наша семья. Конечно, когда мы начали делать эту работу, не думали, что она будет такой интересной и увлекательной. Ну знаем дедушек, бабушек, ближайших родственников и хватит этого. Стали делать, расспрашивать и что самое удивительное, каждый стал интересоваться у других родственников, вспоминать, помогать. Благодаря всем родственникам, мы узнали своих предков до пятого поколения.
Срок | Деятельность ребенка | Форма реализация проекта |
апрель | Составление рассказа о семейном гербе. | Совместная деятельность взрослого и детей |
Мини- рассказ Данила Ш.
Тема: «Герб моей семьи»
Меня зовут Данил, что означает «Божий суд». Мне 6 лет. Я живу с мамой Натальей Николаевной, бабушкой Надеждой Николаевной и сестренкой Софьей. Для семейного герба мы выбрали божью коровку. Божья коровка – посланник Бога. Послана она на нашу землю для того, чтобы радовать людей, делать их жизнь краше, приносить пользу, сохранять природу. Дома моя мама называет меня Данюшка, бабушка Данила, а сестренка Даней. Наша семья дружная я люблю свою семью и горжусь ими. Когда я вырасту стану фермером и буду помогать всем
Ожидаемый результат
Дети
-осуществляют проектную деятельность вместе совзрослыми;-
- имеют представления о семье, семейных и родственных отношениях, знают, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знают некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи.;проявляют интерес к семье, к членам семей;
- имеют представления о значимости профессий родителей, устанавливают связи между видами труда;
- проявляют уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; развито чувство гордости за свою семью.
- умеют интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их; стремятся рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах, внимательны к поручениям взрослых, проявляют самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступают в сотрудничество.
- используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, коммуникативной), а также в конструировании, рисовании, ручном труде и т.д.
Родители
- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с историей семьи;
- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и (фотографии, наглядно-демонстрационный материал);
- принимают участие в конкурсах, выставках, экскурсиях;
- создают дома условия для духовно-нравственного воспитания и личностного развития детей;
- научатся хранить и чтить свои семейные традиции и ценности; знать свою родословную.
Педагоги
- повышают педагогическую компетентность по теме проекта «От счастья ключи в семье ищи»;
- организуют образовательную деятельность на основе интеграции всех видов детской деятельности;
- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образовании и в семье.
В результате проекта «От счастья ключи в семье ищи» у детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям, сформированы чувства принадлежности и позитивного отношения к своей семье, представления о семье и социальной роли каждого члена семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания...
Проект с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
Проект разработан для родителей детей подготовительной группы с целью поиска новых форм работы с родителями и детьми по предупреждению трудностей семейного воспитания....
Проект «От счастья ключи в семье ищи»
•К сожалению, в настоящее время, в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.•Этот процесс можем и должны остановить мы – дошкол...
Проект: "От счастья ключи, в семье ищи"
Проект: "От счастья ключи, в семье ищи". В проектной деятельности представлено возрождение семейных традиций....
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)
Конспект НОД разработан с целью обогащения представлений детей о семье и родословной...
Статья "От счастья ключи в семье ищи"
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась, и не обходится без семьи. В её позитивном развит...