статья: "Роль сенсорного воспитания детей раннего возраста."
статья (младшая группа)

Рыбкина Мария Николаевна

                     Роль сенсорного воспитание детей раннего возраста.

    Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте2. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования.1

Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгига, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования методистов выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

При определении содержания сенсорного воспитания исходят из развитых форм общественно полезной деятельности взрослых. При этом необходимо определить, какую роль играют в них процессы восприятия; какие стороны действительности с их помощью воспринимаются; какими способами эти процессы осуществляются и т.д.Установив совокупность сенсорных знаний и умений, которыми ребенок должен овладеть, выясняют какие из них могут быть усвоены в данном возрасте и при каких условиях, то есть при каких педагогических воздействиях и при какой организации детской деятельности.

  Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

  Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

   Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета.

    В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта – пониманием жестовой инструкции, подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

      Средства сенсорного воспитания детей.

 

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

    Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

    В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

   Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

    Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

     Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:

ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует

 

Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2 до 3 лет

ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

ориентироваться в трех и более контрастных величинах

собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

 

выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания Сенсорное воспитание: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Этапы сенсорного воспитания

   І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставление их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по-другому. Они обхватывают их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки

  ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга, точно воздействовать предметом на другой предмет. Положение руки при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.

   ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно часть матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут со стержня. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные.

 

   IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Действия носят характер экспериментирования. Воспитатели, работающие в группах раннего возраста, продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой. Дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия.

   V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий. Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Дети не только воспроизводят показанные действия, сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить .Действия с предметами-орудиями переносятся в другие виды деятельности.

       Задачи сенсорного развития, стоящие перед воспитателем

 

Виды восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет  Восприятие формы восприятие целостных предметов восприятие сложных явлений действительности Восприятие пространства                                                                              Восприятие величины                                                                                      восприятие цвета

восприятие особых свойств предметов и явлений

восприятие времени

Первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме.

Наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет.

Формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия).

Формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ.

Объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении.

Главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия.

Осуществляется в согласованной работе с интеллекту-альными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Основной задачей сенсорного развития является                                                       1. создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.

2. Знакомить детей с разными видами сенсорных предэталонов (большой, как дом; круглый, как мяч...) и эталонов цвета, формы и размера.

Эталоны

Восемь цветов ( в т.ч. чёрный и белый)

Три контрастных величины

Четыре формы и пять плоскостных фигур

3. Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов. Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины.

Предмет воспринимается целиком

Вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.)

Последовательность действий ребёнка при обследовании предметов

Выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева)

Вычленение более мелких деталей иустановление их пространственного расположения по отношению к основным частям

Повторное восприятие предмета

4. Поддерживать интерес ребёнка к совместной со взрослыми деятельности. Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно-исследовательская

Продуктивная

Музыкально-художественная

Чтение художественной литературы

Двигательная

Совместная деятельность

Примеры игр на сенсорное развитие(в различных видах совместной деятельности)

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость ,интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный ,тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект .сенсорного воспитания, развития обучения.

Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»... Познавательно-исследовательская деятельность Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия- ми для проталкивания, кубы, шары...) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик»... Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету» Игры с логическими блоками Дьенеша , палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор» «Ловись , рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото»... Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик» различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)» «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» игры с логическими блоками Дьенеша... Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький» «Нанижи бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...) игры с логическими блоками Дьенеша «Закрой окошки»... Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки» «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки» «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...»... Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку»...

Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение»...

Познавательно-исследовательская деятельность

Продуктивная деятельность Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...) игры с конструктором-лего (крупным и мелким) игры с развивающими кубиками «Сложи узор» игры с логическими блоками Дьенеша игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине) «Бусы для нанизывания» игры с различными шнуровками... Лепка, аппликация: игры с фольгой, цв. бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом...

Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами...)

Продуктивная деятельность Игры с машинками: «Прокати по дорожке» «Поставь в гараж» «Перевези мячи» «Эх, прокачу!»...

Игры с куклами, мишками, собачками:«Катя угощает друзей» «Уложим куклу спать »«Купание кукол» «Куклы собираются на прогулку» «Расчешу волосики»...

Игровая деятельность Двигательная деятельность Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками...)Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами Босохождение по «Дорожкам здоровья»... Коммуникативная деятельность Игры с мячом в кругу Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...)Пальчиковые игры, Трудовая деятельность

Детские песенки, потешки, стишки(сопровождающие все другие виды деятельности) Книжки из разных «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)... Чтение художественной литературы

материалов Книжки с музыкальными эффектами Красочные книжки разных размеров...

Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек вгруппой комнате Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий...

