Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование и робототехника»
рабочая программа (подготовительная группа)
Использование LEGO-конструктора и робототехники является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_konstruirovaniyu_i_robototehnike.docx | 64.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования «Советский городской округ»
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Счастливое детство»
Принята на заседании Утверждаю: педагогического совета № 1 Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 2
Протокол № 1 __________________ Е.Н. Ткачёва
От «31» августа 2019 г. Приказ № ---- о/д от 31.08.2019 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Лего-конструирование и робототехника»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Разработана педагогом
высшей квалификационной категории
Аверьяновой Е.Н.
г. Советск
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование и робототехника» имеет техническую направленность.
Актуальность программы.
Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.
Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.
Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.
С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными запросами инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие конструкторских умений и навыков. Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность детей. Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO, HUNA-MRT как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 часов.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут для детей 6-7 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность
Программа «Лего-конструирование и робототехника» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть комплексом знаний по организации исследовательской изобретательской деятельности, выполнении проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки работы с конструкторами LEGO, HUNA-MRT.
Использование LEGO-конструктора и робототехники является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Работа с образовательными конструкторами позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
Практическая значимость.
Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только создавать конструкции, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя исследования и изобретательство, узнавать новое об окружающем их мире.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники
Задачи
Образовательные:
- дать представления о последних достижениях в области инженерных наук;
- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей;
- учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- формировать умения создавать различные модели по образцу, условиям, по собственному замыслу.
Развивающие:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и техническому конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- способствовать развитию у обучающихся креативного, логического и аналитического мышления, пространственного воображения, навыков конструирования;
- предоставить возможность развития мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности;
Воспитательные:
- повысить мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных конструкций;
- формировать у учащихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;
- формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Принципы отбора содержания
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;
2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность.
Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к конструированию и созиданию.
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практический (выполнение работ по инструкциям, схемам);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция).
Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.
Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Планируемые результаты
В работе над проектом обучающиеся получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения.
Образовательные
Результатом занятий будет способность обучающихся к самостоятельному решению ряда задач с использованием образовательных конструкций, а также создание творческих проектов.
Конкретный результат каждого занятия – это собранная конструкция, механизм или робот, выполняющий поставленную задачу.
Развивающие
Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления «конструктора-изобретателя» проявляются при самостоятельных решениях определенных задач по механике. Строительство конструкций из множества деталей является регулярной проверкой полученных навыков.
Наиболее ярко результат проявляется при создании и защите самостоятельного творческого проекта.
Воспитательные
Воспитательный результат занятий можно считать достигнутым, если обучающиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию конструкций, созданию творческих проектов.
Механизм оценивания образовательных результатов.
1. Уровень теоретических знаний.
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений.
Работа с конструкторами, техника безопасности.
- Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.
- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с конструкторами.
- Высокий уровень. Четко и безопасно работает конструкторами.
Способность изготовления конструкций.
- Низкий уровень. Не может изготовить конструкцию по схеме без помощи педагога.
- Средний уровень. Может изготовить конструкцию по схемам при подсказке педагога.
- Высокий уровень. Способен самостоятельно изготовить конструкцию по заданным схемам.
Степень самостоятельности изготовления конструкции
- Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при сборке конструкции.
- Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
- Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции при сборке конструкции.
Виды и формы контроля
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, выставок работ.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми творческих работ.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей по ключевым темам.
Обучающиеся участвуют в различных выставках и соревнованиях муниципального, регионального уровня.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Устав ДОО, правила внутреннего распорядка обучающихся.
Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия
- Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
- Предметно-пространственная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
- Кадровые. Педагог дополнительного образования.
- Материально-технические:
- интерактивная доска, проектор, ноутбук;
- конструкторы
LEGO Education: наборы «Городская жизнь», «Общественный транспорт», строительные кирпичики LEGO, набор «Окна, двери и черепица для крыши», большие и малые строительные платы.
Huno MRT: Fun&Botstory, Fun&Botsensing;
- наборы Робомышь, поля для Робомыши;
- дидактическая игра «Я – робот»
- видеоуроки, архив видео и фотоматериалов;
- методические разработки занятий;
- УМК к программе.
