Тема по самообразованию
материал
Многие ученые занимались исследованием детской психологии и педагогики. И они пришли к поразительным выводам. Оказывается около две трети коры головного мозга отвечает за развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya_gku_srts1.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию воспитателя Чешуиной Е.В.
ГКУ СРЦН «Огонёк» г.Макаров Сахалинской области
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»
Обобщение опыта работы по теме «Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ»
Многие ученые занимались исследованием вопросов детской психологии и педагогики. И они пришли к поразительным выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие мелкой моторики рук. И все мы знаем, что эта треть расположена очень близко к речевому центру, поэтому можем считать, что двигательная активность кистей и пальцев ответственна за речь человека. Значит в связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка является одной из важных задач при обучении речи наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего практического опыта доказывают, что выводы ученых оказались правильными. Мелкая моторика оказывает существенное влияние на формирование мыслительных навыков, памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые хорошо уверенно владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются. Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Как уже было сказано, речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ребёнок ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе коррекции развития. Именно поэтому так важно, чтобы постепенное развитие мелкой моторики планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка. Развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал.
Поэтому я выбрала тему: «Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ»
Условия возникновения опыта
Развитие мелкой моторики каждого ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного развития и осуществления разных видов деятельности, формирования разнообразных способностей, и в результате работы готовности ребенка к школьному обучению.
Начала я свою работу со сбора и анализа информации по этой проблеме, изучила исследования ученых, разнообразную педагогическую литературу.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой .
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований в связи с развитием познавательных способностей; в связи с развитием речи; развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними.
Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Т.М Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости. Приступая к новому заданию, по мнению Л.В Занкова, ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.
Как считает Б.И Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений.
У детей с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна, сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.
Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше положения, можно сказать,что развитие мелкой моторики детей с ОВЗ можно назвать приоритетным и имеет важное значение в развитии ребенка.
Я работаю по адаптированной образовательная программе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА (ДЦП) по методической разработке Л. М. Шипицыной.
Актуальность опыта
Организация системы работы развитию мелкой моторики детей
позволяет:
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;
- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы развития мелкой моторики, внедрять инновации
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения
- успешно осваивать сенсорные эталоны.
Ведущая педагогическая идея
Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, поэтому развитие мелкой моторики детей осуществляю через игровую деятельность.
- Играя, ребенок с ОВЗ учится осязанию, восприятию и усваивает доступные уровню его развития и текущего соматического состояния сенсорные эталоны ;
- учится по возможности сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;
- развивается и познает мир.
Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.
Результативность опыта
В результате проделанной работы у детей с ОВЗ прослеживается положительная динамика:
- Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
- Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия, увеличивается время активного внимания.
- Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
- Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
- Они любопытны, активны, эмоциональны, стремятся к общению.
Технология решения задач сенсорного воспитания и развития детей.
В центре «Огонёк» разработана система сенсорного развития воспитанников, частью которого является развитие мелкой моторики.
Ведущими задачами являются следующие:
- создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
- Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Развитие мелкой моторики осуществляю через разные формы работы :
• непосредственно организованную деятельность
• Игры –экспериментирования
• Наблюдение
• Дидактические игры
В своей работе использую дидактические игры, развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование карандашами, мелками, лепку, конструктивные игры, двигательную деятельность.
Основные направления работы с детьми в ОВЗ:
- Пальчиковая гимнастика.
- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки», семена).
- Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров, выполнение несложных аппликаций).
- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание,).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
- нахождение заданных предметов,
- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
- сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Предлагаемые ниже тренировочные упражнения апробированы в работе с детьми с двигательными нарушениями. Все упражнения выполняются сначала пассивно, затем пассивно – активно, и лишь потом – ребенком самостоятельно.
Упражнения для расслабления рук
1. Плавные потряхивания руки ребенка от плеча.
2. Имитационные движения кистей рук:
- «стряхивание воды с кисти»,
- «полоскание белья»,
- «поглаживание кошки»,
- «игра на пианино».
