Использование метода проектов в работе с родителями
консультация
Одной из форм сотрудничества семьи и детского сада является проектная деятельность. Она дает возможность родителям стать активными участниками образовательного процесса и быть ближе со своими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_proektov_v_rabote_s_roditelyami_dlya_publikatsii.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьей. Стандарт направлен на решение одной из задач: обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В статье 44 ФЗ определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Одной из форм сотрудничества семьи и детского сада является проектная деятельность.
Особенность детско-родительского проекта является то, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации не только раскрывают творческие способности детей, но и вовлекают родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым учиться у них. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим – это залог успеха!
Принципом работы должно быть сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Нужно помнить, что индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь родителю или ребенку в той или иной ситуации. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество мероприятий. Слабое, плохо подготовленное оно может негативно повлиять на положительный имидж воспитателя. Педагог должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы, темы проектов. Общение воспитателей и родителей будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно педагогам. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Работа с семьей – это ежедневный, кропотливый труд.
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности надо проводить интересные открытые занятия в группе, на которых они должны присутствовать и постепенно подключаться к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.
Затем участники проекта определяют тему и цели проекта, совместно с родителями и детьми составляют план проведения проекта, собирают необходимую информацию по теме. Кроме того, нужно согласовать способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии) Нужно провести родительские собрания, на которых обсудить вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также дать домашнее задание, которое заключалось бы в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями или по желанию.
Провести дни вопросов и ответов по проектной деятельности; беседы и консультации; оформить стенды, папки передвижки по теме проекта.
Следующий второй этап - это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирают материал, работают с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы.
Третий этап - презентация проектной деятельности. Оценка. Нужно запомнить, что для проектной деятельности важным является правило: Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка, родителя и воспитателя чувство гордости за полученный результат.
Таким образом, мы можем говорить о том, что проектная деятельность не только интересна для детей, давая им возможность раскрываться, проявлять себя, но и в условиях совместной деятельности с родителями помочь им быть ближе друг к другу, свободно общаться, узнавать вместе новое. Именно поэтому в нашей группе часто используется метод детско-родительских проектов, которые являются одним из продуктивных методов взаимодействия семьи и детского сада.
Позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию
Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитаниюСовременные исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые в...
Использование метода проектов в работе с частоболеющими детьми на логопедическом пункте
В этом материале рассказывается, как организовать работу по автоматизации звуков с частоболеющими детьми (у нас санаторный детский сад) на логопункте. Для этого использую метод проектов. Конечно...
Статья «Использование метода проектов в работе с дошкольниками»
Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Задача педагога научить дошкольников ориентироваться в большом потоке информации. Детям важно не только усваивать и с...
Консультация – практикум «Использование метода проектов в работе по реализации регионального компонента»
Я хочу поделиться своими наработками с педагогами дошкольного образования.В консультации раскрывается актуальность реализации в дошкольной образовательной организации регионального компонента, кратко ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ...
"Результаты использования метода проектов в работе с родителями"
"Результаты использования метода проектов в работе с родителями"...
Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ
Методическая статья о значении проектного метода в работе воспитателя дошкольного учреждения...