Круглый стол " Готовность детей к школе"
методическая разработка

Косарева Татьяна Сергеевна

Цель: Активизировать имеющиеся знания педагогов о проблеме готовности детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Круглый стол  « Готовность к школе»

                                     Быть готовым к школе - не значит уметь

          читать, писать и считать.

                     Быть готовым к школе - значит,

                               быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Цель: Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;

Задачи:

  1. Выделить этапы и направления сопровождения ребенка;
  2. Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления. 

План занятия:

  1. Выступление воспитателя о «Проблеме готовности ребенка  к обучению в школе»

Воспитатель: Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

На данном семинаре мы постараемся все вместе раскрыть структуру психолого-педагогической готовности будущего первоклассника к школе.

  1. Работа за столами группами. Составить  «портрет  идеального первоклассника». Зачитываются варианты ответов.
  2.  Родители будущих первоклассников, воспитатели, учителя начальных классов заполняли анкеты, в которых нужно было проранжировать по степени значимости качества будущего первоклассника. Знакомство с результатами ответов.  

Что же  это такое « готовность к школе?»

   Определение понятий.

Давайте разобьемся на две группы и постараемся сформулировать понятие «готовность ребенка к школе»

Работа в группах

Время работы 2 мин.

Итак, готовность к школе - это…..

Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

  1. Показ презентации  «Готовность ребенка к обучению в школе»

Задание для педагогов: Вспомним, основные компоненты «готовности к школе».  

                   Психологическая готовность

Мотивационный компонент                                               Интеллектуальный компонент Эмоционально - волевой компонент Коммуникативный компонент

Работа в группах           Время работы 5  мин.

Задание для педагогов: Сформулируйте определение каждого из компонентов.

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-

образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом  и  осуществлять  контроль  путем  сопоставления  с  ним  как  с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного

общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Физиологическая готовность - (навыки самообслуживания, состояние общей    моторики,    уровень    физической    подготовленности,    состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).

Педагогическая готовность - включает в себя навыки чтения, счета, письма, рисования, развитие речи и общую осведомленность.

  1. Практическая работа.

Какими методами можно помочь в развитии этих компонентов? У педагогов – практиков есть свои интересные находки в этой работе.

Задание №1 :  Перечислите формы работы с детьми по формированию интереса к школьной жизни:

- рассказы воспитателей о своем первом дне в школе

- рассматривание букварей, тетрадей, грамот, фотографий

- организация выставки «Наши мамы и папы – школьники»

- целевая прогулка к школе

- рассматривание картин о школьной жизни, посещение линейки, посвященной 1 сентября

- коллективное создание альбома к школе

- чтение художественных произведений

- экскурсия в школу

- выставка детских работ после посещения школы

- посещение праздника Букваря в 1 классе

- рисование на тему: «Что я знаю о школе»

- создание уголка первоклассника

- сюжетно-ролевые игры «Школа»

- кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»

- беседы «Школа и ее правила», об учителе

- совместные праздники с учениками

 

Задание № 2. Решение кроссворда. Назовите личностные качества воспитанников, необходимые для овладения учебной деятельностью.

 - внимание (усидчивость)

- память

- трудолюбие

- самостоятельность

- ответственность

- любознательность

- активность

- коммуникативность

- воспитанность (поведение)

- творчество ( творческие способности)

- здоровье (отношение к своему здоровью)

-эмоциональность (эмоциональное восприятие окружающего мира)

 

Задание №3. Решите задачу.

Родители для усмирения своих детей заранее готовят детей к неудачам в школе: «В школе тебе еще покажут!», «Ты не справляешься с заданием, а в школе тебе еще трудней будет».

Ответьте на вопросы:

1. Что может вызвать у ребенка такие высказывания родителей?

(чувство страха и неуверенности в себе).

2. Что необходимо для этого сделать?