Массаж кистей и пальцев рук
- поглаживающие и разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
- поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья;
- щеточный массаж;
- растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий;
- грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Упражнения для развития тонкой моторики
- имитация игры на пианино;
- противопоставление большого пальца остальным;
- вращение пальцев и круговые движения кисти и каждого пальца в отдельности.
- отведение и приведение кисти (вправо и влево);
- движение супинации (поворот руки ладонью вверх) и пронации (ладонью вниз).
- поочередное сгибание пальцев;
- «Пальчики здороваются». Соприкосновение подушечек пальцев (пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки, пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки, затем одновременно двумя руками. Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются.
- «Ножницы». Разведение пальцев рук в стороны правой, затем левой руки и обеих рук одновременно.
- «Футбол». Забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами
- Упражнения со шнурком. Ребенок (дети) выкладывают шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям (прямым – вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным – разомкнутым и замкнутым).
- Упражнение «Игла – художник 1». Для этого упражнения понадобится лист бумаги формата А 4, лоскут толстой одноцветной мягкой ткани такого же размера, толстая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой ниткой с завязанными одним узлом обоими концами. На листе бумаги взрослый предварительно рисует контуры простых, хорошо знакомых детям предметов (геометрические фигуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т. д. Под лист бумаги с контурным рисунком подкладывается лоскут ткани. Ребенок прокалывает бумагу по контурам предметов, держа иглу сначала большим и указательным пальцем, далее работа выполняется со сменой пальца: большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Расстояние между проколами на бумаге приблизительно 2– 3 мм (по показу взрослого).
- Упражнение «Игла – художник 2» Выполняется аналогично предыдущему упражнению, но без предварительного прорисовывания контуров предметов на листе бумаги. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструкции (Нарисуй иголкой квадрат, треугольник, домик, солнышко и т. д.) После окончания работы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого анализирует получившийся результат (после рассматривания на свет).
Не стоит забывать и о бытовых предметах домашнего обихода, если немного подумать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы для малышей, чем специализированные игры. Игры с хозяйственной утварью самые простые, доступные и приносят детям огромную радость. Такой игрушкой могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми относятся к нетрадиционной форме работы.
Игра «Пальчики»
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) Указательный поймаем
(Ловим указательный палец левой руки и качаем)
И немного покачаем!
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе.
Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Упражнение «Лиса»
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Упражнение «Угостим Жучку»
Оборудование: прищепки, вырезанные из картона косточки не менее 15 см длиной (по количеству детей), миска.
Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребенка прищепка-«Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка захватывает косточку.
После ужина убрались,
В миске косточки остались.
Косточки мы соберем и собачке отнесем
Жучка косточку схватила,
В уголочек утащила.
Упражнение «Глупая ворона»
Оборудование: прищепки темного цвета, сложенные в виде конфет фантики (по количеству детей).
Перед каждым ребенком на столе лежит фантик. Взрослый наклоняет кисть руки к столу и захватывает прищепкой фантик. Затем кисть руки возвращается в исходное положение.
Увидела бумагу
— Да как ее ухватит.
Думала конфета,
Оказалось.., фантик!
Лягушонок “Квак-квак!”,
А Утенок “Кряк-кряк!”,
Все сказали, все спросили…
Хорошо поговорили!
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок.
Игра «Цвет».
Такая игра подойдет для самых маленьких.
Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой.
Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.
Игра «Мамины помощники».
Натяните веревку. Возьмите несколько разноцветных платочков (можно носочков, что угодно). Скажите ребенку, что они выпачкались. Поиграйте сначала в стирку. Потом развесьте белье на веревку, закрепляя его прищепками (веревку надо натянуть на уровне, удобном для ребенка).
Можно подбирать по цветам: синий платочек закрепляем синей прищепкой, красный – красной и т.д.
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки прицеплю.
Игра «Коробочки»
Цель: обучать детей сличению предметов по цвету.
