Конспект НОД в старшей группе на тему: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
МАтериал по теме "Культура и традиции Южного Урала"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с предметами народного быта | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Колосок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Воспитатель Симонова Т. А.,
1-я квалификационная категория
Метлино, 2023
Цель: ознакомление детей с бытом русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас;
-познакомить детей со старинной одеждой с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением (чугунок, ухват, горшок, кринка, кувшин, самовар, рукомойник и т.д.);
- обогатить словарь детей;
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.
Оборудование: предметы быта (иллюстрации - старинная посуда, одежда, ухват, чугунок, самотканные половики, коврики, выстроченные вручную занавески, подзоры на кровать, вязаная скатерть, вышитые полотенца, плошка, деревянные ложки, угольный утюг демонстрационный материал, мольберт).
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Методы и приемы: наглядный (показ образца), словесный (рассказ, объяснение), практический.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель:
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны. Чем полезны и важны
Человеку раньше были, что за службу сослужили.
-Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей, а также, интересных картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет, о котором мы с вами говорим.
- Слушайте мою загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.(русская печка)(иллюстрация)
- Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?(в ней еду готовили, она обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, одежду).
-Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из красного кирпича, значит она какая?(кирпичная)
-Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – тепло станет в избе – пора и готовить.
-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте загадку:
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там в печке уголек
Сварит кашу ….чугунок.
-Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он?(тяжелый)
-А, может быть, кто-нибудь знает: почему его называют чугунок?(потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так:
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад
Что схватил его …ухват.
-Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Слушайте другую загадку:
Выпускает жаркий чай, древний чайник….самовар.
- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар. Значит, сам варю.
- А что же он варит?(чай)
-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с вареньем, медом с пирогами, с блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?(да)
-Сейчас они стали электрические. Но в сёлах и в деревнях до сих пор в некоторых семьях ставят самовар. Особенно после бани очень полезно пить чай из самовара с вареньем, а в чайнике вместо чая заваривать разные полезные и душистые травы.
-Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? Молоко наливали в крынку или кувшин и выносили в погреб или подвал где летом было прохладно.
- Крынка, кувшин – что это? (это посуда)
-Из чего она сделана? (из глины)
-Значит она какая? (глиняная)
- Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось. А вот у крынки родной братишка – горшок. Раз он родной братишка, из чего он сделан?(из глины)
-Значит он какой? (глиняный)
- А чем он отличается от крынки? (формой, высотой)
- В горшке варили кашу, А в большом горшке томили молоко.
- А вот этот туесок сделан из коры дерева- бересты. Береста- это кора с какого дерева? (берёзы)(показ иллюстрации)
- Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару, жидкость налитая в такую посуду, долго оставалось холодной, а горячая, наоборот, долго не остывала.
Физкультминутка.
Головою три кивка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Отгадайте загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. коромысло.(Рассматривание иллюстраций)
- Из чего делали коромысло?(из дерева)
- Что у коромысла по краям?(крючки)
-Для чего? (для вёдер)
-Раньше водопровода в доме не было воду нужно было носить из колодца или из речки. Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух.(показ иллюстрация)
- Про этот предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто,а ночью открыто.
В лес идёт – клетки кладёт,
Из леса идёт – перекладывает. Это лапти. (Рассматривание лаптей).
-Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса – в обратную. Вот такая обувь была у наших предков в старину. Лапти очень быстро снашивались. За год крестьянин (сельский житель) изнашивал до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липовой коры ленты. Получается, что за лапти не надо ничего было платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.
В лаптях ходили летом, а зимой одевали валенки. Валенки это традиционная русская обувь. Валенки изготовляют из овечьей шерсти, они очень тёплые и удобные.
- Одежду в доме шили сами женщины. Вот такие рубашки для мальчиков и взрослых мужчин. И вот такие сарафаны для девочек и взрослых женщин. На работу летом одевали вот такие косынки, а зимой вот такие платки (тёмный). А на праздники нарядные.
Занавески на окна, салфетки на стол, подзоры на кровать (закрывали низ кроватей) вышивали на специальных строчевышивальных машинках. А скатерти на стол вязали также крючком вручную. И праздничные полотенца которыми украшали зеркало в доме вышивали вручную иголкой цветными нитками. Часто вышивали птиц, разные цветы и веточки.
- Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят? (утюгом)
- А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи чугунного угольного утюга.
- Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг, а чтобы угли не погасли, утюгом нужно было всё время махать из стороны в сторону. Воздух попадал вот в эти дырочки, угли снова разгорались и утюг снова нагревался. Всё это было очень долго, неудобно и тяжело.
- А кто из вас знает- как называется этот предмет. Это серп. А как вы думаете для чего он нужен? Что с помощью его делали? Это сейчас на полях зерно убирают с помощью машин комбайнов. А раньше всё делали вручную, в том числе и косили зерно. И вот с помощью этого предмета серпа женщины срезали колосья пшеницы или ржи в поле. Одной рукой захватывали пучок, а другой срезали его. (иллюстрация)
- Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? Это сундук.(иллюстрация) Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки весили мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранилась одежда, обувь, кухонная утварь. А иногда дети спали на сундуках.
- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?(половиками)
-Половики какой формы? (прямоугольные, длинные, круглые)
-Для чего пол покрывали? (для тепла)
-Половики хозяйки также изготовляли сами вручную.
-Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?
Итог занятия.
-А сейчас поиграем в игру «Что было, что стало».
- Где готовили еду в старину? (в печке)
-А сейчас, где готовим? (на газовой плите)
-В чем раньше кашу варили? (в чугунке)
-А сейчас, в чём варим? (в кастрюле)
-В чем раньше кипятили чай? (в самоваре)
-А сейчас? (в чайнике)
- Зачем нужно было коромысло? (воду носить)
- А у нас сейчас? (водопровод)
-Какую обувь раньше люди носили? (лапти)
-А сейчас? (сапоги, ботинки, туфли)
- С помощью чего гладили бельё? (чугунного угольного утюга)
-А в настоящее время? (электрическим утюгом)
- Где раньше одежду хранили? (в сундуке)
- А сейчас? (в шкафу).
-Вот сколько новых слов мы узнали на нашем занятии. Молодцы!
1. Что мы сегодня узнали нового на занятии?
2. Что мы делали на занятии?
3. Где используют все эти предметы, о которых мы говорили?
4. А для чего нам знать об этих предметах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...
Конспект ООД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта....
Знакомство детей с предметами старинного русского быта
Знакомство детей с предметами старинного русского быта...
«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта»....
Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям....
Презентация к занятию "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
Демонстрационный материал к интегрированному занятию. Может быть использован, как наглядное методическое пособие для ознакомления детей с предметами старинного русского быта....
Конспект занятия «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»
Конспект занятия «Знакомство детейс предметами старинного русского быта»Цель: продолжать формировать представления детей о жизни и быте русского народа.Задачи:Образовательные:-...