Календарный учебный график
Начало учебного года | 02.09.2019г. | |||
Окончание учебного года | 29.05.2020г. | |||
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками | 04.11.2019 г. 01.01.2019 г. - 08.01.2020 г. 24.02.2020 г. 09.03.2020 г. 01.05.2020 г. – 05.05.2020 г. 09.05.2020 г – 11.05.2020 г. 12.06.2020 г. | |||
Продолжительность учебной недели | 5 дней | |||
Продолжительность учебного года (количество полных недель) — 36, в том числе: | ||||
1 полугодие | Период каникул | 2 полугодие | ||
Продолжительность полугодия | Число недель (полных) | Продолжительность полугодия | Число недель (полных) | |
с 02.09.2018г. по 27.12.2018г. | 17 | с 30.12.2019 г. по 10.01.2010 г. | с 13.01.2020 г. по 22.05.2020 г. | 19 |
Проведение мониторинга качества освоения материала. (В диагностический период НОД не проводится и в календарном учебном графике не учитывается) | с 25.05.2020 г. по 29.05. 2020 г. | |||
Летний оздоровительный период | с 01.06.2020 г. по 31.08.2020 г. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | «Лего - интересная страна» | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, рефлексия |
2. | Алгоритмика | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, рефлексия |
3. | «Мой город» | 6 | 2 | 4 | Творческий отчет |
4. | Работа с конструктором HUNA (Fun&Bot1) MRT1 Story | 1 | 1 | 0 | Устный опрос, рефлексия |
5. | Моделирование по схемам | 5 | 2 | 3 | Устный опрос, рефлексия |
6. | Самостоятельная работа по выбранной схеме. Выставка работ | 3 | 1 | 2 | Творческий отчет |
7. | «Путешествие в мир насекомых» | 2 | 1 | 1 | Устный опрос, рефлексия |
8. | Работа с конструктором HUNA (Fun&Bot 2)MRT2sensing | 6 | 2 | 4 | Устный опрос, рефлексия |
9. | Расширение знаний о космосе, летательных аппаратах, водном транспорте. Алгоритмика. | 4 | 1 | 3 | Устный опрос, рефлексия. Творческий отчет |
10. | «Юные конструкторы» Конструирование на свободную тему. Выставка работ | 2 | 0 | 2 | Защита проектов первого года обучения |
Итого | 36 | 14 | 22 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Перечень разделов, тем | Кол-во учебных часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I. «Лего - интересная страна» | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Вводное занятие. «История возникновения конструктора LEGO» | 1 | 1 | 0 |
1.2 | «Мой дом» | 2 | 1 | 1 |
1.3 | «Дома на нашей улице» | 1 | 0 | 1 |
II. Алгоритмика | 4 | 2 | 2 | |
2.1 | «По дороге в детский сад» | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Знакомство с набором «Робомышь» | 2 | 1 | 1 |
III. «Мой город» | 6 | 2 | 4 | |
3.1 | «Мой город» | 2 | 1 | 1 |
3.2 | «Транспорт города» | 2 | 1 | 1 |
3.3 | «Машины спецназначения» | 1 | 0 | 1 |
3.4 | Экскурсия по городу | 1 | 0 | 1 |
IV. Работа с конструктором HUNA (Fun&Bot1) MRT1 Story | 1 | 1 | 0 | |
4.1 | Знакомство с конструктором HUNA (Fun&Bot 1) MRT1 Story | 1 | 1 | 0 |
V. Моделирование по схемам | 5 | 2 | 3 | |
5.1 | Соберём 3 поросят и волка | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Соберем робота-Кролика. | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Соберем робота-Собаку | 1 | 0 | 1 |
VI. Самостоятельная работа по выбранной схеме. Выставка работ | 2 | 1 | 1 | |
6.1 | «Роботы-животные из истории игры в прятки» | 2 | 1 | 1 |
VII. «Путешествие в мир насекомых» | 2 | 1 | 1 | |
7.1 | «Путешествие Робика в мир насекомых» | 2 | 1 | 1 |
VIII. Работа с конструктором HUNA (Fun&Bot 2)MRT2 sensing | 6 | 2 | 4 | |
8.1 | Знакомство с конструктором HUNA (Fun&Bot 2) MRT2 sensing | 1 | 1 | 0 |
8.2 | Робот «Малыш-Утёнок» | 2 | 1 | 1 |
8.3 | Робот «Пожарная машина» | 1 | 0 | 1 |
8.4 | Робот «Паровозик Томас» | 1 | 0 | 1 |
8.5 | «В гостях у друзей Робика» | 1 | 0 | 1 |
IX. Расширение знаний о космосе, летательных аппаратах, водном транспорте. Алгоритмика. | 4 | 1 | 3 | |
9.1 | «Летательные аппараты» | 2 | 1 | 1 |
9.2 | Отправимся в космос | 1 | 0 | 1 |
9.3 | «Плывут корабли» | 1 | 0 | 1 |
X. «Юные конструкторы». Выставка работ | 2 | 0 | 2 | |
10.1 | Конструирование на свободную тему | 2 | 0 | 2 |
Итого часов | 36 | 14 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(36 часов обучения).
