Педагогическая мастерская «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников»
материал
Педагогическая мастерская «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников»
Цель педагогической мастерской – способствовать обучению педагогов моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений.
Задачи:
- формировать представления педагогов о влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольников;
- развивать умение педагогов использовать психолого-педагогическую литературу для расширения знаний по данной теме;
- вызвать интерес к сотрудничеству педагогов друг с другом в решении данного вопроса.
Материалы и оборудование: листы, фломастеры, методическая литература.
Содержание педагогической мастерской
Название этапа и его цель | Деятельность мастера | Деятельность педагогов |
«Индуктор» Цель - создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. | Приветствие. Сообщение темы педагогической мастерской, выделение основных понятий. - Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу пригласить Вас в педагогическую мастерскую, где мы рассмотрим вопрос: «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников». Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов. Игровая деятельность, как доказано учеными (А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым и др., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Всему этому ребенок обучается в младшем дошкольном возрасте. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте. Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либо игры. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это и есть ролевая игра. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К.Крупская писала: «…игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Джанни Родари утверждает, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Мастер предлагает педагогам поразмыслить над высказыванием. - Согласны или не согласны с фразой и почему. - Высказать отношение к данной фразе. | Ознакомление с темой педагогической мастерской. Размышление над предложенной фразой. |
«Деконструкция и реконструкция» Цель - создание участниками педагогической мастерской творческого продукта. | Мастер предлагает педагогам сформулировать ответы на проблемные вопросы: - в чем незаменимость сюжетно-ролевой игры? - какие стороны речи формируются в сюжетно-ролевой игре? Представить в схемах, рисунках, таблицах структуру сюжетно-ролевой игры. | Педагоги формулируют ответы. |
«Социализация» Цель - предъявление созданного продукта всем участникам, промежуточная рефлексия. Появление информационного запроса у педагогов. | Мастер предлагает презентовать собственные ответы и обсудить полученные результаты с другими микрогруппами. | Педагоги презентуют и обсуждают ответы. |
«Обращение к новой информации» Цель - совершенствование творческого продукта на основании новой полученной информации. | Мастер предлагает микрогруппам ознакомиться с психолого-педагогической литературой и на основании полученных знаний выбрать и раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры: средний и старший дошкольный возраст: сюжет и содержание, роль, игровые действия, взаимоотношения (работа с методической литературой). | Педагоги знакомятся с предложенной литературой. |
«Афиширование» Цель - представление работ участников мастерской. | Мастер предлагает представить ответы и обсудить еще раз. | Педагоги обсуждают результаты |
«Разрыв» Цель - формулирование участниками мастерской самостоятельного вывода, обобщения, закономерности или нового образа. | Мастер предлагает педагогам обобщить представленные знания, увидеть закономерности, сделать вывод. Мастер еще раз задает вопрос, верна ли фраза «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо» | Педагоги делают обобщенный вывод, размышляют над предложенной фразой с позиции новых знаний. |
«Рефлексия» Цель - формулирование участниками педагогической мастерской возникших чувств, ощущений. | Мастер предлагает провести рефлексию и описать свои чувства, ощущения, возникшие в процессе выполнения данного задания; сформулировать направления для саморазвития. | Педагоги описывают свои ощущения и чувства, формулируют перспективы для собственного саморазвития. |
Список литературы
- Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М.: Гном, 2005.
- Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
- Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, УГУ, 1990.
- Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Академия, 2002.
- Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.
- Львов М.Р. Учись различать слова и их значения. – М.: Дрофа, 2003.
- Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство пресс, 2003.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; - М.: Сфера, 2010.
- Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Филичева Т. Б. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Под ред. Волковой Л.С. – Кн. 5. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...
Выступление на педагогическом совете "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
педагогам...
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии диалогической речи и познавательной способности детей.
В презентации раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи и познавательных способностей детей. Рассмотрены уровни развития развития сюжетно-ролевой игры, структура игры у ...
Роль сюжетно-ролевых игр, как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника....
Использование сюжетно-ролевой игровой деятельности в формировании интереса дошкольников к профессиям
В данной статье рассматривается вариант проведения инновационной деятельности в рамках детского сада. В данном случае успешно реализован первый этап с использованием сюжетно-ролевой игровой деятельнос...