Музыкально-художественная деятельность. Игры на развитие фонематического слуха Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...) Игры с самодельными звучащими предметами Театрализованные игры (плоскостной ,пальчиковой театры, куклы бибабо...) Народная игрушка (неваляшки, свистульки...)... Пример совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей Конструирование из мозаики «Бусы на ёлку» Цель: формирование конструктивных навыков (ориентировка в двухмерном пространстве, способность к конструированию по образцу), умения выстраивать длинные горизонтальные линии из мозаики, чередуя элементы по цвету (выбор из четырех цветов), развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, совершенствование щипкового захвата. Материал: элементы мозаики диаметром 2 см четырех цветов и аналогичные по цвету элементы из картона (диаметром 5 см) — условный образец, платы на каждого ребёнка и воспитателя, образец разноцветных бус , фланелеграф. Ход игры: Посмотрите, ребята, какая у нас красивая ёлочка стоит. Воспитатель вместе с детьми подходит к ёлочке, разглядывают игрушки, любуются ими .Но посмотрите, ребятки, на нашей ёлочке нет красивых бус. Давайте сделаем бусы для нашей ёлочки. Вот такие яркие, красивые бусы (показывает образец). Дети садятся за столы .Я возьму вот такую синюю бусину и положу её, а затем вот такую красную бусину и положу её рядом с синей, затем вновь возьму синюю и положу её рядом с красной (и так до конца ряда). Посмотрите какие яркие, красивые бусы мы собрали, а теперь давайте подарим их елочке. Дети несут свои бусы и кладут возле ёлочки, а воспитатель вешает бусы – образец на ёлочку. Все вместе водят хоровод и поют песенку «Маленькой ёлочке».

Способ выполнения: воспитатель выкладывает, используя графический образец, пошагово вместе со всеми детьми подгруппы на фланелеграфе; контролирует выполнение задания; предлагает помощь в виде реального образца .Образец: для сильной подгруппы- 7(8) элементов мозаики для слабой подгруппы- 5(6) элементов.

Значение сенсорного воспитания.

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

 

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sensornogo_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

                     Роль сенсорного воспитание детей раннего возраста.

    Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте2. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования.1

Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгига, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования методистов выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

При определении содержания сенсорного воспитания исходят из развитых форм общественно полезной деятельности взрослых. При этом необходимо определить, какую роль играют в них процессы восприятия; какие стороны действительности с их помощью воспринимаются; какими способами эти процессы осуществляются и т.д.Установив совокупность сенсорных знаний и умений, которыми ребенок должен овладеть, выясняют какие из них могут быть усвоены в данном возрасте и при каких условиях, то есть при каких педагогических воздействиях и при какой организации детской деятельности.

  Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

  Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

   Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета.

    В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта – пониманием жестовой инструкции, подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

      Средства сенсорного воспитания детей.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

    Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

    В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

   Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

    Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

     Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:

ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует

Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2 до 3 лет

ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

ориентироваться в трех и более контрастных величинах

собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания Сенсорное воспитание: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Этапы сенсорного воспитания

   І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставление их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по-другому. Они обхватывают их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки

  ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга, точно воздействовать предметом на другой предмет. Положение руки при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.

   ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно часть матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут со стержня. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные.

   IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Действия носят характер экспериментирования. Воспитатели, работающие в группах раннего возраста, продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой. Дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия.

   V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий. Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Дети не только воспроизводят показанные действия, сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить .Действия с предметами-орудиями переносятся в другие виды деятельности.

       Задачи сенсорного развития, стоящие перед воспитателем

Виды восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет  Восприятие формы восприятие целостных предметов восприятие сложных явлений действительности Восприятие пространства                                                                              Восприятие величины                                                                                      восприятие цвета

восприятие особых свойств предметов и явлений

восприятие времени

Первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме.

Наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет.

Формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия).

Формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ.

Объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении.

Главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия.

Осуществляется в согласованной работе с интеллекту-альными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Основной задачей сенсорного развития является                                                       1. создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.

2. Знакомить детей с разными видами сенсорных предэталонов (большой, как дом; круглый, как мяч...) и эталонов цвета, формы и размера.

Эталоны

Восемь цветов ( в т.ч. чёрный и белый)

Три контрастных величины

Четыре формы и пять плоскостных фигур

3. Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов. Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины.

Предмет воспринимается целиком

Вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.)

Последовательность действий ребёнка при обследовании предметов

Выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева)

Вычленение более мелких деталей иустановление их пространственного расположения по отношению к основным частям

Повторное восприятие предмета

4. Поддерживать интерес ребёнка к совместной со взрослыми деятельности. Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно-исследовательская

Продуктивная

Музыкально-художественная

Чтение художественной литературы

Двигательная

Совместная деятельность

Примеры игр на сенсорное развитие(в различных видах совместной деятельности)

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость ,интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный ,тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект .сенсорного воспитания, развития обучения.

Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»... Познавательно-исследовательская деятельность Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия- ми для проталкивания, кубы, шары...) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик»... Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету» Игры с логическими блоками Дьенеша , палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор» «Ловись , рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото»... Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик» различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)» «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» игры с логическими блоками Дьенеша... Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький» «Нанижи бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...) игры с логическими блоками Дьенеша «Закрой окошки»... Познавательно-исследовательская деятельность Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки» «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки» «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...»... Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку»...

Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение»...

Познавательно-исследовательская деятельность

Продуктивная деятельность Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...) игры с конструктором-лего (крупным и мелким) игры с развивающими кубиками «Сложи узор» игры с логическими блоками Дьенеша игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине) «Бусы для нанизывания» игры с различными шнуровками... Лепка, аппликация: игры с фольгой, цв. бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом...

Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами...)

Продуктивная деятельность Игры с машинками: «Прокати по дорожке» «Поставь в гараж» «Перевези мячи» «Эх, прокачу!»...

Игры с куклами, мишками, собачками:«Катя угощает друзей» «Уложим куклу спать »«Купание кукол» «Куклы собираются на прогулку» «Расчешу волосики»...

Игровая деятельность Двигательная деятельность Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками...)Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами Босохождение по «Дорожкам здоровья»... Коммуникативная деятельность Игры с мячом в кругу Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...)Пальчиковые игры, Трудовая деятельность

Детские песенки, потешки, стишки(сопровождающие все другие виды деятельности) Книжки из разных «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)... Чтение художественной литературы

материалов Книжки с музыкальными эффектами Красочные книжки разных размеров...

Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек вгруппой комнате Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий...

Музыкально-художественная деятельность. Игры на развитие фонематического слуха Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...) Игры с самодельными звучащими предметами Театрализованные игры (плоскостной ,пальчиковой театры, куклы бибабо...) Народная игрушка (неваляшки, свистульки...)... Пример совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей Конструирование из мозаики «Бусы на ёлку» Цель: формирование конструктивных навыков (ориентировка в двухмерном пространстве, способность к конструированию по образцу), умения выстраивать длинные горизонтальные линии из мозаики, чередуя элементы по цвету (выбор из четырех цветов), развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, совершенствование щипкового захвата. Материал: элементы мозаики диаметром 2 см четырех цветов и аналогичные по цвету элементы из картона (диаметром 5 см) — условный образец, платы на каждого ребёнка и воспитателя, образец разноцветных бус , фланелеграф. Ход игры: Посмотрите, ребята, какая у нас красивая ёлочка стоит. Воспитатель вместе с детьми подходит к ёлочке, разглядывают игрушки, любуются ими .Но посмотрите, ребятки, на нашей ёлочке нет красивых бус. Давайте сделаем бусы для нашей ёлочки. Вот такие яркие, красивые бусы (показывает образец). Дети садятся за столы .Я возьму вот такую синюю бусину и положу её, а затем вот такую красную бусину и положу её рядом с синей, затем вновь возьму синюю и положу её рядом с красной (и так до конца ряда). Посмотрите какие яркие, красивые бусы мы собрали, а теперь давайте подарим их елочке. Дети несут свои бусы и кладут возле ёлочки, а воспитатель вешает бусы – образец на ёлочку. Все вместе водят хоровод и поют песенку «Маленькой ёлочке».

Способ выполнения: воспитатель выкладывает, используя графический образец, пошагово вместе со всеми детьми подгруппы на фланелеграфе; контролирует выполнение задания; предлагает помощь в виде реального образца .Образец: для сильной подгруппы- 7(8) элементов мозаики для слабой подгруппы- 5(6) элементов.

Значение сенсорного воспитания.

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Материал для консультации брала из разных источников. Меня очень увлекает сенсорика, надеюсь будет вам интересно....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»

Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...

Статья "Роль игры в развитии детей раннего возраста"

Ранний возраст – самое благоприятное время для начала развития у малыша любых способностей. Очень важно не упустить момент. Надо вовремя начать заниматься с малышом. Игра – первое, чему ну...

Статья "Роль семьи в воспитании детей раннего возраста "

Статья  "Роль семьи в воспитании детей раннего возраста"...

Статья. Роль подвижных игр для детей раннего возраста.

Роль подвижных игр для детей раннего возраста....

«Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».

1 СЛАЙД         «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста». 2 СЛАЙД «Каждое дви...