ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лего-конструирование»
рабочая программа (подготовительная группа)
Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 58.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Лего-конструирование»
Направленность: техническая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 6–7 лет
Срок реализации: 1 год (66 часов)
Автор-составитель:
Татаринова Ирина Михайловна,
Воспитатель
Коркино, 2020 г.
Содержание
1 | Раздел. Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 5 |
1.3 | Содержание программы | 5 |
1.4. | Планируемые результаты | 10 |
2 | Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий | 11 |
2.1. | Календарный учебный график – это обязательная составная часть образовательной программы. | 11 |
2.2. | Условия реализации программы | 11 |
3. | Раздел. Оценка качества освоения программы | |
3.1 | Формы аттестации | 13 |
3.2. | Оценочные материалы | 13 |
3.3. | Методические материалы. | 14 |
Список литературы | 17 | |
Приложение |
1 Раздел. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» разработана с учетом методических рекомендаций Е.В. Фешиной «ЛЕГО-конструирование в детском саду».
Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей на занятиях по легоконструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Адресат программы – настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет, в том числе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). Так как данная программа может реализовываться с детьми с тяжелыми нарушениями речи, главным приоритетом в работе является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Уровень программы- базовый -уровень повышенной сложности, который предполагает более глубокое погружение в учебный материал.
Объем программы – 66ч.
Срок освоения программы-1год.
Режим занятий – Образовательная деятельность по программе начинается 1 октября и заканчиваются 31 мая. Первые две недели октября и последние недели мая- педагогический мониторинг. Продолжительность занятия– 30 минут с обязательными перерывами во время занятия (динамическими паузами, физкультразминка). Предполагается проведение двух занятий в неделю.
Наполняемость группы: 12 человек. Группы формируются исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с августа. На первой неделе октября проводится мониторинг имеющихся знаний детей по направлению программы.
Нормативно – правовые основания разработки дополнительной общеразвивающей программы:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
-«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо от 18.11.2015 г.№ 09-3242 Министерств образования и науки РФ «О направлении рекомендаций»).
-Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 11849 от 28.10.2015г.
- Устав МКДОУ «Д/с № 17».
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Цель создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений посредством конструктора Лего.
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Название раздела | продолжительность НОД | в неделю | в год | Формы аттестации/контроля |
Техническое развитие Лего | 30 мин – для детей 6-7 лет | 2 | 66 | Педагогический мониторинг |
Занятия с лего-конструктором - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с лего-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по лего-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с лего-деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из лего–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
Содержание учебного плана
№ | Наименование тем | Содержание работы | Количество занятий | ||||
Октябрь | |||||||
1. | Знакомство с лего-кабинетом «Сказочная страна Лего» (мониторинг) | Познакомить детей с конструктором, его деталями и способом крепления. | 1 | ||||
2. | Мониторинг | ||||||
3. | Мониторинг | ||||||
4. | Мониторинг | ||||||
5. | Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. | 1 | ||||
6. | Многоэтажные дома | Формировать обобщенные представления о домах разной высоты. | 1 | ||||
7. | Детский сад | Учить строить детский сад, называть помещения в детском саду, их назначение. | 1 | ||||
8. | Школа | Учить строить здание школы. Познакомить со схемой здания школы. | 1 | ||||
9. | Магазины | Учить строить здания специального назначения. Закреплять названия магазинов, их виды. | 1 | ||||
10. | Улица нашего города | Учить выполнять коллективную постройку, строить дома и здания на улице нашего города. | 1 | ||||
Ноябрь | |||||||
1. | Верблюд и слон | Учить строить одно- и двугорбых верблюдов и слона с большим хоботом из конструктора «Дакта» | 1 | ||||
2. | Крокодил и жираф | Учить строить крокодила, жирафа, рассмотреть части тела, отметить особенности каждого животного. | 1 | ||||
3. | Пеликан и пингвин | Отметить особенности пеликана и пингвина. Развивать навыки конструирования. | 1 | ||||
4. | Зоопарк | Закреплять представление детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о работниках зоопарка. | 1 | ||||
5. | Животные на ферме | Учить строить домашних животных. Закрепить знания о животных, живущих на ферме. | 1 | ||||
