Создание детям условий, способствующих развитию интереса и потребности к общению с природой.
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Семинар для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар на тему:
«Создание детям условий, способствующих развитию интереса и потребности к общению с природой».
Экологическое воспитание-новое направление педагогики. В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Но экологическое образование в начальной школе не может заменить дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Начинать работу нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Необходимо знать, что природа оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка:
1.Умственное
2.Нравственное
3.Эстетическое
4.Физическое
5.Трудовое
- Умственное воспитание: в процессе ознакомления с природой активизируется речь детей, пополняется словарный запас, развиваются наблюдательность, память, мышление, восприятие, воображение, внимание и т.д.
- Эстетическое воспитание: учим детей видеть красоту окружающей природы, ценить ее, любоваться ею.
- Нравственное воспитание: учим гуманному отношению к природе, проявлению заботы по отношению к растениям, животным, помогаем детям освоить правила поведения в природе.
- Физическое воспитание: общение с природой – фактор физического развития.
- Трудовое воспитание: уход за растениями, животными, уборка листьев на участке.
Чтобы развивать и воспитывать детей, используя природу, необходимо знать:
Цели и задачи экологического образования (ЗАЧЕМ ?)
Содержание работы (чему учить?)
Методы обучения и образования (как?)
Средства обучения (при помощи чего?)
Условия, необходимые для экологического образования (предметно-развивающая среда).
Целью экологического воспитания является формирование основ экологической культуры.
«Формирование основ экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения к природе…, отношения к себе как к части природы, понимание ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды». (С.Н.Николаева, «Концепция экологического воспитания»)
Осознанное- доведенное до речевого уровня, связанное с поступками.
Правильное-такое, которое учитывает знания об условиях существования, потребностях какого- либо животного или растения (нельзя любить животных, не зная, как их содержать).
Отношение- это понятие более широкое, чем знания, это конечный результат экологического воспитания.
Осознанно- | правильное | отношение |
Интеллектуальный компонент (познавательный интерес) | Эмоциональный компонент (эстетический интерес) | Гуманистический компонент (действенный интерес) |
Сочетание компонентов составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в самостоятельной деятельности детей.
Задачи экологического воспитания:
- Формирование у детей элементов экологического сознания (знания о природе).
- знания экологического содержания отражают ведущие взаимосвязи природных явлений.
2)Формирование у детей практических навыков и умений
- умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным с учетом потребностей живых организмов.
-умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем.
3) Воспитание гуманного отношения к природе
-особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
-педагог должен уметь вызывать сострадательное отношение к живому существу.
Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве!
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - его конечным продуктом.
Содержание работы (чему учить?):
-дать представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования,
-осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Формы и методы (как?) обучения и образования разнообразны.
Метод- это решение общей учебной задачи.
Прием-это решение более частной задачи. Чем разнообразней и богаче приемы, составляющие метод, тем успешней осуществляется решение учебно-познавательных задач.
Формы и методы - это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:
-экологические занятия;
-игры экологического содержания;
-словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
- трудовой отряд маленьких экологов;
-«муравьишкина» библиотека;
-лаборатория юного эколога;
-экологические экскурсии;
-спортивно-экологические праздники;
-инсценировки, театрализованные представления.
С.Н.Петровский выделяет 3 группы методов:
1) наглядные
2) словесные
3) практические
1 классическая классификация
Группа методов | Методы | Приемы |
Наглядные (формирует яркие конкретные представления о природе) | -рассматривание чего-либо -наблюдение -показ диафильмов или кинофильмов -демонстрация моделей | -показ иллюстраций -сравнение -показ способов действий -показ образца |
Словесные (используются для расширения знаний о природе, их систематизации и обобщения) | -беседа -рассказ -чтение художественных произведений | -объяснение -вопросы -речевой образец -повторение -проговаривание |
Практические (позволяют уточнить представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы) | -игра -труд -опыты -моделирование -упражнение | -поручения -тренинг -сравнение -сопоставление -зарисовки ркзультатов |
2 классификация
Непосредственные | Опосредованные |
Дети общаются непосредственно с объектами природы -наблюдение -все практические методы | Дети занимаются с заместителями природы -наглядные методы(кроме наблюдения) -словесные методы |
Наблюдение - основной метод экологического образования.
