Проект с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
проект (подготовительная группа) по теме
Проект разработан для родителей детей подготовительной группы с целью поиска новых форм работы с родителями и детьми по предупреждению трудностей семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_s_roditelyami.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №14«Солнышко»
Проект с родителями подготовительной группы
«От счастья ключи в семье ищи»
воспитатель первой категории
Иванова Ольга Сергеевна
г.Ртищево 2013
Проект « От счастья ключи в семье ищи» .
( долгосрочный информационно- практический)
Детство- уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути ребёнка окружают самые главные люди в его жизни – родители. Они все разные . Но благодаря их любви , заботе , поддержке ребёнок растёт и развивается.
С поступления в детский сад ребёнка окружают новые люди – педагоги. В последнее время наметилась тенденция: родители, отдав ребёнка в детский сад, перестают принимать участие в преодолении трудносте , с которыми он встречается. Не желают участвовать в жизни ДОУ .
По результатам анкетирования лишь 40% родителей нашей группы принимают участие в жизни ДОУ. Остальные ссылаются на занятость и нежелание участвовать в проводимых мероприятиях.
Анкетирования, наблюдения, беседы подтверждают , что на современном этапе развития общества одной из наиболее важных сторон работы ДОУ становится налаживание сотрудничества родителей, детей и педагогов . Это сотрудничество зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в данном процессе. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка , посмотреть на него с разных сторон , увидеть в разных ситуациях , а следовательно , помочь в понимании его индивидуальных особенностей развития, способностей , преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении , формировании жизненных ориентаций.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные педагоги. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и развития детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно . Нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для решения возникшей проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с родителями и детьми по предупреждению трудностей семейного воспитания, так как традиционные методы не всегда эффективны.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Педагоги и родители должны вместе искать эффективные способы решений проблемы, а не перекладывать ответственность за воспитание и развитие ребёнка друг на друга.
Результат воспитания может быть успешным при условии, если педагоги и родители станут равноценными партнёрами , создадут единое пространство воспитания и развития ребёнка.
Цель нашей работы – создание единого пространства « Детский сад – семья».
Приоритетными стали следующие задачи:
- выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ на основе социально – педагогической и психологической диагностик;
- повышение педагогической культуры родителей путём их просвещения;
- включение семьи в образовательный процесс с учётом социальных запросов родителей;
- создание в семье атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки , взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях;
- установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка;
- возрождать приоритет, укреплять статус семьи, уважительное отношение всех членов семьи между собой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.
Предполагаемые результаты проекта.
- Возрождение традиций семейного воспитания;
- Применение родителями на практике полученных педагогических знаний о воспитании детей в семье;
- Развитие партнёрских отношений в семье.
Структура проекта:
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности , формы и методы , позволяющие решать поставленные задачи.
Аналитический блок.
- анкетирование;
- диагностика;
- тестирование;
- интервью;
- работа с листами рефлексии.
Информационный ( просветительский) блок.
- подбор наглядной информации;
- оформление фотовитрин, стендов, папок – передвижек;
- составление памяток для родителей;
- выпуск газет;
Практический блок.
Традиционные формы и методы работы:
- родительские собрания;
- тематические часы;
- пятнадцатиминутки;
- семинары – практикумы;
- круглые столы;
- вечера вопросов и ответов;
- консультации специалистов;
- дни открытых дверей;
- оформление семейных фотогазет;
- почтовый ящик « Добро пожаловать».
Нетрадиционные формы и методы работы:
- использование арт – терапевтических техник ( тематический рисунок, коллаж);
- домашние задания для родителей на определённую тему ( составление портфолио дошкольника, сочинение « Один день моего ребёнка в детском саду»).
Досуговый блок.
- вечера отдыха;
- творческие конкурсы и выставки;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- утренники.
Блок « Презентация».
- Слайд – шоу « От счастья ключи в семье ищи».
Оценочный блок.
-заполнение книги отзывов и оценочных листов;
- экспресс – диагностика.
План реализации проекта.
Сентябрь.
Тема: « Искусство воспитания в семье»
Цель: повышение педагогического мастерства родителей и определение роли семьи в воспитании ребёнка.
- День знаний.
- Тестирование « Какой вы родитель?»
- Тестирование « Я и мой ребёнок»
- Анкетирование « Выявление уровня педагогических возможностей семьи»
- Составление памятки « Права и обязанности родителей»
- Оформление стенда « Тридцать основных правил воспитания ребёнка»
- Оформление папки – передвижки « Советы по воспитанию»
- Почтовый ящик для родителей « Добро пожаловать»
--Родительское собрание « Роль семьи в воспитании ребёнка»
Октябрь.
Тема: «Традиции, помогающие поддерживать огонь родного очага»»
Цель: психолого- педагогическая помощь в создании семейных традиций.
- Анкетирование « Интересы и досуги» ( по Т.М. Трапезниковой).
- Консультация « Как и что читать детям»
- Выставка рисунков детей и родителей « По следам сказок».
- Выставка творческих работ детей и родителей « Кудесница осень».
- Домашнее задание родителям и детям « Пластилиновые дорожки».
- Консультации « Развитие творческих способностей детей»
- Анкетирование « Развитие творческого потенциала ребёнка»
- Развлечение « Праздник детства».
Ноябрь.
