Конспект занятия «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пархоменко Оксана Дмитриевна

Конспект занятия «Знакомство детей
с предметами
 старинного русского быта»

Цель: продолжать формировать представления детей о жизни и быте русского народа.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с предметами старинного русского быта, их названиями, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас;

-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

-активизировать употребление в речи названия материалов, из которых изготовлены предметы;

Развивающие:

- развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения;

- развивать образное мышление, мелкую и крупную моторику.

Воспитательные :

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность, культуру общения, желание участвовать в совместных играх;

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа : любовь к ближним, трудолюбие, верность, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, половик, сундук, кувшин, горшок.

Предварительная работа : заучивание слов для игры, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. Просмотр презентаций «Русский народный костюм»«Русские мастера –умельцы»«Крестьянская семья», рассматривание иллюстраций.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др., русский народный костюм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Знакомство детей
с предметами
старинного русского быта»

Цель: продолжать формировать представления детей о жизни и быте русского народа.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с предметами старинного русского быта, их названиями, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас;

-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

-активизировать употребление в речи названия материалов, из которых изготовлены предметы;

Развивающие:

- развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения;

- развивать образное мышление, мелкую и крупную моторику.

Воспитательные :

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность, культуру общения, желание участвовать в совместных играх;

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа : любовь к ближним, трудолюбие, верность, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, половик, сундук, кувшин, горшок.

Предварительная работа : заучивание слов для игры, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. Просмотр презентаций «Русский народный костюм»«Русские мастера –умельцы»«Крестьянская семья», рассматривание иллюстраций.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др., русский народный костюм.

Ход занятия:

Орг. момент

(Воспитатель встречает детей в народном костюме, в роли Хозяйки)

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, детушки, милые!

Дай Бог тому, кто к нашему дому!

Дорогим гостям, милым детушкам!

Наделил бы вас Господь, вместе с детьми:)

Дети: И житьём, и бытьём, и здравием (дети делают поклон)

Воспитатель:

Ну вот как славно все разместились!

Ребята, каким словом я вас сейчас приветствовала?

Дети: ответ детей (словом «здравствуйте!»)

ВоспитательИ вы мне тоже сказали«здравствуйте!»

- Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что же это за слово такое? Что оно означает, как вы думаете?

Дети : ответ детей (Слово «здравствуйте»- означает «здравие»«здоровье.»)

Воспитатель: Значит, мы желаем человеку здоровья; желаем ему не болеть!

Ход НОД:

Воспитатель: Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны. Чем полезны и важны

Человеку раньше были, что за службу сослужили.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей, а также, интересных картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет, о котором мы с вами говорим.

ВоспитательСлушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

Дети: ответ детей (Печка)

Воспитатель: Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?

(рассматривание макета Русской печи в уголке «Русская изба»)

Дети: ответ детей (в ней еду готовили, она обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, одежду).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Не зря в старину говорили : «Печь нам -мать родная»«У печи все красное лето».

Воспитатель: Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из кирпичей, значит, она какая

Дети: ответ детей (кирпичная)

Воспитатель: Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – жарко становится – пора и готовить.

- Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте загадку:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там в печке уголек

Сварит кашу ….

Дети: ответ детей (чугунок)

Воспитатель: Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он?

Дети: ответ детей (тяжелый)

Воспитатель: А, может быть, кто-нибудь знает или догадывается, почему его называют ЧУГУНок?

Дети: ответ детей (потому, что он сделан из чугуна).

Воспитатель: Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так:

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад

Что схватил его …Ухват

Давайте вместе повторим это название

Дети: Ухват.

Воспитатель: Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. (Дети рассматривают ухват, воспитатель дает каждому подержать его в руках)

Воспитатель: Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Воспитатель: Что ты достал из печи?

Ребенок: ответ детей (чугунок)

Воспитатель: Чем ты достал чугунок?

Ребенок : ответ детей (ухватом)

Воспитатель: А для чего нужен был в доме ухват?

Дети: ответ детей (для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься) .

ВоспитательСлушайте другую загадку:

Выпускает жаркий чай, древний чайник….

Дети: ответ детей (самовар).

(Демонстрация самовара)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар. В одном названии спрятались сразу два слова, «сам» «варю», получилось какое слово?

Дети: ответ детей (самовар)

Воспитатель: А что же он варит?

Дети: ответ детей (чай)

Воспитатель: Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем и подвигаемся

ФИЗМИНУТКА “Кипит самовар».

- Кипит самовар, во все стороны пар.

(дети показывают руками вверх и в стороны)

- Давай, выручай! Закончился чай.

(руки в стороны и сложить ладошкой у груди – 2 р.)

- Кипяток наливай.

(имитация движения по очереди правой и левой р.)

- Побежал через край

(круговые движения двумя руками выше головы)

-Ай-ай-ай!

(ладошки у щек, покачивания головой)

Воспитатель: А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?

Дети: ответ детей (да)

Воспитатель: Сейчас они стали электрические.

Воспитатель: Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко?

Дети: ответ детей (в бидоне, банке).

Воспитатель: Молоко хранили в крынке или кувшине. (демонстрация глиняного кувшина)

Воспитатель: Крынка, кувшин – что это, как назвать одним словом?

Дети: ответ детей (это посуда)

Воспитатель: Из чего она сделана?

Дети: ответ детей (из глины)

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: ответ детей (глиняная)

Воспитатель: Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось. А вот у крынки родной братишка – горшок. (демонстрация глиняного горшка)

Воспитатель: Раз он родной братишка, из чего он сделан?

