Методики для ПМПК
тест
Предварительный просмотр:
Диагностические методики для ПМПК
Для оценки развития детей от 3 до 9 лет в условиях ППк применяются стандартные психодиагностические методики. Это минимальный набор по числу включаемых методик, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне и во всех существенных качествах, свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребёнка в целом и по отдельным качествам и свойствам.
Диагностический материал для изучения каждого ребёнка подбирается индивидуально.
Возраст 3-4 года
- Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)
- Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.
- Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.
- Складывает разрезную картинку из 2-3 частей.
- Считает до 3-4.
- Складывает доску Сегена (от простого к более сложному).
- Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).
- Правильно называет и находит основные цвета (допустимо — 3).
- Выявление уровня развития речи
- Рассказывают стихи, исполняют песни.
- Соотносят предметы по размеру (большой — маленький), по количеству (один — много).
- Описывают предметы.
- Используют в речи качественные прилагательные (Погода «солнечная», «тёплая», «морозная» и т.д.), глаголы (Солнце «светит», «греет»; птицы «улетают» и т.д.).
- Различают и называют части предметов.
- Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
- Показывают и называют животных.
- Выявление уровня развития тонкой моторики
- Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).
- Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
- Умеют рисовать элементарные предметы.
- Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.
- Выявление представлений о себе и окружающих
- Полностью называют свои имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).
- Называют членов семьи (поименно).
- Называют и показывают части тела.
- Эмоционально-волевая сфера
- Набор карточек с изображением эмоций (2-3).
- Контакт ребенка с взрослыми.
- Усидчивость и переключение внимания.
Возраст 5-7лет
- Исследование восприятия и внимания
- Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
- Набор карточек с изображением геометрических фигур, окрашенных в основные и оттеночные цвета.
- Доска Сегена (разных вариантов сложности).
- Различные по величине предметы (ширина, длина, высота).
- Разрезные картинки (5 лет — 4 части; 6-7 лет — 4-6 частей).
- Ориентировка на листе бумаги (лево — право, низ — верх, середина).
- Исследование мышления
- Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет — прямой и обратный счет).
- «4-й лишний» (по цвету, форме, родовым категориям).
- Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).
- Бланки методик «Простые и сложные аналогии».
- Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).
- Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, описательные, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).
- Таблицы с загадками, пословицами и поговорками (подбор с учетом возраста).
- Исследование представлений о себе и окружающих
- Называет свои имя, фамилию, отчество, возраст, пол, домашний адрес.
- Называет членов семьи.
- Называет и «показывает» времена года и части суток.
- Использование опросника для детей 6-7 лет (методика диагностики школьной зрелости).
- Исследование развития речи
- Использование в речи обобщающих понятий.
- Умение классифицировать предметы.
- Составление описательного рассказа по картинке.
- Использование в речи существительных, прилагательных, глаголов.
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, антонимов.
- Согласование числительных с существительными (одно яйцо — пять яиц).
- Образование притяжательных прилагательных (Хвост чей? — «Лисий». Голова чья? -«Заячья»).
- Исследование памяти
- Зрительная память: набор картинок с изображением знакомых предметов (6-10).
- Слуховая память: запоминание 6-10 слов.
- Пересказ простого текста.
- Исследование развития эмоционально-волевой сферы
- Набор карточек с изображением эмоций.
- Набор сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.
- Адекватная реакция ребенка на одобрение и порицание.
Возраст 7-9 лет
- Исследование восприятия, внимания
- Набор карточек с изображением геометрических фигур.
- Разрезная картинка из 6-8 частей.
- Ориентирование в пространстве и на листе бумаги в клетку (графический диктант).
- Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать.
- Методика «Найди отличия» (в соответствии с возрастом).
- Исследование мышления
- Таблицы с изображением 4-х предметов (дидактическая игра «Четвертый лишний») разных вариантов сложности.
- Таблицы с матрицами Равена.
- Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).
- Серии картинок с изображением последовательности событий (6-8 картинок).
- Таблицы с текстом разной сложности.
- Счетные операции (понятие чисел, выполнение арифметических действий, понимание хода решения задач).
- Исследование памяти
- Таблицы с изображением знакомых предметов для развития зрительной памяти (возможны разные варианты запоминания чисел, слов, геометрических фигур).
- Слуховая память: запоминание 10 слов.
- Тексты для воспроизведения.
- Исследование развития речи
- Пересказ текста.
- Использование в речи развернутых высказываний. Исследование эмоционально-волевой сферы
- Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.
- Методика самооценки.
- Исследование представлений о себе и окружающих
- Называет свое имя, фамилию, отчество, пол, возраст.
- Называет имена, отчества, фамилии членов семьи, знакомых и т.д.
- Опросник для определения широты кругозора (Чем отличается старый человек от молодого? Почему у всех автомобилей есть тормоза?).
- Исследование уровня обучаемости
- Техника чтения.
- Срезы знаний по математике и русскому языку (в соответствии с программой обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы ПМПк в ДОУ компенсирующего вида.
Материал из опыта работы МДОУ компенсирующего вида о взаимодействии специалистов служб сопровождения коррекционного прцесса ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Диагностические методики для ПМПК
Диагностические методики для ПМПК...
Сравнение положений о ПМПК 2009 г. и ПМПК 2013 г.
В удобной форме (таблица) сравниваются положения о ПМПК 2009 г. и 2013 г., что будет удобно студентам при изучении данной темы....
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...
Методики для комиссии ПМПК
Сборник методик для диагностирования детей...
Разъяснение для родителей: Что такое ПМПК? Зачем проходить ПМПК?
Иногда родители отказываются от прохождения ПМПК по той причине, что плохо понимают, что это такое, чем это может быть полезно для семьи и ребенка. Мы часто сталкиваемся и с тем, что родители имеют ис...