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Лего - интересная страна» «История возникновения конструктора LEGO» | Вводное занятие. Продолжение знакомства с конструктором LEGO. Правила техники безопасности при работе с конструктором LEGO. Знакомство с историей возникновения конструктора LEGO. | LEGO Education: строительные кирпичики LEGO. |
2. | «Мой дом» Упражнения: «Устойчивость конструкций» «Разные домики» | Закрепление цвета, формы, названия деталей. Закрепление способа соединения «стопкой», знакомство со «ступенчатым» соединением. Постройка домов из LEGO-конструктора. | LEGO Education: строительные кирпичики LEGO, набор «Окна, двери и черепица для крыши». Большие строительные платы. |
3. | «Дома на нашей улице» Д\и «Найди деталь, как у меня» | Конструирование дома по образцу. Преобразование его по собственному воображению. Анализ основных частей. Формирование навыков коллективной работы. | LEGO Education: строительные кирпичики LEGO, набор «Окна, двери и черепица для крыши». Большие строительные платы. |
4. | «По дороге в детский сад» Д\и «Волшебная дорожка» | Маршрут пути. Знакомство с наукой Алгоритмикой. Первые навыки работы по программированию. Развитие алгоритмического мышления, умения строить свои и понимать чужие алгоритмы. Понятие «Алгоритм». Выполнение заданий по заданным условиям. | Игра «Я – робот». Ноутбук, проектор, экран. Схема-план микрорайона. |
5. | Знакомство с набором «Робомышь» | Знакомство с «Робомышью» и с основными понятиями программирования. Работа по составлению простейших алгоритмов на основе учебного образовательного оборудования, робототехнических наборов-исполнителей. Освоение понятия «Последовательные действия». Первые азы в управлении техникой и создании последовательных программ для действия робота-мыши. | Наборы «Робомышь», коврики для мини-роботов. Игра «Я – робот». Ноутбук, проектор, экран. |
6. | «Мой город» Д/и «Исследователи» Д\и «Добавьте недостающую деталь» (конструирование по замыслу) | Знакомство с достопримечательностями родного города, основными понятиями городского пейзажа. Особенности городских построек. Городские профессии и общественная жизнь города. Закрепление навыков составления рассказа по постройке, используя схемы. Взаимодействие в группе сверстников для общего достижения результата. | LEGO Education: наборы «Городская жизнь», «Построй свою историю». Ноутбук, проектор, экран, фотографии города. |
7. | «Транспорт города» Д/и «Построй такую же машину» | Конструирование с использованием опорных схем. Самостоятельный отбор нужных деталей в соответствии с характером постройки. Закрепление умения строить различные машины, используя детали LEGO-конструктора. Изготовление моделей по образцу. | LEGO Education: Строительные кирпичики LEGO, набор «Общественный транспорт». Ноутбук, проектор, экран, схемы машин. |
8. | «Машины спецназначения» Д\и «Чья команда быстрее построит». | Уточнение представления о транспорте специального назначения. Знакомство (продолжение) с профессиями людей, работающих в сфере транспорта. Передача формы объекта средствами конструктора. Конструирование с использованием различных механизмов. Закрепление навыков точного соединения кирпичиков друг с другом. | LEGO Education: Различные виды конструктора LEGO. Ноутбук, проектор, экран. Компьютерная презентация «Машины-помощники». |
9. | Экскурсия по городу | Формирование конкретных представлений и впечатлений о своем городе. Знакомство с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами, общественными зданиями, их назначением. Уточнение знаний о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. Прокладывание маршрута (алгоритма движения). | Наборы «Робомышь». Игра «Я – робот». Тематические коврики для прокладывания маршрута. Карта города. |