6. | Ферма | Учить выполнять коллективную постройку. Строить загончики для домашних животных по образцу. | 1 | ||||
7. | Дом фермера | Учить строить двухэтажный дом фермера по схеме. Закреплять знания детей о работе фермера. | 1 | ||||
8. | По замыслу | Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу. | 1 | ||||
Декабрь | |||||||
1. | Машина для перевозки продуктов | Учить строить по схеме, определять последовательность действий. | 1 | ||||
2. | Автобус | Учить строить автобус по образцу постройки, анализировать образец. | 1 | ||||
3. | Горка | Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы. Размера и расположения. | 1 | ||||
4. | Качели | Учить строить сложную постройку из лего-конструктора. | 1 | ||||
5. | Карусели | Продолжать учить строить сложную постройку из лего-конструктора, играть с ней. | |||||
6. | Новогодняя елка | Учить строить елку, украшать ее. | 1 | ||||
7. | Зимний двор | Учить выполнять коллективную сюжетную постройку. | 1 | ||||
8. | Конструирование по замыслу | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. | 1 | ||||
Январь | |||||||
1. | Дети | Учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать о постройке | 1 | ||||
2. | Самолет | Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. | 1 | ||||
3. | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку, соединять детали, правильно называть части грузовой машины. | |||||
4. | Пожарный автомобиль | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину. | 1 | ||||
5. | Светофор | Учить строить по образцу. Закреплять знания о светофоре | 1 | ||||
6. | Дорожные знаки на перекрестке | Учить строить дорожные знаки на плате. | 1 | ||||
Февраль | |||||||
1. | Городской транспорт | Закреплять знания о городском транспорте, его видах, назначении. | 1 | ||||
2. | Остановка для автобуса | Учить строить прочную постройку с крышей, скамьей для людей. | 1 | ||||
3. | Мебель в гостиной | Учить строить диван, кресла, шкаф по схеме. | 1 | ||||
4. | Мебель для кухни | Учить строить мебель для кухни, закрепить знания о ее назначении. | 1 | ||||
5. | Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте, есть грузовой, пассажирский, военный. Учить строить корабли, выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы) | 1 | ||||
6. | Танк | Учить создавать сложную постройку, соединять детали, правильно называть части военной машины. | 1 | ||||
7. | Аэропорт | Учить строить военные самолеты по схеме. Развивать глазомер, навыки конструирования. | 1 | ||||
8. | Военный транспорт | Учить обдумывать содержание будущей постройки и выполнять ее. | 1 | ||||
1. | Март Цветок для мамы | Учить строить постройку по образцу. Воспитывать желание оставить маме радость. | 1 | ||||
2. | Торт на праздник | Учить строить красивый торт, пирожное для женского дня. | 1 | ||||
3. | Пассажирский поезд | Учить строить поезд, шпалы разными способами по схеме. | 1 | ||||
4. | Паровоз везет товары | Познакомить детей с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом. | 1. | ||||
5. | Веселые утята | Учить строить утят по схеме, используя разные детали. | 1 | ||||
6. | Страус | Учить строить страуса по образцу постройки. | 1 | ||||
7. | Русская печь | Рассказать о русской печки, вспомнить сказку «Гуси-лебеди». Учить строить печку. | 1 | ||||
8. | Беседка | Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны) | 1 | ||||
Апрель | |||||||
1. | Деревья | Рассмотреть строение дерева. Учить строить дерево по схеме постройки. | 1 | ||||
2. | Лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием, развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук. | 1 | ||||
3. 4. | Ракета, космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету, космонавта по образцу. | 2 | ||||
5. | Космический корабль | Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. | 1 | ||||
6. | Робот | Рассмотреть игрушку робот. Учить строить робота. | 1 | ||||
7. | Речные рыбки | Учить строить рыб из лего-конструктора «Дакта» | |||||
8. | Аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум и его обитателей. Выполнять коллективную постройку. | 1 | ||||
Май | |||||||
1. | Динозавры большие, маленькие | Рассмотреть картинки с динозаврами, учить анализировать схему постройки. | 1 | ||||
2. | Детская площадка | Учить строить качели, карусели для детей | 1 | ||||
3. | Мы в лесу построим теремок | Учить строить теремок. Развивать творческое воображение. | 1 | ||||
4. | Избушка бабы Яги | Учить строить сказочную избушку на курьих ножках. Закреплять умение строить по схеме. | 1 | ||||
5. | Красивый мост | Учить строить сложный мост для высоких машин | 1 | ||||
6. | Железнодорожная станция | Учить строить станцию длят паровозов. Познакомить с профессией железнодорожника. | |||||
7. | Конструирование по замыслу (мониторинг) | Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать общее описание. | 1 | ||||
8. | Мониторинг | ||||||
9. | Мониторинг | ||||||
10. | Мониторинг | ||||||
Итого: | 66 |
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Лего-конструирование»
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу дополнительной общеразвивающей программы «Лего-конструирование».