Оборудование: четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, четыре прищепки такого же цвета.
I вариант (для индивидуальной работы).
Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край одной из коробок, распределяя их соответственно цвету приклеенного на дно кружка.
II вариант (для подгрупповой работы)
Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета, который ему назвал воспитатель.
Игра «Разноцветный заборчик»
Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук, ориентация верх-низ.
Оборудование: Полоски картона 5*15 см, 6-8 прищепок двух цветов на ребёнка.
Ход:
Каждому ребёнку раздаются по 6-8 прищепок двух цветов. Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепляя их к верхней полоске картона.
Игра «Зубастики»
Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.
Оборудование: четыре прищепки основных цветов, силуэты помидора, груши, сливы, огурца, вырезанные из цветного картона.
Ход:
Жили-были разноцветные зубастики.
Ребята, назовите, какого они цвета?
(Красного, желтого, зеленого и синего.)
Зубастики любили все грызть.
Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:
Красный зубастик ест помидор.
Желтый за грушей полез на забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зеленый зубастик ест огурец.
Каждый ребенок «угощает» зубастиков овощами и фруктами, озвучивая свои действия.
Игра «Платочки»
Цель: Закрепление понятий «большой - маленький», «большая - поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Оборудование: Два квадрата из картона (платочки) разного размера,
по 10 прищепок разного цвета и размера.
Ход:
На два платочка-квадрата большого и маленького надо прищепить прищепки так, чтобы на большом платке были большие кисти, а на маленьком - маленькие.
Игра «Шаль с бахромой»
Цель: Закрепление понятий «большой - маленький», «большая - поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Оборудование: Два квадрата из картона (шаль),
10*10 см размера, по 10 прищепок разного цвета и размера.
Ход:
Детям предлагается украсить шаль бахромой, чередуя прищепки: большая – маленькая.
Игры на развитие математических представлений
Игра «Сказочный домик».
Возьмите обычную коробочку. На каждую сторону наклейте разную цветную бумагу. Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет.
А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты.
Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре.
А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят прищепки.
Игра «Состав числа».
Возьмите несколько листов плотного картона, фломастер и прищепки. На каждой картонной карточке напишите число от 0 до 10.
Сначала покажите: ноль – это ни одной прищепки.
Один – одна прищепка,
два – две прищепки,
три – три прищепки и т.д.
Когда с этим разобрались можно переходить и к изучению состава числа.
Три (3) – можно представить как 1 и 2, как 2 и 1, как 1, 1 и 1. И т.п.
С прищепками можно играть и в другие игры.
Например: прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их;
прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе и т.п.;
натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
Развитие творческого воображения в играх с прищепками.
Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. Ребенку будет интереснее не просто манипулировать с предметами по образцу, а проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря ребенка, а также развитию его памяти и внимания.
Игра «Ёжик»
Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто это такой: На спинке иголки, Длинные, колкие. А свернётся в клубок - Ни головы, ни ног.
Дети: Это ёжик.
Воспитатель: (показывает картинку с изображением ежа): Правильно, это ёжик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
(Дети показывают).
Воспитатель: А вы видели когда-нибудь настоящего, живого ежика? (Да)
- Этот ёжик (показывает ёжика без иголочек) похож на того, которого вы видели?
- Чем похож?
- Чем отличается? (у него нет иголочек).
- Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ежик.
Мы сейчас тебе поможем
(Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки).
Воспитатель (поглаживая ежика по его новым иголкам):
Ой! Какой ёжик стал колючий.
Игра «Зайка»
Дети с воспитателем рассматривают сюжетную картинку «Зайкин огород»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где сидит зайчик?
Дети: В огороде.
Воспитатель: Что держит зайка в лапках?
Дети: Морковку.
Воспитатель: Как вы думаете, он доволен?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: У него вырос хороший урожай.
Воспитатель: Какие плоды вырастил зайка?
(Дети отвечают)
Урожай мы убирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем
— Сразу овощи узнаем.
