Круглый стол «Подготовка детей к школе».
консультация

Шарипкова Жанна Леонтьевна

Круглый стол по подготовке к школе детей всегда пользуется особым вниманием у родителей. Ведь научиться читать, писать и считать – это совсем не значит, что ребенок готов к школе. Психологическая готовность к школе включает в себя: интеллектуальную готовность; Личностно – социальную; мотивационную и эмоционально – волевую готовность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.odt13.95 КБ

Предварительный просмотр:

              Круглый стол «Подготовка детей к школе».

Взгляд психолога:

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос «Что значит ребенок готов к школе?» К сожалению, некоторые  считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Это ошибочное мнение.  Феномен «готовность к школе» складывается из  различных видов готовности:

Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида:
личностная готовность,

волевая готовность и

 интеллектуальная готовность.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Личностная готовность включает в себя:

  • умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)
  • умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  • Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок («Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание.

Полезны будут следующие рекомендации:

  • Расскажите ребенку о своих школьных годах.
  • Организуйте дома рабочее место для будущего школьника.
  • Поиграйте с ребенком в «школу ».
  • Отмечайте любой успех ребенка в играх занятиях.

Например (ты сегодня позанимался лучше чем вчера; сравнивать ребенка можно только с самим собой. Не следует говорить, например,  «Вот Вова уже умеет читать, а та и буквы в слоги собрать не можешь).

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес).

Задание родителям 

у вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители школьников. Может быть даже кто-то из вас. Прочитайте и попробуйте прокомментировать их: какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики, невзначай повторяемые в повседневной суете?

Как вы думайте, какие чувства возникнут у ребенка, когда он слышит в свой адрес такие фразы (прочитайте, что у вас написано):

  • Вот пойдешь в школу, там тебе покажут
  • Ты, наверное, будешь двоечником.
  • Вот Лена, соседка, уже умеет писать, а ты и ручку держать не умеешь.
  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!
  • Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось.
  • У тебя всегда все получается не так, как надо.
  • Только попробуй мне сделать ошибку.

(родители высказываются)

Совершенно верно, у ребенка утратиться вера в себя, желание ходить в школу, возникнет чувство неуверенности. Все это впоследствии скажется и на учебном процессе, и на взаимоотношениях со сверстниками.

Поэтому, уважаемые родители, будьте более терпимы к своим детям, уважайте их желания и будьте аккуратнее в своих выражениях.

Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

Принимая ребенка таким, каков он есть, вы создаете для него благоприятный климат для предстоящего обучения в школе.  

Интеллектуальная готовность— это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления, воображение, речь).

Например, во время прогулки, для развития мышления, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что уже набухают почки, значит скоро распустятся листья.

Для развития внимания  можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. Познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

А для развития воображения можно сочинить сказку о том, какие вас ждут приключения по дороге домой.

Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц, что расширит его кругозор.  Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. И еще, уважаемые родители, больше читайте своим детям. Пусть чтение книг будет как ретуал перед сном, так и ребенку будет легче восстановить свой эмоциональный фон и заснуть.

Не стоит забывать и о   физической готовности: зрелость опорно – двигательного аппарата, зрелость нервной системы (подвижность, сила, ловкость, развитие мелкой моторики).

И в те моменты, когда вы занимаетесь дома со своими детьми не забывайте чередовать занятия интеллектуальные с физическими, то есть после того, как ребенок выполнил какое — либо письменное задание далее, например, предложите ему поиграть в мяч.

В подготовительной группе нашего детского сада была проведена диагностика «Готовность детей к школьному обучению».

В диагностике приняло участие 2 группы, а это 20 детей, которые в этом году пойдут в школу.

О результатах этой диагностике, по каждому ребенку, я могу сказать родителям в индивидуальном порядке после нашего мероприятия.

Первой была проведена методика «Домик» (Гуткина). Данная методика служит для диагностики уровня развития произвольного внимания, восприятия, сенсо-моторной координации; позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец.

По результатам первичной диагностики были получены следующие данные: высокий уровень развития сенсомоторной координации имеют 2 ребенка, средний уровень – 13 детей, низкий уровень – 5 детей. Но говоря о среднем уровне, хочется добавить, что 3 ребенка чуть - чуть не дотянули до высокого уровня, то есть есть время, чтобы овладеть высоким уровнем произвольного внимания. И есть двое детей, которые наоборот еле - еле дотянули до среднего уровня, так сказать выбрались из низкого, но все это нетвердо, неуверенно.  

Для работы с детьми со средним уровнем сенсомоторной координации можно рекомендовать задания в которых требуют выполнить по образцу. И прежде, чем приступить к работе нацельте детей сначало на то, чтобы изучить рисунок внимательно, обращая внимание на все детали (как они прорисованы, какой они формы, размера, как соединяются между собой). И только потом приступать к выполнению упражнения.

Для детей с низким уровнем сенсомоторной координации рекомендуется начать с упражнений, где в качестве образца выступают отдельные детали, и лишь потом переходить к общему рисунку.

Следует уделять больше времени раскрашиванию и штриховке.

Еще один тест, который использовался в диагностике – это тест Керна-Иирасека и Семаго направленные на выявление школьной зрелости детей.

В результате высокий уровень школьной зрелости имеют 5 детей, средний уровень - 11 детей, низкий уровень —  ребенка.

Для работы с детьми с низким уровнем школьной зрелости рекомендуется  написание графических диктантов. А так же можно попросить ребенка нарисовать человека (мужчину). Когда ребенок закончит, возьмите рисунок и вместе с ребенком подойдите к зеркалу. Сравните отражение с рисунком детально (сверху вниз). И когда ребенок найдет недостающие детали, попросите его дорисовать их.

Для ребят о средним уровнем школьной зрелости рекомендуется больше рассуждать. А для этого родителям необходимо больше общаться с детьми. Порассуждайте вместе, например, о том – почему люди занимаются спортом, почему плохо, когда кто-то отклоняется от работы; чем отличается старый человек от молодого и т.д.

Диагностика  «Лесенка» (Щур) на выявление уровня самооценки. По результатам этой диагностике 18 детей имеют высокую самооценку и 2 детей низкую, это скорее неуверенность в себе.

Еще одна диагностика на выявление уровня развития лагического мышления и связной речи, эта методика вызвала наибольшее затруднения (рассказать). Результаты:  высокий уровень 2 ребенка, средний уровень - 11 детей, низкий уровень 7 детей.

Делая вывод можно сказать, что большинство обследуемых детей  на сегодняшний день неготовы к школьному обучению покаким - либо параметрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол для воспитателей "К школе готов!"

Обсуждается проблема готовности детей к обучению в школе,  приводятся данные об особенностях современного дошкольника, раскрывается структура  готовности  к школе,  воспитатели сос...

Круглый стол Адаптация детей к школе

Круглый стол для педагогов детского сада «Адаптация выпускников к школе»Вступительная часть. Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»2. Психологические упражненияЦели: настроить педагогов на рабо...

КРУГЛЫЙ СТОЛ «На пороге к школе»

Родительское собрание в форме круглого стола....

Круглый стол в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок и компьютер»

ЦЕЛЬ: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером в домашних условиях....

Круглый стол "Подготовка детей к школе"

Материал "Подготовка детей к школе" предназначен для консультации родителям....

Круглый стол " Готовность детей к школе"

Цель: Активизировать имеющиеся знания педагогов о проблеме готовности детей к школе....