К концу обучения детей по программе достигнут следующих знаний и умений:
-ребенок овладевает навыками конструирования;
-знает и называют детали лего- конструктора;
-проявляет инициативу и самостоятельность в работе с лего-конструктором;
-развита познавательно-исследовательская и техническая деятельности;
- ребенок способен выбирать технические решения;
-могут создавать простые и сложные, индивидуальные и коллективные постройки;
-умеют создавать постройки по образцу, по схеме, по воображению;
- задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает навыками работы по разработанной схеме;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения;
Планируемые результаты реализации программы для детей с общим недоразвитием речи:
- ребенок умеет самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
- у ребенка развито внимание, память, речь;
- ребенок умеет рассказывать о постройке;
- ребенок может отстаивать и формулировать свою точку зрения;
- ребенок умеет работать самостоятельно, в парах и в команде
- ребенок умеет фантазировать;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с лего-конструктором;
- ребенок свободно общается с другими людьми;
- ребенок обладает разнообразными техническими способами конструирования.
2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график – это обязательная составная часть образовательной программы.
Наименование ДОП | «Название» | Кол-во занятий в неделю | 2 |
Начало учебного года | 01.10.2020 г. | Количество занятий в год | 66 |
Окончание учебного года | 31.05.2021 | Продолжительность занятия | 30минут |
Каникулы зимние | 01.01.2021- | Мониторинг | 01.10.2020-09.10.2020 |
Каникулы летние | 01.06.2021 | 12.05.2021-24.05.2021 | |
Выходные дни | Праздничные дни, установленные законодательством РФ |
2.2. Условия реализации программы
Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной общеразвивающей программы (далее учебное помещение), соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Учебное помещение оборудовано столами и стульями, согласно возрасту детей, соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Основным условием для занятий является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Материально - техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:
Помещение хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Учебное помещение оборудовано столами для работы с лего-конструктором.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых:
• парты
• стулья
• доска
• учебные пособия
• объяснительно-иллюстративный материал
• образцы построек из лего-конструктора
Конструктор Lego education 9388 4+
Конструктор Lego education 9389 4+
Конструктор Lego education 9080 4+
Информационное обеспечение
- фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор, компьютер, сканер, принтер.
Программно-методическое обеспечение программы (ЭОР)
-Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
-Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Кадровое обеспечение программы
Данную программу реализовывает: Татаринова Ирина Михайловна, педагогический стаж – 26 лет, образование – высшее, категория высшая.
Прошла курсы повышения квалификации: ООО Образовательный портал «Инфоурок» по направлению «Педагог дополнительного образования: дополнительные подходы к профессиональной деятельности».
Раздел 3. Оценка качества освоения программы
3.1 Формы аттестации (контроля)
Аттестация позволяет определить эффективность работы по реализации дополнительной общеразвивающей программе. Для этого выбрана следующая форма аттестации: творческая работа, выставка, конкурс, отчетные выставки, открытые занятия.
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Виды контроля:
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных за год работ. Проводится собеседование, позволяющее определить уровень освоения знаний и умений.