Дети: ответ детей (из глины)

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: ответ детей (глиняный)

Воспитатель: А чем он отличается от крынки?

Дети: ответ детей (формой, высотой)

Воспитатель: А теперь угадайте мою загадку

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …. коромысло. (Рассматривание коромысла)

Воспитатель: давайте все вместе повторим это слово

Дети : ответ детей (коромысло)

Воспитатель: Из чего делали коромысло?

Дети: ответ детей (из дерева)

Воспитатель: Что у коромысла по краям?

Дети: ответ детей (крючки)

Воспитатель: Для чего?

Дети: ответ детей (для вёдер)

Воспитатель: Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой поморской семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ)

Воспитатель:

Про этот предмет говорили :

Из липы свито дырявое корыто,

Днём заперто, а ночью открыто.

В лес идёт – клетки кладёт,

Из леса идёт – перекладывает. Это лапти. (Рассматривание лаптей).

Воспитатель: Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Лапти очень быстро снашивались. За год изнашивали до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты.

ВоспитательОчень люди любили лапти и называли их ласково«лапотульки».

Воспитатель: Повторите за мной «лапотульки».

Дети: ответ детей (лапотульки)

Воспитатель: А как ещё можно ласково назвать лапти?

Дети: ответ детей (лапоточки, лапотки, лаптишки, лапатушки.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько ласковых слов про лапти сказали! И немного устали, на ножки все встали, ручками поиграем, сплетём лапоточки.

Пальчиковая игра

«С липы лыко надерём, (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

лапоточки всем сплетё м(имитация плетения, пальчики в замке)

Маше, Даше, Саше, Свете, Пете (поочередное загибание пальцев обеих рук)

- в лапоточках ходят дети». (хлопки в ладошки)

Воспитатель: В старину, ребята, для умывания использовали вот такой предмет. Называется он – рукомойник. Внутри у него водичка. Наклони его и потечёт быстрая струйка.

Воспитатель: Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят?

Дети: ответ детей (утюгом)

Воспитатель: А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи валька и колотилки. (показ)

Воспитатель: Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется этот предмет(показ сундука)

Дети : ответ детей (это сундук).

Воспитатель: Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки весили мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранились одежды, обувь, кухонная утварь. А иногда хозяева спали на сундуках.

Воспитатель: Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?

Дети: ответ детей (половиками)

Воспитатель: Половики какой формы?

Дети: ответ детей (прямоугольные, длинные)

Воспитатель: Для чего пол покрывали?

Дети: ответ детей (для тепла, красоты)

Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть. А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют)

Вышел Костя погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать. (дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Что было, что стало».

Воспитатель: Где готовили еду в старину?

Дети: ответ детей (в печке)

Воспитатель: А сейчас, где готовим?

Дети: ответ детей (на газовой плите)

Воспитатель: В чем раньше кашу варили?

Дети: ответ детей (в чугунке)

Воспитатель: А сейчас, в чём варим?

Дети: ответ детей (в кастрюле)

Воспитатель: В чем раньше готовили чай?

Дети: ответ детей (в самоваре)

Воспитатель: А сейчас?

Дети(в чайнике)

Воспитатель: Зачем нужно было коромысло?

Дети: ответ детей (воду носить)

Воспитатель: А у нас сейчас у нас вода откуда течет?

Дети: ответ детей (из крана, водопровода)

Воспитатель: Какую обувь раньше люди носили?

Дети: ответ детей (лапти)

Воспитатель: А сейчас?

Дети: ответ детей (сапоги, ботинки, туфли)

Воспитатель: С помощью чего гладили бельё?

Дети: ответ детей (валька и колотилки)

Воспитатель: А в настоящее время?

Дети: ответ детей (утюгом)

Воспитатель: Где раньше одежду хранили?

Дети: ответ детей (в сундуке)

Воспитатель: А сейчас?

Дети: ответ детей (в шкафу).

Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились!

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята мы многое сегодня узнал, вспомните о чём же мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: ответ детей (о предметах народного быта ; о старинных вещах).

Воспитатель: назовите, какие предметы Русской избы вы запомнили?

Дети: ответ детей (коромысло, горшок, чугунок, сундук, самовар, печь, половик и т. д.)

Воспитатель: Ребята, что вам было особенно интересно?

Дети: ответ детей (играть в игру, ухватом ставить чугунок в печь, отвечать на вопросы, рассматривать новые предметы).

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята, у вас есть солнышко вам и  тучка (элементы расположены столах) Солнышко –значит, что понравилось занятие, получили много интересной информации; тучка – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Воспитатель: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу, слушали меня внимательно, играли со мной и помогали мне! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли ко мне в гости я угощаю вас пряничками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Знакомство детей с русским бытом.

Создание мини-музея и занятия с детьми о русских традициях,  помогают детям узнавать о культурном наследии своей страны....

План-конспект занятия. Знакомство детей с бытом русского народа

Знакомство детей  с бытом русского народа.НОД: «Внутренний мир русской избы- горенка».Цель: сформировать у детей образные представления об организации внутреннего пространства избы.Хо...

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»

Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...

Конспект занятия "Знакомство с традициями русского народа и бытом"

Конспект занятия "Знакомство с традициями русского народа  и бытом"...

Конспект занятия " Знакомство детей с русской избой и предметами быта"

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»...

Конспект занятия " Знакомство детей с русской избой и предметами быта"

Конспект занятия "Знакомство детей с русской избой и предметами быта"...