10. | Знакомство сконструктором HUNA (Fun&Bot 1) MRT1Story Упражнения: «Узнаем названия и функции деталей вместе с Робиком» | Роль и место робототехники в жизни современного общества. Понятия о роботах, их технические характеристики, строение. Правила работы с конструктором HUNA MRT1. Знакомство с деталями конструктора Fun&Bot story: блок (осевой, соединительный, полукруглый); привод, зубчатое колесо, втулка (полувтулка). Способы соединения деталей. | Конструктор HUNA (Fun&Bot 1) MRT1 Story.Ноутбук, проектор, экран. |
11. | Моделирование по схеме. «Соберём трех поросят и волка» Упражнение «Учимся соединять детали» | Чтение сказки «История о трех поросятах». Сборка объёмных конструкций. Соединение деталей, конструирование модели по пошаговой схеме. С помощью конструктора организовать театральную деятельность. | Конструктор HUNA (Fun&Bot 1) MRT1 Story.Ноутбук, проектор, экран. |
12. | Моделирование по схеме. «Кролик» Упражнение «Знакомимся с электронными деталями» | Чтение сказки «Заяц и черепаха». Знакомство с электронными деталями конструктора (электродвигатель, аккумуляторная коробка, материнская плата). Конструирование по пошаговой схеме, используя цветные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель | Конструктор HUNA (Fun&Bot 1) MRT1 Story.Ноутбук, проектор, экран. |
13. | Моделирование по схеме. «Собака» | Чтение сказки «История про жадную собачку». Сборка робота-собаки, которая будет двигаться. Использование красочных блоков, рамок, материнской платы и двигателя. Умение понимать схему. | Конструктор HUNA (Fun&Bot 1) MRT1 Story.Ноутбук, проектор, экран. |
14. | Самостоятельная работа по выбранной схеме. «Роботы-животные из истории игры в прятки» Выставка работ «Мир роботов». | Чтение сказки «Игра в прятки». Закрепление полученных навыков. Конструирование разных животных. Проявление творческой инициативы и самостоятельности. Расширение знаний об обитателях живой природы. Обыгрывание персонажей-роботов из сказки. | Конструктор HUNA (Fun&Bot 1) MRT1 Story.Ноутбук, проектор, экран. |
15. | «ПутешествиеРобика в мир насекомых» | Продолжение работы с конструктором Fun&Bot story, Huno MRT. Закрепление полученных навыков. Продолжение знакомства с миром насекомых. Конструирование по схеме. Проявление творческой инициативы и самостоятельности. | Конструктор HUNA (Fun&Bot 1) MRT1 Story.Ноутбук, проектор, экран. Компьютерная презентация «Мир насекомых» |
16. | Робот «Малыш Утёнок» | Знакомство с конструктором HUNA (Fun&Bot 2) MRT1 Sensing. Блоки (как их использовать); инфракрасный датчик. Соединение деталей, конструирование модели по пошаговой схеме. Распознавание роботом белой бумаги, руки человека. Использование ИК – инфракрасных сенсоров. | КонструкторHUNA (Fun&Bot 2) MRT1 Sensing Ноутбук, проектор, экран. |
17. | Робот «Пожарная машина» | Продолжение знакомства с конструктором Fun&Bot sensing. Умение соединять детали. Конструирование модели по пошаговой схеме. Умение управлять роботом (пожарная машина может двигаться, а если распознаёт препятствие, то меняет направление движения и движется со звуком). | Конструктор HUNA (Fun&Bot 2) MRT1 Sensing Ноутбук, проектор, экран. Компьютерная презентация «Работа пожарных» |
18. | Робот «Паровозик Томас» | Соединение деталей, конструирование модели по пошаговой схеме. Умение управлять роботом (паровозик может двигаться по чёрной линии со звуком). Формирование интереса к робототехнике, желания выполнять инструкции точно. | Конструктор HUNA (Fun&Bot 2) MRT1 Sensing Ноутбук, проектор, экран. Мультфильм «Паровозик из Ромашково» |