(вызвать интерес к новым знаниям через музеи, рассматривания иллюстраций, энциклопедий, читать рассказы, смотреть кинофильмы, вызывающие эмоционально позитивное отношение к школе; подружиться с детьми, которые успешно учатся в школе и пригласить их на занятии; развивать уверенность ребенка в себе).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компоненты школьной готовности

Слайд 2

Школьную готовность условно можно разделить на несколько компонентов: Физическая готовность Педагогическая готовность Психологическая готовность

Слайд 3

Педагогическая готовность Педагогическая готовность включает в себя навыки чтения, счета, письма, рисования, развитие речи и общую осведомленность.

Слайд 4

Физическая готовность Физическая готовность – это состояние здоровья человека. Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма.

Слайд 5

Психологическую готовность можно разделить на: Мотивационную желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника . Коммуникативную умение устанавливать контакт с учителем и умение войти в детский коллектив Эмоционально-волевую умение управлять своим поведением и эмоциями. Интеллектуальную наблюдательность , воображение , умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции

Слайд 6

На 1 место специалисты ставят мотивационную готовность Положительное отношение к школе Ж елание учиться Стремление освоить роль школьника Уверенность в своих силах

Слайд 7

Мотивационная готовность С поступлением в школу у ребенка появляются новые права и обязанности. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным, должен уметь управлять своим поведением. И если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе. Он будет учиться не ровно. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению.

Слайд 8

На 2 место специалисты ставят интеллектуальную готовность развитие памяти развитие внимания развитие мышления развитие воображения р азвитие кругозора

Слайд 9

Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Очень часто ребенок своими вопросами «Почему ?», «Зачем?» буквально атакует взрослого. Нужно помнить, что именно детские вопросы являются важнейшим показателем познавательной активности ребенка. Отмахиваясь от детских вопросов, мы формируем у ребенка интеллектуальную пассивность. Совместное наблюдение за природными явлениями, экспериментирование, коллекционирование, изучение энциклопедий - все это поможет развить в вашем ребенке познавательную активность.

Слайд 10

На 3 место специалисты ставят эмоционально-волевую готовность Волевая го­товность подразумевает умение делать то, что требует учитель. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие , умение управлять своим поведением своими эмоциями. Правильно организовать свою деятельность, добиться успеха в ней намного легче школьникам, у которых достаточно развиты самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Слайд 11

На 4 место специалисты ставят коммуникативную готовность Умение устанавливать контакт с учителем У мение войти в детский коллектив

Слайд 12

На 5 место специалисты ставят педагогическую готовность навыки счета навыки письма н авыки рисования чистая речь о бщая осведомленность

Слайд 13

Надеемся что наша информация помогла вам лучше разобраться в вопросе «Что такое психологическая подготовка к школе» Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол для воспитателей "К школе готов!"

Обсуждается проблема готовности детей к обучению в школе,  приводятся данные об особенностях современного дошкольника, раскрывается структура  готовности  к школе,  воспитатели сос...

Круглый стол Адаптация детей к школе

Круглый стол для педагогов детского сада «Адаптация выпускников к школе»Вступительная часть. Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»2. Психологические упражненияЦели: настроить педагогов на рабо...

План проведения круглого стола "Готовность ребенка к школьному обучению"

План мероприятия и решение (резолюция), проведенного совместно с воспитателями, специалистами ГБОУ детский сад и учителями ГБОУ СОШ №492...

Материалы круглого стола для педагогв ДОУ, родителей и учителей начальных классов "Психологическая готовность детей к школе"

Традиционно каждый год в нашем детском саду "Солнышко" проходят встречи за круглым столом между педагогами, родителями и учителями начальных классов.Проблема психологической готовности детей к школе в...

Круглый стол «Подготовка детей к школе».

Круглый стол по подготовке к школе детей всегда пользуется особым вниманием у родителей. Ведь научиться читать, писать и считать – это совсем не значит, что ребенок готов к школе. Психологическа...

Круглый стол "Подготовка детей к школе"

Материал "Подготовка детей к школе" предназначен для консультации родителям....