Круглый стол на тему «Мотивационная готовность детей к школе» педагога-психолога Харитоновой Ю.Н. с педагогами СП «Детский сад № 60» ГБОУ СОШ № 3, расположенное по адресу: 446020, Самарская область, г. Сызрань, пр. Гагарина, д. 12.
план-конспект занятия по теме

Быть готовым к школе - не значит уметь

читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе - значит

  быть готовым всему этому научиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Круглый стол педагога-психолога46.82 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему «Мотивацинная готовность детей к школе» педагога-психолога Харитоновой Ю.Н. с педагогами СП, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 60» ГБОУ СОШ № 3, расположенного по адресу: 446020, Самарская область, г. Сызрань, пр. Гагарина, д. 12.

       Быть готовым к школе - не значит уметь

читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе - значит

  быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Задачи:

1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе.

2. Поделиться опытом работы по данной теме и определить приоритетные направления в работе.

3. Разработка рекомендаций педагога-психолога для педагогов.

Материал: экран, ноутбук для презентации, мольберты, столы, листочки, ручки, раздаточные карточки с ситуациями, мяч, клубок ниток.

План занятия:

1. Знакомство с участниками «круглого стола». (Участники сидят в кругу)

  • Игра в кругу «Передай мяч соседу и назови своё имя».
  • Упражнение – игра на сплочение, внимание «Поменяются местами те, кто…»

Игра проводится в кругу. Один стул убирается.

Водящий произносит: «Поменяются местами те, кто... (имеет кольца, пуговицы, заколки; в джинсах, юбках, сапогах; чистил зубы утром, любит брюнетов и т. д.)

Участникам в соответствии с указанными признаками надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел занять освободившееся место, выбывает и игра начинается снова.

- Самый внимательный в нашем коллективе - ……

2. Вступительное слово.

- В период от 6 до 7 лет наблюдается существенная перестройка мотивационной сферы у дошкольников. Психологи связывают это со становлением личности ребёнка. Отмечено, что в это время ребёнок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Соответственно это приводит и к появлению новых мотивов, которые связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивами достижения успеха, соревнования, моральными нормами и др. Поведенческие реакции в процессе выполнения упражнений показывают сформированность познавательной активности будущего первоклассника.

        У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как: (на слайдах)

  • Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

Немногие дошкольники имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.

  • Недоразвитие мотивационно - потребностной сферы ребёнка, а

также его воли и произвольности (возможно из-за снижения уровня развития сюжетно - ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребёнка к обучению.

  • Снижение уровня детской любознательности и воображения.
  • Дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.
  • Пространство, в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для детей и партнерами по игре и няньками.
  •  Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Также произошли изменения в отношениях детей и родителей:

Снижение родительской мотивации (хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать).

Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию семей неполных.

  • Изменилось также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками взрослые, родители устраивают предшкольный бум.

Когда проводился в нашей стране опрос родителей детей от года до трех лет, посещающих ясли, показал, что 67% родителей ожидают от детского дошкольного учреждения главным образом интеллектуального развития своих малышей, которым в первую очередь необходимо овладеть навыками самообслуживания и общения с детьми и взрослыми.

Вот оно, главное противоречие сегодняшнего воспитания: родители строят «светлое будущее», а ребёнок хочет (и вправе) получать удовольствие от сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий.

Возникает замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям. Педагогам необходимо учиться работать с такими родителями, заставлять их задумываться, какова цена усиленной интеллектуальной подготовки к школе, разъяснять им критерии готовности детей к обучению. И чем больше будет «здоровых» родителей, для которых главное - счастье ребёнка сегодня, которые будут иметь научные знания о готовности к школе, тем меньшим ажиотажем будет сопровождаться период подготовки к школе и меньше проблем будет у детей в самой школе.

Мы должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трём показателям, изолированным друг от друга. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены.

Готовность к школе - это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребёнок в детском саду, в семье и в других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через «участие в жизни».

3. Работа за столами подгруппами. (Два стола, за которыми распологаются по 4-5 участников, записывают на листочках, а на экране несколько подсказок)

-  Психологи рекомендуют обращать внимания на уровень развития школьной зрелости. Я предлагаю Вам составить «портрет идеального первоклассника», у которого выявлен высокий уровень развития школьной зрелости.  Вы можете воспользоваться некоторыми подсказками, которые Вы видите на экране. Зачитываются варианты ответов.

/Ребёнок с удовольствием находит правильные ответы, стремится продолжить и завершить работу. Понимает задачу быстро, не нуждается в её повторении и разъяснении. Ребёнок самостоятельно старается обдумать решение, прежде чем начать действовать, может словами доказать своё мнение и минимально использовать помощь взрослого./

4. Определение компонентов «готовности к школе». (На экране все компоненты)

- Давайте вспомним все основные компоненты «готовности к школе». Мотивационный компонент. Интеллектуальный компонент. Эмоционально - волевой компонент. Коммуникативный компонент.

