Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки
материал
Взаимодействие ДОУ с социальными институтами является одним из факторов расширения познавательного интереса дошкольников. Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает:
– Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем.
– Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления.
– Развитие восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие участников педагогического процесса ДО с городской библиотекой | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 176 « Маленькая страна»
Воспитатель
высшей категории: Парсиева М.Д.
г.Владикавказ,2019г.
«Нет чтения-нет и духовного единства воспитателя и воспитанника..»
В.А.Сухомлинский
Социальное благополучие ребёнка во многом зависит от того, как он адаптирован к окружающей действительности. Осуществить эту адаптацию на наш взгляд можно в тесном взаимодействии с социокультурными организациями. Наша образовательная организация – это открытая социальная система, активно взаимодействующая с разнообразными социальными партнёрами: родителями воспитанников, школой, музеями, театрами, МЧС, с Центром дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, спортивными учреждениями, библиотекой. С чего же начиналось наше сотрудничество с библиотекой? В рамках решения годовой задачи «Совершенствовать речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности», мною был запланирован проект « В гостях у книжки». В ходе проведения проекта родителям были рекомендованы сказки и другая художественная литература для совместного чтения .В ходе непрерывной образовательной деятельности и бесед становилась очевидным, что дети не знакомы с заданными произведениями и что все выходные они проводили дома «наедине» с гаджетами. Основными причинами подобного поведения родителей были –нехватка времени и отсутствие домашней библиотеки. Было проведено анкетирование родителей с целью определения роли книги в семье. Результаты показали. Что в век технического прогресса и информационных технологий чтение художественной литературы и работа с книгой отошли далеко на второй план. Из –за отсутствии домашней библиотеки родителям приходиться использовать всемирную сеть, так как дети настойчиво «требовали почитать» , но и такая возможность есть не у всех. Возникла необходимость оказания помощи семье в отсутствие понимания важности привития любви к книге. Проанализировав всё, мы убедились, что формирование у детей интереса к художественной литературе требует повышенного внимания. Именно в дошкольном возрасте дети наиболее глубоко вбирают в себя всю информацию, поэтому крайне важно привить им желание читать и получать от этого удовольствие. Как заинтересовать ребёнка, разбудить в нём любопытство, формировать потребность в новых впечатлениях. Это побудило нас к поиску новых форм работ с художественными произведениями. Возникла необходимость расширения образовательного пространства через социальное партнёрство с библиотекой. Наблюдая восторг детей от посещения библиотеки, было принято решение запланировать систематические экскурсионные мероприятия 1-2 раза в месяц. Сотрудники библиотеки нас охотно в этом поддержали. В ходе совместной работы выяснилось , что отсутствует какая либо система организации по взаимодействию с библиотекой, что очень затрудняло выезд детей. Мероприятия проводились хаотично, спонтанно. Не в полной мере были привлечены родители. Для решения этих проблем была изучена научно- методическая литература, нормативно-правовое законодательство « Правило перевозки детей» ППРФ №652 от 30 июля 2018 года, получена консультация юриста. В результате чего были обозначены задачи, проинформированы родители , составлены и подписаны соответствующие документы, которые призваны фиксировать юридические рамки партнёрства:
1. Договор о творческом сотрудничестве между ДОУ и библиотекой
2. План совместных мероприятий на год
Целью нашего сотрудничества является — формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой.
Задачи нами были поставлены по 4 направлениям деятельности:
1.По направлению работы с детьми:
- Расширять представление об окружающем мире через знакомство с художественными произведениями
- Расширять и активизировать словарный запас, развивать потребность в инициативной речи
- Способствовать реализации социальной компетентности детей через сюжетно-ролевую игру и театрализацию
2.По направлению работы с семьёй:
- Донести до родителей значение художественной литературы в развитии ребёнка
- Привлекать родителей к совместной деятельности по развитию у детей коммуникативных способностей, самостоятельности, творчества.
- Способствовать участию родителей в возрождении семейных традиций, транслирующего детям свои знания, установки и ценности.
- Оказывать помощь в семье в социализации ребёнка через художественную литературу
3.По направлению работы с социальным партнёром:
- Привлечь ресурсы современной библиотеки.
- Создать совместный электронный ресурс для работы в ДОУ
- Способствовать развитию потребности детей и семей воспитанников в общении с книгой в специально организованной социокультурной среде (библиотеке).
- Повысить статус дошкольного образования
4.По направлению работы с педагогами:
- Познакомить с формами и методами работы использования художественной литературы для формирования социальной компетентности дошкольника.
- Совместно с педагогами и специалистами оснастить социально — культурную среду в ДОУ по работе с книгой.
