«Возможности ЦОР в обучении и воспитании дошкольников»
материал
Использование цифровых образовательных ресурсов в деятельности дошкольного образовательного учреждения является одним из приоритетов современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsor.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»
«Возможности ЦОР в обучении и воспитании дошкольников»
Подготовила: Искандарова Л.А
Тюльган, 2021г
Использование цифровых образовательных ресурсов в деятельности дошкольного образовательного учреждения является одним из приоритетов современного образования.
Дошкольный возраст является периодом расцвета детской познавательной активности, выражающейся в заинтересованном принятии информации, в желании получить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, использованию новых подходов, способствующих обновлению возможностей традиционных методов. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения призвано улучшить качество обучения и повысить мотивацию к получению новых знаний у детей дошкольного возраста.
Общение с техникой в процессе обучения вызывает у детей живой интерес, сначала преобладает игровая, а затем и учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие творческих способностей и креативность принимаемых решений. Благодаря использованию ЦОР становится результативным обучение целеполаганию, планированию, контролю и самооценке. Ребенок, увлекаясь сюжетом игры, усваивая ее правила, подчиняет им свои действия, стремится к достижению более высоких результатов.
Цифровые образовательные ресурсы могут содержать в себе одновременно графическую, текстовую, речевую, видео-, аудио информацию и фотографии, которая способствуют развитию у детей воображения, образного мышления и творческой активности старших дошкольников. Такие образовательные ресурсы позволяют увеличить объем предлагаемого материала, что имеет огромное значение при обучении дошкольников, ведь один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм его подачи.
Образовательная ценность ЦОР заключается в моделировании жизненных ситуаций или явлений, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни, например, полет ракеты, солнечная система, круговорот воды в природе и прочие. В настоящее время существует огромное множество цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для обучения и развития детей старшего дошкольного возраста и рекомендованных министерством образования Российской Федерации, но, несмотря на их многообразие, педагоги дошкольного образования создают свои, авторские цифровые ресурсы, так как именно они направлены на решения конкретных образовательных задач по образовательным программам.
В качестве цифровых образовательных ресурсов для детей дошкольного возраста на занятиях целесообразно использовать ресурсы, созданные в форме виртуальной экскурсии, виртуального путешествия, «путешествия по реке времени», «путешествия по карте», НОД с использованием мультимедийной презентацией. Рассмотрим более подробно данные формы.
Виртуальная экскурсия или виртуальное путешествие – это цифровой образовательный ресурс, который представляет собой законченный интерактивный мультимедийный продукт, направленный на достижение дидактических целей и решения образовательных задач. Он выражается в виде информационного источника, содержащего в себе графическую, текстовую, звуковую и видеоинформацию.
Мультимедийная презентации – это совокупность информационных коммуникационных технологий, одновременно использующих несколько средств: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, используемых с высококачественным звуковым сопровождением.
Занятия с детьми дошкольного возраста в сочетании с мультимедийной презентацией может выступать в качестве наглядного демонстрационного материала по ознакомлению дошкольников с окружающим миром. Сочетание теоретических сведений энциклопедического характера с объединением аудио-, видео-, и анимационными эффектами, возможностями демонстрации объектов, которые сложно наблюдать в повседневной жизни (например, дома индейцев «типи», изображения бизонов), а также наличие продуктивной деятельности детей, чтение стихотворения, решения проблемных вопросов, способствует погружению детей в тему познавательного занятия.
Путешествие по карте или путешествие по реке времени – предполагает освоение дошкольниками пространственных схем и отношений. В качестве наглядного материала для данных путешествий нужны большая физическая карта полушарий, географическая карта России или какой-то объект-символ, которые поможет перемещаться во времени. Такой наглядный материал служат своего рода метафорой целостного «пространства мира», а его объекты являются наглядно-графическими заместителями. Начиная воображаемое путешествие, педагог и дошкольники обсуждают и выбирают пункт назначения, вид транспорта, намечают маршрут на карте или возможные разные пути, высказывают предположения о том, что или кто может встретиться в пути, какие непредвиденные обстоятельства могут произойти. В таких играх-путешествиях расширяются представления детей об окружающем мире, его основных исторических событиях; путешествуя на пароходе, самолете, поезде дети рассматривают и сравнивают возможности транспорта в разных климатических зонах. Посещая интересные географические и исторические места, дошкольники в игровой форме получают знания о родной стране, крае, природе с активным участием отвечая на игровые вопросы педагога. Следует заметить, что цифровые образовательные ресурсы, используемые на занятиях, перечисленные выше формы работы с дошкольниками не заменяют участие педагога в образовательном процессе, а лишь дополняют и расширяют его возможности.
Современные цифровые образовательные ресурсы, а именно виртуальные экскурсии (путешествия) способны значительно расширить кругозор детей, стимулировать активность дошкольников в получении сведений энциклопедического характера на «островках» познавательно-исследовательской деятельности, а также обогащать представления о возможностях мультимедийных технологий, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы: логопед и воспитатель работают в тесном содружестве,...
«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»
Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...
Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников
Картотека народных игр для дошкольников...
Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников
Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помо...
Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.Огранизуя этическую беседу, необходимо стремиться к диалогу...