19. | «В гостях у друзей Робика» | Формирование познавательного интереса к конструкторам Huno MRT, Fun&Bot Story, Fun&Bot Sensing. Закрепление полученных навыков. Конструирование различных животных. Проявление творческой инициативы и самостоятельности. | Huno MRT Fun&Bot Story, Fun&Bot Sensing Ноутбук, проектор, экран. |
20. | «Летательные аппараты» Д\и «Придумай и построй» | Расширение знаний о космосе, летательных аппаратах, роли и месте роботов в космосе и на Земле. Моделирование летательных аппаратов: характер будущей постройки, ее название, особенности. Отбор материала в соответствии с типом постройки. Коллективная работа, дружеские взаимоотношения во время совместного творчества. | LEGO Education: Строительные кирпичики LEGO. Ноутбук, проектор, экран. Компьютерная презентация «Воздушный транспорт» |
21. | Отправимся в космос Д/и «Исследователи планет» | Развитие алгоритмического мышления, умения строить свои и понимать чужие алгоритмы. Выполнение заданий по заданным условиям. Ориентировка в пространстве, порядковый счет. Прокладывание маршрута «полета». | Наборы «Робомышь». Игра «Я – робот». Тематические коврики для прокладывания маршрута. Компьютерная презентация «В космические дали» |
22. | «Плывут корабли» Д\и «Умейте сравнивать» | Закрепление знаний о водном транспорте, навыков конструирования. Сочетание в постройке деталей по форме и цвету. Пространственное расположение построек. Значимость использования образца постройки, точность выполнения. | LEGO Education: Строительные кирпичики LEGO. Ноутбук, проектор, экран. Компьютерная презентация «Водный транспорт». |
23. | «Юные конструкторы» Выставка работ (рассказы детей о своей конструкции) | Конструирование на свободную тему. Закрепление умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Обдумывание содержания будущей постройки. Моделирование по собственному замыслу. Обыгрывание построек и персонажей. Свободная игровая деятельность детей. | Различные виды конструктора LEGO, Huno MRT Fun&Bot Story, Fun&Bot Sensing |
Формы сотрудничества с родителями
• Выставки детского и совместного детско-родительского творчества;
• Мастер – классы для родителей; для родителей и детей;
• Творческие конкурсы
• Образовательные лего – проекты.
Цель: повышение интереса родителей к LEGO-конструированию и робототехнике через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Формы работы с родителями.
- Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
- Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами».
- Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
- Выступления на родительских собраниях.
- Открытые занятия.
- Семинар-практикум.
- Фотовыставки.
- Памятки.
- Выставки детских работ.
Литература
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196)
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для педагога:
1. Робототехника для детей и родителей. С.А. Филиппов. СПб: Наука, 2010.
1.Андреева Н.Т., Дорожкина Н.Г. Конструкторы HUNA-MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании. – М.: Издательство «Перо», 2015. -85 с.
2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
6. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 104
9. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"
Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лего-конструирование»
Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятел...
дополнительная общеразвивающая программа «Лего-конструирование»
Lego— обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лего-конструирование и робототехника" для обучающихся 5-7 лет. срок реализации 2 года....
Дополнительная общеразвивающая программа "Лего-конструирование"
Направленность программы - техническая Вид деятельности программы- конструирование Уровень освоения - стартовый. Программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов: ...