- Повысить профессиональную компетентность
- Формировать имидж ДОУ
Каждое направление подразумевало определенную систему работы.
Перед нами стояла задача — так выстроить свою деятельность, чтобы не упустить ни один из пунктов по каждому разделу, чтобы задействовать всех участников данного сотрудничества. Поэтому были разработаны следующие принципы:
- Системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности).
- Наглядно–образный принцип (оформление тематических выставок книг и рисунков детей)
- Игровой принцип (закрепление информации через игровую деятельность).
- Принцип интегративности
- Сотрудничества детей и взрослых (тесное взаимодействие с семьей, с социальным партнёром библиотекой).
Реализация такой налаженной работы библиотеки и ДОУ позволила судить о том, что данная работа способствовала совершенствованию педагогической компетенции воспитателей и родителей в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе, формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, формированию нравственных идеалов, духовного мира ребенка, формированию целостной картины мира, обогащению и совершенствованию речи детей. Данная работа является актуальной в современном обществе. Организация сотрудничества благоприятно отразилась на всех участниках проекта. Тесное сотрудничество нашего детского сада и детской библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным формам работы приходят новые: конкурсы, театрализованные спектакли, интерактивные мероприятия. Свою работу мы строим на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов. Из вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что необходимо запланировать и организовать работу по приобщению детей дошкольного возраста к литературе, зародить в них желание взять в руки книгу, рассмотреть ее, познакомиться с содержанием. Данную проблему можно решить с помощью поиска новых форм и методов работы по приобщению детей к художественной литературе. При этом такая работа должна быть продуманной и содержательной, для этого необходимо структурировать ее таким образом, чтобы она проходила не только силами воспитателей, в рамках детского сада, а при взаимодействии с семьями воспитанников, взаимодействии с социальными институтами различных уровнях при совместной, плодотворной работе. Совместного с библиотекой и нашей группы был разработан план.
№ | тема | цель | участники |
1. | Анкетирование родителей | определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения. | родители |
2. | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин» | Учить выполнять действия соответствующие работе библиотекаря и читателей: рассказывать о книгах, заполнять электронный формуляр, находить необходимые книги, набирать текст на «компьютере». | Дети,воспитатель |
3. | Ремонт книг «Книжкин «Ай болит» | Учить детей бережно относиться к книгам: не рвать , не рисовать на книгах, по мере необходимости подклеивать их самостоятельно или с помощью старших | Дети, воспитатель |
4. | Книгоиздание | Развивать устойчивый интерес к книге как к самостоятельному наглядному объекту литературы | Дети, |
5. | Экран читателя | поддержания у детей интереса к чтению. | Дети, воспитатель |
6. | Читательский дневник для родителей | Отслеживание и возрождения семейного чтение | родители |
7. | Акция «Подари детям книжку» | Пополнить библиотечный фонд художественной литературой детского сада | родители |
8. | «Акция — Отложи телефон –Возьми книгу» | возродить традиции семейного чтения | Родители,дети |
9. | Совместный проект с библиотекой | освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности с педагогами и родителями в пространстве детской библиотеки. | Дети, родители, сотрудники библиотеки |
10. | Бук кросинг | пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения | Дети, родители, сотрудники библиотеки |
11. | «Что за прелесть эти сказки» - литературная игра – викторина по сказкам А. С. Пушкина | формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина | Дети, сотрудники библиотеки |
12. | родительское собрание круглый стол «Волшебный мир книги» На апрель | Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка | родители, сотрудники библиотеки |
13. | Проект «Самуил Яковлевич Маршак для детей» | Создать условия для знакомства детей с творчеством С.Я. Маршака. | Дети, родители, сотрудники библиотеки |
14. | инсценирование «Сказка о глупом мышонке» | Развитие речи детей через драматизацию игр, сказку, умение соотносить движения с речью | Дети, родители, |
15. | Конкурс чтецов | Представление себя и своего произведения, четкость дикции, выразительность | Дети, родители,библиотека |
16. | Акция «Лирика Коста вслух» | формирования у детей интереса к осетинской художественной литературе | Дети, родители, |
17. | Волонтёрская деятельность.Показ сказки «Репка « на осетинском языке в младших группах | Развитие родной речи через театрализованную деятельность | дети |
18. | Волшебный чемодан «Театр-зеркало» | способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность | дети |
19. | телемост | привлечь внимание родителей к данной проблеме и совместно с воспитателями решать ее | Родители, библиотека |
20. | Громкое чтение | научить активно слушать, чтобы расслышать и понять прочитанное | Дети,родители,Библиотека |
Познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке, формировать понимание значимости книги в жизни помогли сюжетно ролевые игры «Библиотека» и «Книжный магазин. Дети выступают инициаторами игры, договариваются о ролях, меняются ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра ли это, сложно сказать, потому что все в ней по-настоящему: настоящие книги, настоящие дети - читатели и даже настоящие библиотечные формуляры. Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай у нас в группе работает «Книжкин Ай болит» по ремонту книг. Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги. Мы отмечаем, что наши воспитанники стали гораздо бережнее обращаться с книгами, особенно с побывавшими в «больничке».
Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию интереса к книге у детей является создание книг своими руками.
Заинтересовав детей книгоиздательством, можно решать сразу несколько задач:
развивать связную речь
обучать грамоте (знакомство с буквами, умение составлять слово, предложение)
формировать ручную умелость (работа с ножницами, красками, тестом,
конструирование
В нашей группе был изготовлен «Экран читателя», на котором видно кому из детей читают дома, а кому нет. Дети прикрепляют смайлики: если им прочитали дома родители книгу.
Читательский дневник для родителей служит для повышение компетентности родителей в области детской литературы; так же укрепляет внутрисемейные отношения, повышая интерес к семейному чтению.
Для того чтобы возродить традиции семейного чтения, привлечь внимание родителей к данной проблеме в нашем дошкольном учреждении была организована акция «Отложи телефон –Возьми книгу». направленная на поддержку семейного чтения, которая позволила не только привлечь внимание к проблеме детского чтения, но и сформировать отношение к нему как к радостному занятию, создать атмосферу праздника вокруг книги. В рамках этой акции был проведен мастер класс с родителями по изготовлению «Книжки- малышки» .
Желание провести родительское собрание на эту тему возникло после того, как нашу группу посетила библиотекарь . Целью этого собрания было: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития. После этой встречи многие родители записались в библиотеку. Следующая такая встреча на круглом столе с сотрудниками библиотеки предстоит в апреле месяце. .
В нашей группе был проведен проект «Самуил Яковлевич Маршак для детей» Цель проекта: познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.
В рамках проекта «Самуил Яковлевич Маршак для детей» было проведено инсценированние совместно с родителями «Сказка о глупом мышонке». Цель: Развитие речи детей через драматизацию игр, сказку, умение соотносить движения с речью, так же вовлечь родителей в образовательный процесс.
Проведение конкурса чтецов стало в нашем саду доброй традицией. К каждому конкурсу мы оформляем выставку книг и детских работ. Любой ребенок может выразить свое отношение к произведению или герою через рисунок или поделку. Каждый конкурс оценивают педагоги и родители, а так же сотрудники библиотеки. Это важная и ответственная работа. В ДОУ разработаны критерии оценки выступающих. Представление себя и своего произведения, четкость дикции, выразительность. В дальнейшем планируется проводить такие конкурсы в стенах библиотеки с другими детскими садами.
Волшебный чемодан «Театр-зеркало». Театр - зеркало нашего смеха и слез, лекарь душ человеческих. Для маленьких детей театр - не только сказка, в которой можно ощутить себя сильным и счастливым, но и добрый учитель, друг, помогающий обрести радость и уверенность в своих силах. Работа волшебного чемодана включает в себя:
- артикуляционную гимнастику
- задания для развития интонационной выразительности речи
- упражнения для развития выразительной мимики, жестикуляции, пантомимики
упражнения для эмоционального развития детей театральные игры
Целью использования телемостов в работе с детьми дошкольного возраста является получение интерактивного опыта общения с людьми (детьми и взрослыми других культур и народов, развитие лингвистических способностей детей, расширение их кругозора, воспитание толерантности у дошкольников. Такие мероприятия учат достижению успеха, дают новую реальность и создают хорошую платформу в рамках международного масштаба.
Такой подход позволил не только закреплять и систематизировать программный материал, но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их получении.
Систематически для родителей готовятся печатные консультации памятки, рекомендации для родителей по приобщению детей к книге.
Библиотека – это то место, где дошкольники могут взаимодействовать с аудиторией различной возрастной категории: первоклассников и дошколят. Поучаствовать наравне с учащимися торгово- кулинарного техникума. В дефиле «Эко-мода», организованном на базе городской библиотеки, посвященное году экологии в декабре, мы оказались самыми юными участниками, среди учащихся средних школ.
Не забываем и о национальном фольклоре и традициях. Так во время празднования Дня города, в сентябре месяце, наши ребята приняли участие в акции «Читающий трамвай» совместно с Централизованной библиотечной системой г. Владикавказ.
Одним из красочных мероприятий стало празднование Старого Нового года в традициях осетинского народа «Хадзаронтӕ». К данной работе активно подключились и другие узкие специалисты ДОУ.