Тема: « Защита прав и достоинств ребёнка в семье».
Цель: уточнение и систематизация знаний родителей о правах человека; соблюдение прав ребёнка в семье.
- Выпуск информационного листа « Декларация прав ребёнка».
- Оформление стенда « Защита прав и достоинства ребёнка в семье».
- Консультация « О жестоком обращении в семье»
- Заседание круглого стола « Наши дети на свет родились, что бы радостно жить»
- Собрание « Охрана прав и достоинств ребёнка»
- Праздник « День матери».
Декабрь.
Тема: «Учёт индивидуальных особенностей детей»
Цель: повышение педагогического мастерства родителей и определение роли семьи в воспитании ребёнка.
-Оформление стенда « Материалы по типологии личности ребёнка»
- Консультация ребёнка « Почему они такие разные?»
- Составление памяток для родителей « Воспитание старшего ребёнка», « Воспитание среднего ребёнка», « Воспитание единственного ребёнка»
- Изготовление новогодних поделок
- Консультация « Как устроить Новый год дома»
- Оформление информационных стендов « Нужны ли сказки про Деда Мороза?»,
« Какие возможности для развития ребёнка предоставляет ледяная горка?»
- Подготовка новогодних костюмов.
Январь.
Тема: « Эмоциональное благополучие ребёнка в семье»
Цель: психолого-педагогическая поддержка семьи при формировании взаимоотношений родителей с детьми.
- « Семейное интервью» ( по А.И.Захарову)
- Тестирование детей « Нарисуй семью»
- Опросник « Ребёнок глазами взрослого»
- Консультация « Основные причины эмоционального неблагополучия детей»
- Оформление стенда « Заметки психолога»
- Оформление газеты для родителей « Как сделать ,чтобы дети не ревновали друг к другу», « Они такие разные»
- Тестирование « Знаете ли вы темперамент своего ребёнка?»
- Домашнее задание детям и родителям фото-газета « Семейные традиции в праздновании Новогодних праздников»
Февраль.
Тема: «Роли членов семьи и их взаимодействие»
Цель: осознание роли матери, отца, ребёнка.
- Анкета для отцов
- Памятка « Советы по воспитанию внуков»
- Творческая гостиная « Организация игр детей с использованием занимательного математического материала»
- Выставка рисунков детей и родителей ,фотоколлажей « Моя удивительная семья»
- Проведение праздника, посвящённого Дню защитника Отечества.
- Спортивное развлечение семейное « Папа может всё что угодно»
Март.
Тема: « Все мы родом из детства»
Цель :вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников.
-Консультация « Театрализованные игры старших дошкольников»
- Выставка –презентация игр и литературы по теме
- составление памятки « Игры и их особенности»
- Оформление уголка родителей « Зачем ребёнку игра?»
- Консультация « Как влияют детские забавы на формирование личности ребёнка?»
- Оформление папок- ширм « Чем заниматься в выходной?», « Свободная минутка»
- Консультации специалистов « Детские игры- дело серьёзное»
- Семинар –практикум « Играть развивая, развивать играя»
-Семейный театр
Апрель.
Тема: « Азбука общения»
Цель: выявление наиболее эффективных способов создания благоприятной атмосферы в семье.
- Тестирование « Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребёнку?»
- Памятка « Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка»
- Составление памятки « 55 способов сказать « Я тебя люблю»
- Оформление уголка родителей « Дети- цветы жизни»
-Практикум « Умеем ли мы общаться?»
- День открытых дверей.
Май.
Тема: «Итоги совместной деятельности за год»
Цель: анализ семейных изменений, произошедших в детско- родительских отношениях»
- Оформление уголка « Мысли великих людей
- Выпуск рекламных листов « Основа нравственных отношений в семье»
- Домашнее задание родителям и детям « Дневник добрых дел»
- Составление памятки « Искусство наказывать и поощрять»
-Подготовка к празднику 9 Мая
- Экскурсия в городской музей.
- Утренник « Этот день Победы»
- Утренник , посвящённый Международному дню семьи « Моя семья- моя радость».
- Оформление газет « Моя семья- моя радость»
- Выставка семейных газет.
Результаты работы над проектом .
Работа с семьёй в детском саду способствовала:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами .
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей .
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщению опыта семейного воспитания.
- Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.
- Формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников.
- Повышению доверие к педагогам.
- Снижению количества семей группы риска.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
- уровень педагогической компетентности родителей;
- уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей и детей;
- положительные отзывы партнеров и участников проекта ;
- новые формы сотрудничества семьи и ДОУ ;
- посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско- родительских отношений;
- отсутствие фактов жестокого обращения с детьми;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания...
Проект «От счастья ключи в семье ищи»
•К сожалению, в настоящее время, в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.•Этот процесс можем и должны остановить мы – дошкол...
Проект: "От счастья ключи, в семье ищи"
Проект: "От счастья ключи, в семье ищи". В проектной деятельности представлено возрождение семейных традиций....
Психолого - педагогический клуб для родителей "От счастья ключи в семье ищи!"
Клуб ведется совместно с педагогом - психологом, инструктором по ФК и воспитателями средней группы! Встречи проходят раз в месяц совместно с родителями и детьми. Первый блог встречи - это консультации...
Проект "От счастья ключи в семье ищи"
В материале представлен опыт работы по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организацией....