Формы и содержание итоговой аттестации: опрос, беседа, наблюдение, создание образовательных ситуаций.
А также текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, конкурс творческих работ, проектов, зачетные занятия.
3.2. Оценочные материалы
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ. Поэтому к данному виду деятельности предполагаются следующие требования: творческая работа (индивидуальная) оценивается положительно при условии, если:
- определена и четко сформулирована цель работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.
Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация.
Уровень освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы «Лего-конструирование», осуществляется посредством диагностики, которая проводится в начале и конце учебного года. Данная диагностика включает в себя:
Вопросы контроля:
- Называет все детали конструкторов «Дупло», «Дакта»
- Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
- Создает сложные постройки
- Создает постройки по образцу
- Создает постройку по схеме
- Создает постройки по инструкции педагога
- Создает постройки по творческому замыслу
- Умеет работать в паре (коллективе)
- Использует предметы-заместители
- Умеет составлять рассказ о постройке
- Умеет обыгрывать постройку
- Умеет делать выводы о результатах работы на занятиях (в том числе и в подгрупповой работе и работе в паре)
- Умеет договариваться, не ссориться работая в паре, коллективе.
Карта фиксирования результатов освоения программы
№ | Фамилия, Имя ребенка | Вопросы | Итог | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Н.Г | К.Г. | ||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 |
3.3. Методические материалы.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Лего – конструирование используются следующие методы и приемы работы с детьми.
-Беседы.
- Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
-Воспроизведение знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
- Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
-Постановка проблемы и поиск решения.
Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
- Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
-Просмотр презентаций, фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Выставки творческих работ.
-Музыкальное сопровождение для физминуток, пальчиковых игр, фон для занятий.
Методы и приемы реализации программы:
- Наглядный - рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
-Информационно-рецептивный
- Обследование лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
- Репродуктивный - воспроизведение знаний и способов деятельности.
- Практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
- Словесный - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
- Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
-Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
- Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
Формы работы с родителями:
- выступление на родительские собраниях по вопросам реализации дополнительной общеразвивающей программы.
-Консультации и беседы.
-Информационные стенды, папки-передвижки.
-Оформление персональных лего- выставок
Также в ходе реализации программы осуществляется:
1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми подготовительной к школе группы.
2. Схемы, модели с использованием вращающихся и подвижных деталей, для работы с которыми дети объединяются в пары.
3. Составление перспективного планирования по лего-конструированию с учетом методических рекомендаций по организации работы с детьми.
4. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности по лего-конструированию на основе перспективного плана.
5. Проведение мониторинга конструктивной деятельности детей, в которой будут выделены уровни освоения и критерии обследования развития конструктивной деятельности детей с лего-конструкторами. Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, май) с использованием следующих методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
6. Изучение методической литературы по Лего-конструированию.
Алгоритм учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Лего-конструирование»
Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Учитывая активную позицию, обучающийся в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:
− изучение и первичное закрепление новых знаний;
− закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение
знаний и способов деятельности;
− обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
− проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.
Занятие имеет следующую структуру:
Организационный момент. Предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.
Подведение итогов определяет уровень достижения целей, мера участия всех обучающихся и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса, анализ построек.
Список использованной литературы.
1.Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина - М.:Т.Ц. Сфера, 2008.
2.Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2017. «Творческий Центр Сфера»
3.Шайдурова В.Н. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие/В.Н. Шайдурова - М.:Т.Ц. Сфера, 2008.
4.Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора Лего): методическое пособие/Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
5.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование и робототехника»
Использование LEGO-конструктора и робототехники является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лего - конструирование"
Приобщение детей к техническому творчеству посредством овладения Лего-конструированием...
дополнительная общеразвивающая программа «Лего-конструирование»
Lego— обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лего-конструирование и робототехника" для обучающихся 5-7 лет. срок реализации 2 года....
Дополнительная общеразвивающая программа "Лего-конструирование"
Направленность программы - техническая Вид деятельности программы- конструирование Уровень освоения - стартовый. Программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов: ...
- Мне нравится (1)