Беседа "Куклы разных времен"
занимательные факты (средняя группа)

Чикал Тамара Олеговна

Беседа с детьми для реализации работы в музее кукол для детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_raznyh_vremen.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Куклы разных времен»

Куклы... на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством. Предлагаю Вам заглянуть в историю и проследить долгий путь развития кукольного искусства от древнейших времен до наших дней.

Знать историю кукол – это не только интерес к ней, как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю  возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаем, во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Итак, первая кукла появилась в Египте. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные и обереговые цели.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.  Давайте познакомимся с такими куклам

  • Кукла «Рванка» - материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому куклы и получили такое название. Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.
  • Куклы из березового полена, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.
  • Кукла «Безлика» - традиционная тряпичная кукла без лица. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла могла смеяться и плакать. Такие куклы делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни они служили развлечением для ребенка.
  • Кукла с косой «Счастье» - это маленькая девочка с поднятыми к солнцу ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту, долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вперед и вверх – к новым достижениям, к новым успехам.     
  • Обереговые куклы- призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)
  • Кукла «Берегиня» - охраняет и приносит благополучие дому. Злых людей не пускает, а добрых встречает!
  • Кукла «День и ночь» (оберег жилища). Она относится к двуликим или парным куклам.  Она была изготовлена из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная ткань – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной ( на день), а вечером – тёмной ( на ночь). Говорили «День прошёл, и слава Богу, пусть так же пройдёт ночь».
  • Кукла «Пеленашка» - куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти.

Куклы наших пробабушек:

  • После 1917года основными материалами для создания кукол были глина, дерево, текстиль. В то же время, изготавливали фарфоровые куклы, они славились не только красотой, но и долговечностью. Куклы с фарфоровыми головками стоили дорого и высоко ценились, были доступны лишь для самых богатых людей.
  • 1941- 1945г начала свою работу Кировская фабрика игрушек «Весна», работающая и сегодня. Те времена были очень тяжелые, людям было нечего есть, все жили очень бедно, поэтому, при производстве кукол широко использовался такой дешёвый материал, как папье-маше.

Куклы наших бабушек:

  • 1950-60-ых гг. В это время появились куклы, сделанные из полиэтилена. Они не боялись влаги, были гигиеничны (потому что их можно было мыть), не бились и были достаточно крепкими. К тому же они позволили создавать новые образы кукол.
  • 1970г -   ещё большее развитие получили куклы из пластмасс. Полиэтиленовые куклы изготавливались самыми разными: от простейших  до озвученных,  говорящих, с открывающимися глазами и даже шагающих кукол. Изготавливали и резиновых кукол разных размеров, самые любимые из них были, пожалуй, куклы-голыши. Из резины же изготавливали и отдельные детали для кукол – головки и ручки, которые ставились на тело из полиэтилена или мягконабивное. Такую куклу было легче переодевать.
  • В 1980-ых годах  фабрики выпускали в основном пластмассовых кукол, часто с резиновыми руками и головой, с капроновыми волосами, закрывающимися глазами, многие - с голосовым механизмом. Такие куклы были удобными для детских игр.

Куклы наших мам:

  • К началу 1990-ых годов ассортимент кукол был не так уж широк: в магазинах предлагались игровые куклы, голыши, куклы в национальных костюмах, мягконабивные, театральные, различные фигурки. Сегодня наши фабрики работают, производят кукол, экспериментируют с новыми образами.

Куклы, в которые мы играем:

  • В наше время куклы очень разные, усовершенствованные, они многое умеют, детям с ними играть все более интереснее. Таких кукол  можно разделить на несколько категорий:
  • Коллекционные – эти куклы не для игр, их можно назвать интерьерными, так как они являются украшением дома и гордостью владельца. Эти куклы выполняются вручную в единственном экземпляре или малыми партиями, чаще всего это авторские куклы.
  • Театральные – это кукольный театр, перчаточные и пальчиковые куклы, марионетки и пр.
  • Игровые куклы – куклы, предназначенные для игры детям разных возрастов.

Для современного человека куклы нужны  для спокойствия и просто для души. Для ребёнка куклы играют важную роль в формировании правильного представления о мире и жизни. Даже взрослые продолжают играть в куклы, но только по - своему.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.

Людям нужны куклы! Играйте в куклы и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВРЕМЕНАМИ ГОДА В РАЗНЫХ ВИДАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 раздела данного цикла:          1) совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста  по развитию речи...

НОД "Календари бывают разные" (с использованием технологии "Река времени")

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа)Образовательная область: «Познавательное развитие»Тема НОД: «Календари бывают разные»Вид НОД: формирование целостной картины мираФорма НОД: «Река вр...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

«Жилище человека в разные эпохи» (река времени)

Технологическая карта  «Жилище человека в разные эпохи»                     ...

Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)

В данной разработке представлены цели, задачи  работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...

проект "Куклы разных времен"

проект "Куклы разных времен"...