5. Работа на мольбертах. (На экране появляются определения каждого компонента по очереди)

- Сформулируем определение каждого из компонентов.

- Распределите на мольбертах определения каждого компонента. (Педагоги по желанию выходят и соотносят определения с карточками, где написаны названия компонентов).

1. Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

2. Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно - образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

3. Эмоционально-волевой компонент - умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

4. Коммуникативный компонент – наличие произвольно – контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

6. Упражнение «Мозговой штурм».

- Уважаемые педагоги, как Вы думаете, какими методами можно развить у детей мотивационный компонент? У педагогов – практиков есть, наверное, свои интересные наработки. С помощью «мозгового штурма» мы постараемся придумать варианты работы по развитию этого компонента (зачитываются варианты решений).

/Маленький ребёнок исходно чрезвычайно любознателен, у него огромная познавательная потребность, он хочет всё знать, думать. Значит, взрослые должны построить занятия так, чтобы заинтересовать детей.

Может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, нужно больше времени уделять занятиям школьного типа, и не тратить времени на несерьезные занятия: игру, конструирование, лепку, прогулки. Хотя возможности 6 – леток в усвоении знаний велики, но они потребуют огромных психических и физических сил. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым ошибкам. Поэтому игра, как главное отличие дошкольника от школьника, позволяет формировать все компоненты готовности к школе./

7. Решение ситуаций (Участники за столами по 4-5 человек, они отвечают,  остальные участники добавляют)  

Участникам раздаются карточки с ситуациями, которые встречаются при подготовке ребёнка к обучению в школе. Упражнение проводится в форме дискуссии за «круглым» столом.

Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребёнок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять?

Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребёнка к таким результатам:
«В школе двойки будут ставить»,
«Играть будет некогда», «В школе программа трудная».

Ситуация. Отец часто озадачивает ребёнка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребёнку понаблюдать, чтобы ответить.

Какие качества разовьются у ребёнка?

Ситуация. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: - Всё перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Оправданы и полезны ли такие занятия с ребёнком?

8. Итог работы круглого стола (на экране после всех ответов появляется определение мотивационной готовности детей к школе)

– Давайте подведём итог  по работе круглого стола.

- Нужно обобщить все наши ответы и сказать, что же такое «мотивационная готовность детей к школе».

/Мотивационная готовность: стремление ребёнка к учению, желание быть школьником, достаточно высокий уровень развития школьной зрелости и познавательной деятельности у детей, а также определённый уровень волевого и социального развития./

9. Рекомендации педагога-психолога для педагогов (раздаются педагогам в виде памяток)

Уважаемые педагоги, чтобы Ваши усилия в работе с детьми были эффективными, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело, он лучше учится. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  •  Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
  •  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд или даже некоторого регресса.
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  • Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.
  • Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  •  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Поэтому основная задача педагогов, специалистов и воспитателей в том, чтобы развить интерес ребёнка к знаниям, научить его видеть и понимать окружающий его мир, научить его общаться с взрослыми и сверстниками.

10. Интерактивная игра «Связывающая нить». 

- Участник, которому передали клубочек ниток, делится впечатлениями о занятии и, держа в руке нить, передаёт клубок следующему участнику.

Литература:

1. Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться. М., Астрель. 2003г.

2. Бережнова О.В. Работа с семьей при подготовке детей к школе. Санкт – Петербург, 2011г.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., Н. П.О.

4. Образование. 1996г.

5. В. К. Загвоздкин Готовность к школе и эмоциональный интеллект. Москва. Чистые пруды. 2008г.

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991г.

7. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Москва. УЦ Перспектива. 2012г.

8. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника.- Екатеринбург: У - Фактория, 2007.

9. Нижегородцева Н.В. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. Москва. Владос. 2001г.

10. Оганесян Н.Т. Методы активного социально – психологического обучения. Москва. Ось – 89.2002г.

11. Кирсанова В.Г. Лекции в ПАПО, 2011год

Памятка педагогам для работы с детьми дошкольного возраста

  • Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело, он лучше учится. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  •  Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
  •  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд или даже некоторого регресса.
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  • Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.
  • Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  •  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Поэтому основная задача педагогов, специалистов и воспитателей в том, чтобы развить интерес ребёнка к знаниям, научить его видеть и понимать окружающий его мир, научить его общаться с взрослыми и сверстниками.

Педагог-психолог СП «Детский сад № 60» ГБОУ СОШ №3

Харитонова Ю.Н.