В свой лесной огород прискакал наш зайка.
«Собирай урожай!
Ну-ка, не зевай-ка!»
Роет лапкой корешок,
вот уж он в лукошке.
Только ушки видны на зайкиной макушке.
Вдруг где-то в лесу шорох раздается.
Это кто-то тайком к зайчику крадется.
Быстро зайка бежит от беды подальше,
Прижимает ушки и трясется даже.
Зайка, зайка не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Воспитатель: Дети, а кого боится зайка? Что он делает, когда напуган?
(Дети отвечают)
Посмотрите, наш зайка (показывает зайца без ушей) тоже кого-то испугался и прижал ушки.
Будто и вовсе без ушей. Давайте успокоим зайчика, погладим его. С нами ему нечего бояться.
(Дети гладят игрушку, и ушки появляются снова: дети, подражая действиям педагога, прикрепляют к голове зайца ушки-прищепки)
Воспитатель: Зайка рад.
Поиграем вместе с ним:
Зайка серенький сидит (Дети приседают, держа ладони у головы).
И ушами шевелит.
Вот так, вот так (Имитируют шевеление ушками.)
Он ушами шевелит.
Игра «Самолет»
Самолет, самолет.
Отправляется в полет.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда
Ребенок на трафарет прицепляет прищепками хвост и крылья.
Игра «Птичка»
Клювик, крылышки и хвостик
— Прилетела птичка в гости.
Ребенок на трафарет прицепляет прищепками хвост и крылья.
Игра «Овощи» (морковь, свекла, репа).
Урожай мы убирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем –
овощи узнаем.
Игра «Божья коровка»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прилетел на наше окошко?
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: Да, похожа. Такая же красная, как божья коровка. На спинке точечки, будто веснушки. И усики есть, как у любого жучка. Вот только чего-то у нее не хватает?
Дети: Лапок.
Воспитатель: Конечно. Давайте сделаем лапки из прищепок.
(Дети выполняют задание воспитателя)
Воспитатель: А теперь отпустим божью коровку. Пусть летит на небо:
Божья коровушка,
Полети на облачко.
Принеси нам к осени,
То, что мы попросим:
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (Народная песенка)
Игра «На лесной полянке».
Приготовьте коробку с разноцветными прищепками, вырезанные из цветного картона заготовки солнышка, ежика, стрекозы, кружок, прямоугольник и треугольник.
В гости к детям приходит. Девочка -прищепочка с воздушными шарами. В воздушных шарах спрятаны загадки. Девочка -прищепочка просит детей отгадать загадки и предлагает поиграть с разноцветными прищепками.
Отгадайте загадку.
Светит, сверкает, всех согревает.
Что это?
Ответы детей.
Правильно, это солнце. Как ласково называем его? (Солнышко.)
- Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.)
- Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)
- Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело еще сильнее.
Дети выбирают из коробки желтые прищепки и «возвращают» солнцу лучи.
Слушайте следующую загадку.
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без нее беда,
Она их главная еда.
Ответы детей.
Правильно, это трава. Какого цвета трава? (Зеленого.)
Воспитатель раздает детям вырезанные из зеленого картона прямоугольники.
Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и прикрепляют их к прямоугольникам.
Отгадайте, кто это такой:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Ответы детей.
Правильно, это ежик. Помогите нашему ежику найти иголочки.
Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
А вот новая загадка:
Зимой и летом одним цветом.
Ответы детей.
Да, это елка. Помогите елочке найти все свои иголочки.
Воспитатель раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Отгадайте, кто это:
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?
Ответы детей.
Правильно, это стрекоза. Давайте поможем нашей стрекозе найти крылышки.
Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку стрекозы. Дети прикрепляют к стрекозе прищепки – крылышки.
Молодцы! Как красиво на ваших лесных полянках!
Игры с рисованием
«Штриховки»
Проводить на контурном изображении линии в заданных направлениях простым карандашом. Сначала по контурным линиям, по показу, затем по одной линии с заданным направлением. Линии проводить близко друг к другу, не выходя за контур.
