Цикл образовательных ситуаций для детей 6-7 лет, способствующих развитию интереса к школьному обучению
методическая разработка (подготовительная группа)
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир. Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Хочу предложить проводить данную работу с детьми через цикл образовательных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_obrazovatelnyh_situatsiy.docx | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл образовательных ситуаций для детей 6-7 лет, способствующих развитию интереса к школьному обучению
Образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.
Цель: формирование и развитие устойчивого интереса к школьному обучению.
Задачи:
- Формировать представления детей о школе и ее значении;
- Формировать положительную учебную мотивацию;
- Развивать коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольном поведении;
- Развивать исследовательскую активную позицию;
- Создать условия для снижения чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
В образовательные ситуации мы вводим героя Мишка Паддингтон для того, что бы повысить интерес у детей к школьному обучению, и активизировать исследовательскую практическую деятельность детей.
- Введение в проблему.
Мишка Паддингтон уже давно живет в городе и его «родители» сказали, что он скоро пойдет в школу. Но что такое школа он не знает. Мишка написал письмо ребятам, с просьбой рассказать ему, что такое школа.
Цель: диагностика представлений о школе у детей.
Дети начинают дискуссию на тему школа, как они ее видят. С помощью воспитателя дети составляют ответное письмо для Мишки Падингтона с рассказами «Что такое школа».
Итог: письмо «Что такое школа»
- Введение в проблему.
Дети видят, на столе в группе лежит аудиозапись и Букварь. В этой аудиозаписи Мишка благодарит детей за рассказы о школе. У него даже есть книга, похожая на Букварь, но в ней пустые страницы. Он попал под сильный дождь, и все, что было в этой книге, смыло дождем.
Проблема: сделать для Мишки Букварь.
Каждый ребенок выбирает себе букву, которую он нарисует, вырежет и приклеит на страницу Букваря, а рядом с буквой нарисует предмет, название которого начинается на эту букву.
Итог: Букварь, составленный детьми совместно с воспитателем.
- Введение в проблему
Мишка Паддингтон благодарит детей за сделанный ими Букварь. Мишка еще раз прочитав наше с вами письмо, увидел слово «учитель». Кто это, он не знает. Просит детей рассказать ему кто такой учитель.
Проблема: составить описательный рассказ на тему «Учитель – как я его вижу».
Итог: описательный рассказ на тему «Учитель»
- Введение в проблему
Мишка Паддингтон понял, что такое школа, учитель, у него теперь есть Букварь. Мишка очень хочет узнать, что есть внутри школы. Как называется кабинет или помещение, где он будет учиться.
Проблема: вызвать интерес к конструированию макета «Школьный класс».
Итог: макет «Школьный класс»
- Введение в проблему
Мы с вами рассказали и показали Мишке Паддингтону многое о школе, но мы еще не рассказали ему, что в школе есть урок.
Проблема: вызвать интерес к школьной жизни по средством театрализованной деятельности.
Итог: Театрализованная постановка детей «Школьный урок»
- Введение в проблему
Мишка Паддингтон прочитал и посмотрел все, что мы для него сделали.
Но Мишка никак не может понять, в чем отличие детского сада и школы.
Ведь в детском саду тоже есть книги, есть воспитатель, есть группа, зачем же тогда ему идти в школу.
Проблема: вызвать интерес к школьной жизни
Итог: фотоколлаж «Интересная школьная жизнь» (совместно с родителями).
- Введение в проблему.
Мишка Паддингтон уже готов пойти в школу, он понял, что там очень интересно, но он боится, что не найдет себе друзей, что будет там совсем один. Подскажите, как мне справиться со своими страхами.
Проблема: вызвать интерес к положительному эмоциональному общению.
«Подарок на всех»
Цель: Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток:
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
«Игра-ситуация»
Цель: Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Ход: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
Итог: проведение различных игр на положительный эмоциональный настрой в общении со взрослыми и сверстниками.
- Введение в проблему.
Дети получают фотографию и письмо, в котором Мишка Паддингтон говорит большое спасибо детям за их рассказы о школе и спрашивает, что же ему нужно взять с собой в школу. На фотографии Мишка с пустым рюкзаком.
Проблема: вызвать интерес к школьным принадлежностям.
Итог: Аппликация «Собери рюкзак».
- Введение в проблему
Дети получают видео сообщение от Мишки Паддингтона, где он говорит детям огромное спасибо за помощь, он узнал очень многое о школе, как она устроена, и он хочет отблагодарить детей.
В конце видео сообщения детям предлагается карта сокровищ. Детям необходимо следовать по намеченному пути, что бы узнать, что за сюрприз приготовил для них Мишка.
Проблема: вызвать положительные эмоции от оказанной помощи.
Итог: Сюрприз маленькая баночка с медом с надписью «Спасибо! От Мишки Паддингтона!»
- Введение в проблему
Дети очень рады, что смогли помочь Мишке Паддингтону. Но что бы Мишка ничего не забыл, а лучше , узнал еще много нового и интересного о школе, дети совместно с родителями, делают Лепбук «Что я Мишке расскажу о школе?»
Проблема: закрепить интерес к обучению в школе.
Итог: Лепбук «Что я Мишке расскажу о школе» (совместно с родителями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з
Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...
Создание детям условий, способствующих развитию интереса и потребности к общению с природой.
Семинар для воспитателей...
"Цикл образовательных ситуаций, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками."
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления...
"Особенности развития детей старшего дошкольного возраста в период перехода к школьному обучению"
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к овладению чтением является одной из самых актуальных при организации работы с деть...
Цикл образовательных ситуаций «Путешествие в страну здоровья»
Социализация личности происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного социального строительства. Одним из стимулов для такого включения в процесс соци...
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста в период перехода к школьному обучению.
В старший дошкольный период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. К шести годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, это формирует пр...
Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»
Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...