Психологический портрет идеального первоклассника по М. Битяновой

1. Педагогическая готовность:
- хороший словарный запас;
- хорошая общая осведомленность;
- умеет развернуто ответить на вопрос;
- навыки чтения;
- навыки счета;
- навыки письма;
- навыки рисования;
- звуковая 
культура речи (чистая речь)

2. Интеллектуальная готовность:
- дифференцированность восприятия как основа мышления;
- планомерность восприятия (наблюдательность);
- развитое воображение;
- хорошая ориентировка в пространстве и времени;
- развитое наглядно-образное мышление:
умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; 
умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;
- развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
- хорошая память;
- развитая регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
- интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
- предпосылки абстрактно-логического мышления:
способность понимать символы;
способность формулировать вопросы;
способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы.

3. Мотивационная готовность:
- выраженность познавательных интересов;
- стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);
- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:
- умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
- сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
- эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
- произвольная регуляция внимания:
концентрация внимания;
устойчивость внимания;
переключение внимания;
- умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
- умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:
- желание общаться со взрослыми и детьми;
- умение установить контакт с учителем;
- сохранение чувства дистанции;
- способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
- умение устанавливать контакт со сверстниками
- умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем
- умение выполнять совместную работу;
- умение поддерживать равноправные 
взаимоотношения со сверстниками

Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребёнок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять?

Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребёнка к таким результатам:
«В школе двойки будут ставить»,
«Играть будет некогда», «В школе программа трудная».

Ситуация. Отец часто озадачивает ребёнка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребёнку понаблюдать, чтобы ответить.

Какие качества разовьются у ребёнка?

Ситуация. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: - Всё перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Оправданы и полезны ли такие занятия с ребёнком?

Особенности работы педагогов с современными дошкольниками.

- Как уже отмечалось в докладе С.М. Дмитриевой, ребёнок стал другим. Сегодня изменились как требования общества, предъявляемые к ребёнку, так и изменились сами дети. У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как:

• Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

Немногие дошкольники имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.

Дети, имеющие несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе высокого риска.

• Недоразвитие мотивационно - потребностной сферы ребёнка, а также его воли и произвольности (возможно из-за снижения уровня развития сюжетно - ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению.

• Снижение уровня детской любознательности и воображения.

• Разрушение детской субкультуры, дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.

Пространство, в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для детей и партнерами по игре и няньками.

Формируется тип личности не деятеля, а пассивного созерцателя.

• Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

В отличие от 60-х годов, когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов физического созревания детей, уже с 90-х годов учеными-медиками зафиксирован обратный процесс-процесс замедления темпов роста и физического развития.

Также произошли изменения в отношениях детей и родителей:

• Снижение родительской мотивации (хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать).

• Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию семей неполных.

Все это требует смещения акцентов в работе. Я считаю, что педагогам нужно учиться работать с такими детьми.

Изменилось также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками взрослые, родители устраивают предшкольный бум.

Когда проводился в нашей стране опрос родителей детей от года до трех лет, посещающих ясли, показал, что 67% родителей ожидают от детского дошкольного учреждения главным образом интеллектуального развития своих малышей, которым в первую очередь необходимо овладеть навыками самообслуживания и общения с детьми и взрослыми.

Вот оно, главное противоречие сегодняшнего воспитания: родители строят «светлое будущее», а ребенок хочет (и вправе) получать удовольствие от сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий.

Возникает замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям. Педагогам необходимо учиться работать с такими родителями, заставлять задумываться, какова цена усиленной интеллектуальной подготовки к школе, разъяснять им критерии готовности детей к обучению. И чем больше будет «здоровых» родителей, для которых главное - счастье ребёнка сегодня, которые будут иметь научные знания о готовности к школе, тем меньшим ажиотажем будет сопровождаться период подготовки к школе и меньше проблем будет у детей в самой школе.

Мы должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены.

Готовность к школе - это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в детском саду, в семье и в других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через «участие в жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мотивационной готовности детей к школе

   Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формир...

мотивационная готовность детей к школе через игровую деятельность

Каждый второй ребенок находится в тревожном  ожидании встрече со школой, чувствует внутреннюю напряженность и давление со стороны взрослых его окружающих. Ребенка предупреждают, что в школе перед...

Консультация для педагогов на тему: «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе».

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от кот...

Мотивационная готовность детей к школе

Мотивационная готовность стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа: 1. Хочешь ли ты идти в школу? 2. Что в школе интересного? 3. Чем бы ты занима...

Круглый стол для педагогов на тему "Мотивационная готовность воспитанников к школе в соответствии принципам" ФГОС ДО

Консультация для круглого стола. При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное разв...