«Обводки»
Обводить карандашами тонкий нарисованный контур (или пунктир) точно по линии - квадратики, кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.
Обводить карандашами плотные плоские фигурки, придерживая их левой рукой.
Дорисовать недостающие детали у предмета: машине – колеса; домику – трубу, окно; дереву – ветки, листочки; кораблику – парус и т. д.
«Раскраски»
Раскрашивание готовых контурных изображений цветными карандашами, мелками, красками. Карандаш требует больших усилий работы пальцев, чем краски и фломастеры. Линии карандаша должны ложиться в одном направлении: слева направо или сверху вниз. Использовать вначале крупные изображения из 1-3 частей, и только после того, как ребенок научится раскрашивать крупные детали (без просветов, желательно в одном направлении, с сильным нажимом, не выходя за контур), можно приступать к более сложным раскраскам.
«Аппликация»
Изготовление поделок из бумаги: вырезание ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение несложных аппликаций.
Изготовление аппликаций из природного материала и других доступных материалов.
Некоторые полезные советы родителям с которыми хотелось бы вас познакомить:
• Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, в дальнейшем, малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, письмо для ребёнка не будет столь утомительным.
• Не обязательно использовать предложенные игры – их можно найти в книжках или придумать самим.
• Для того чтобы движения руки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
• Уделяйте упражнениям по 10-15 минут в день, и вы заметите, как пальчики вашего ребёнка становятся более ловкими, развиваются усидчивость и внимание, а самое главное- речь!
• Находите время для игр со своим ребёнком, ведь ему так необходимо ваше внимание.
• Играйте со своим сыночком или доченькой с интересом и хорошим настроением – от этого зависит результат упражнений.
• Не забывайте хвалить своё чадо, если даже получилась самая малость!
• Усложняйте задания постепенно, лишь после того, как ребёнок будет справляться с легким заданием.
• Помогайте ребёнку, если не получается, но помощь должна быть минимальной и необходимой, поощряйте самостоятельное выполнение задания.
• Поощряйте инициативу ребёнка в выборе игр.
•Доводите начатое дело до конца, не оставляйте незаконченной работу.
Заключение:
В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Выбор моей темы не случаен и обусловлен рядом причин. Во-первых, родителей детей дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника, особенно у детей с ОВЗ, мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Во-вторых, у детей, относящихся к группе компенсирующей направленности, практически всегда имеются проблемы речевого развития.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико пространственное восприятие ,координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Литература
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2003.-120с.
Большакова Е.С. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.- (Логопед в ДОУ)
Борисенко М.Г., Лунина Н.А. Наши пальчики играют. – СПб.; «Паритет», 2002.
Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., топаркова И.Г., Щербинина С.В. Художника Г.В. Соколов, В. И. Куров – Ярославль: «Академия развития, 1997. -192с., ил.- (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Игры с пальчиками. – М.: Учредитель – издательский дом «Карапуз» – 1998.
Светлова Л.И. Развиваем мелкую моторику координацию движений рук /Художник Е. Смирнов. – М.: Эксмо,2007. -72с.
Синицина Е.И. Умные пальчики. Серия «Через игру к совершенству».-М.: Лист, 1999.
Султанова И. Мелкая моторика /Веселые уроки. – М.: Издательство «Хатбер-пресс», 2007.
Шипицина Л.М., Мамайчук И.И.Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – М.; ООО «Гуманитарный издательский центр Владос», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»
Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...
Тема по самообразованию
Тема самообразования по патриотическому воспитанию "Москва. История и современность", подготовительная группа....
Тема по самообразованию 2
Тема самообразования по духовно-нравственному воспитанию "И в Родине моей узрел я красоту..." (старшая группа)...
Презинтация на тему экологическое воспитание для детей 5-7 лет (тема по самообразованию, итоговая работа)
Итоговая презинтация по теме самообразования, экологическое воспитание детей 5-7 лет...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....