Это метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Используемые педагогические средства (при помощи чего?):
-система развивающих игр: игровые ситуации, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные спортивные игры;
-тематические беседы, наблюдения;
-занятия;
-тематическое чтение художественной литературы;
-художественно-музыкальные этюды.
Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Доказано, что 3-4-ый годы жизни характеризуются двумя качественно-новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности.
У детей появляется самооценка. У малышей вместе со стремлением действовать самостоятельно, возникает желание соответствовать требованиям взрослых - быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер. Под влиянием взрослого у них появляется желание сделать что-нибудь хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у малышей отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. (Для справки –психических процессов -6:речь, внимание, воображение, память, мышление, восприятие (зрительное, слуховое, тактильное). Непроизвольность процессов – без заранее поставленной цели и без применения волевых усилий).
Исходя из этих особенностей ребенка, надо создать благоприятные педагогические условия и хорошее оснащение для экологического воспитания детей.
Условия, необходимые для экологического образования (предметно-развивающая среда).
1)Одним из важнейших условий для реализации экологического воспитания является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
2)Главной задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически правильного поведения.
3)Помещение и участок детского сада должны быть хорошо озеленены. Групповую комнату необходимо разделить на функциональные зоны. Выделите зону для занятий, зону для выставок детских работ, зону для природоведческой библиотечки, зону для игр.
4)Групповая комната - это прежде всего, помещение для детей, где им будет интересно. По этой причине можно оформить как можно больше коллекций: камней, ракушек, семян растений, перьев, сухих листьев. Собирайте материал вместе с детьми, к таким коллекциям они будут совершенно по - другому относиться.
5)Постарайтесь оборудовать небольшой уголок – лабораторию. Там хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов.
6)Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений. Такой уголок очень любим детьми и играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждает детей заботиться о них.
В живом уголке следует содержать животных, которые в наших условиях не могут прожить без человека: морская свинка, черепашки, волнистый попугай. Также устанавливается аквариум с рыбками и соответствующей растительностью.
Если позволяют условия дошкольного учреждения, желательно на территории детского сада разбить огород для выращивания овощей.
7)Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Экологическая тропа для дошкольников имеет свою специфику. Объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Цель ее создания – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
8) Включайте в планирование опытническую работу, совместную деятельность с детьми.
9)Разработайте серию этюдов по развитию эмоционально – волевой сферы, ряд дидактических игр, изготовьте комплект наглядных пособий по темам «Дети в лесу», «На лужайке», «Защити животных, насекомых, птиц» и т.д.
10)Важным аспектом в работе по экологической культуре является работа с родителями. Она ведется непрерывно. В группе проводятся собрания по вопросу экологического воспитания детей, об участии родителей в этом процессе познания.
11)Главное – воспитатель носитель экологической культуры, главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Он должен творчески подходить к своей работе и активно включать в нее других сотрудников детского сада: воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.
12)Если вы решили заниматься экологическим образованием, подумайте, насколько лично ваше поведение «экологично»? В быту, во время отдыха на природе?
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
(Материал составлен на основе лекций Н.А.Шкурлятьевой; использованы интернетресурсы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий способствующих развитию самостоятельной двигательной активности и развития мышления»
1. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 16 в прямом и обратном направлении; Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, при решении...
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление с докладом на педагогическом совещании по воросам работы с одаренными детьми в ДОУ...
Создание благоприятных условий способствующих облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
В статье рассмотрены вопросы использования современных технологий в период адаптации...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"(2017г.)
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"...
"Страна говорунов"Проект с детьми старшего дошкольного возраста по созданию условий, способствующий развитию связной речи.Дидактическое пособие "Сказочный домик"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Для ...
Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психо...