Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Огранизуя этическую беседу, необходимо стремиться к диалогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskaya_beseda.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

        Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения. Организуя этическую беседу необходимо стремиться к диалогу. В процессе диалога взрослый должен не только задавать вопросы, но и стимулировать стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.         Существенным фактором, на который должен ориентироваться взрослый при оценке эффективности беседы, является активность детей. В беседе взрослый связывает правила и нормы поведения с образами, понятными детям. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

         Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании детей постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим,  когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Подражательная способность детей рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

         По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений.

         Нравственное сознание — основа нравственного поведения. Этическая беседа сочетается с разными видами практической, игровой деятельности детей, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

Зачем говорят «здравствуй» (4-5 лет)

- Что вы говорите , приходя утром в детский сад?

- Кому вы говорите «здравствуйте»?

- Что вы говорите вечером, когда уходите домой?

- Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — узнаем из небольшого рассказа:

«Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое. Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь. Вошёл и громко крикнул: «Я пришёл узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

- Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

- Но ведь мы же друзья, - удивился Пух.

- А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? - обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всём, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда друзья встречались, они всегда желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания»».

- Говоря «здравствуй», мы выражаем своё дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику.

- Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Вместе тесно, а врозь скучно (5-6 лет)

«Подружки»        

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь. Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

                                                                 А. Кузнецова

- В стихотворении девочка говорит: «Я её не обижала». Так ли это? Что случилось на самом деле?

- За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой?

- Почему девочка захотела помириться с подругой?

- Как вы понимаете пословицу «Вместе тесно, а врозь скучно»?

- Нарисуйте, из-за чего произошла ссора (игрушку); что виновница ссоры решила дать подруге, когда захотела помириться.

Почему нельзя дразниться (6-7 лет)

Басня «Зеркало»

«Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
- Горбун! Горбун! - дразнил он Верблюда.
- Это я горбун? - возмущался Верблюд. - Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!
- Эй, толстокожий! - кричал Носорог Слону. - Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!
- И чего это он ко мне пристает? - удивлялся добродушный Слон. - Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!
- Дяденька, достань воробушка! - смеялся Носорог над Жирафом.
- Сам-то больно хорош! - откуда-то сверху отвечал Жираф.
Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:
- Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
- Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам себя красавцем считаешь?
- Конечно! - ответил Носорог. - Кто же в этом сомневается?  Ну тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
- Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться».

 С. Михалков

- Как носорог относился к окружающим?

- Как звери вели себя, когда носорог их обзывал, дразнил?

- Как вы поступаете, когда вас кто-нибудь дразнит?

- Как звери проучили носорога?

- Придумайте продолжение басни, в которой носорог поймёт, что нельзя издеваться над другими; что надо жить дружно со всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помо...

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.Организуя этическую беседу, необходимо стремиться к диалогу...

Родительское собрание на тему: «Занятие как форма обучения и воспитания в детском саду».

Родительское собрание проведено в разновозрастной группе....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Нравственно-этические достоинства русских народных сказок в воспитании дошкольников

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными знаниями и умениями....

Консультация для воспитателей «Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников»

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте в...