Музыкально-литературная гостиная «Зимушка-хрустальная» ,дала возможность детям прочувствовать красоту зимней природы через интеграцию видов искусств: музыки и поэзии.
«Что за прелесть эти сказки» -литературная игра – викторина по сказкам
А. С. Пушкина была проведена в стенах библиотеки .,где дети не только участвовали в викторине, но так же продефилировали костюмы героев А.С.Пушкина, которые были изготовлены родителями из бросового материала.
В празднования дня рождения Коста сотрудниками библиотеки был организован флэш-моб на городском общественном транспорте№52 «Лирика Коста вслух», где дети наравне с учащимися школ и техникумов читали произведения Коста.В нашем дошкольном учреждении воспитатель осетинского языка провела акцию «Лирика Коста вслух»,целью которой было формировать у детей и взрослых интерес к осетинской художественной литературе
Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста. Главная задача громкого чтения – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л. С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Такое громкое чтение было проведено в стенах библиотеки, к празднованию Дня матери.
Педагог по изо-деятельности Габуаевой В.В. организовала на базе библиотеки персональную художественную выставку воспитанницы подготовительной группы Парсиевой Амины.
От такого сотрудничества выигрывают все: библиотека получает новых читателей, воспитатели имеют возможность знакомить детей с новинками художественной, научно – познавательной литературы, периодическими изданиями для дошкольников, а дети приобщаются к чтению, так как у них формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Благодаря такому сотрудничеству на сегодняшний день мы наблюдаем следующие результаты своей работы:
- У детей формируются более глубокие знания о библиотеке увеличивается словарный запас детей (библиотечный фонд, формуляр, букинист, абонементный и читательский зал, история рождения и развития книги, художники-иллюстраторы книг и т.д.).Дети стали выразительнее и красочнее читать стихи, речь детей становится более чёткой, эмоциональной, увеличивается словарный запас детей, дети стали сами сочинять сказки и загадки. Воспитанники точнее передают образы персонажей поэтому стали больше использовать театрализацию. Дети становятся увереннее, применяют полученные знания и умения в сюжетно-ролевой игре «Библиотека» и развивают коллективную творческую игру.
- После совместных мероприятий за чаепитием родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье
- В нашем детском саду организованна обменная библиотека-Буккросинг «Вместе весело читать», которую часто посещают как воспитатели с детьми, так и родители с детьми, где они с удовольствием обмениваются книгами. Семьи воспитанников теперь являются частыми гостями библиотеки.
- Самым большим достижением для педагогов явился пошаговый алгоритм взаимодействия ДОУ с социокультурной организацией, разработанный в результате целенаправленной и систематической работы всех участников проекта
1 | Констатация проблемы |
2 | Анкетирование. Анализ по результатам анкетирования |
3 | Определение целей и задач сотрудничества |
4 | Определение учреждения в зоне ближайшего окружения |
5 | Определение участников проекта |
6 | Обозначение взаимовыгодного партнёрства с администрацией учреждения |
7 | Изучение нормативно-правовой базы |
8 | Составление договора о творческом сотрудничестве |
9 | Поиски авто транспорта |
10 | Составление плана совместных мероприятий на учебный год |
11 | Информирование на сайте |
12 | Привлечение родителей к партнёрским отношениям с образовательной программой |
13 | Мониторинг |
В перспективе нами запланировано:
1. Создание совместной газеты «Читай-ка»
2.Разработка эл. ресурса совместно с библиотекой
3.Организация клуба для родителей «Старые, старые сказки»
4. Совместный просмотр современных старых мультфильмов в библиотеке
5. Акции для родителей : «Запишись в библиотеку сам и запиши друга»,
«Подпиши своего ребёнка на самый интересный журнал»
6. «Семейный конкурс «Моя первая библиотека»
И это не предел! У педагогов-фонтан идей- проектов!
Девизом нашей команды единомышленников стали слова Клайва С.Льюис
«Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнёшь читать сказки»
И кто знает,…может быть когда –ни будь наши воспитанники , став успешными взрослыми предпринимателями, создадут библиотеку будущего. Это будет модный клуб, и как сказал Александр Иванович Герцен: «Библиотека-это открытый стол идей, за который приглашается каждый…..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида
В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...
Взаимодействие участников педагогического процесса
Консультации для воспитателей...
Консультация для педагогов « Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»
« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образ...
Проект «Организация взаимодействия участников педагогического процесса музыкально-художественного воспитания детей в ДОУ»
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, осуществляет музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, муз. училище или институт), хорошо владеющий тео...
Консультация для педагогов ДОУ« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»
Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"...
Проект "Формирование семейных ценностей через осуществление взаимодействия участников педагогического процесса"
Данная работа представляет собой социально-ориентированный проект, направленный на формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Проект предусматривает организацию...