Проект «Организация взаимодействия участников педагогического процесса музыкально-художественного воспитания детей в ДОУ»
проект по музыке на тему
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, осуществляет музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, муз. училище или институт), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах)Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klementeva_ob.docx | 39.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (Пк) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразование Чувашии
Кафедра дошкольного образования
Проект
Тема: «Организация взаимодействия участников педагогического процесса музыкально-художественного воспитания детей в ДОУ»
Выполнила: Клементьева О.Б.
Слушатель курсов повышение
квалификации воспитателей
17.03.2014г. – 28.03.2014г
«Музыкальное развитие детей
в условиях дошкольного
образовательного учреждения».
Научный руководитель:
Варламова Марина Владиславовна
к.п.н., доцент кафедры
дошкольного образования
БОУ ДПО (ПК)С
«Чувашский республиканский
институт образования»
Чебоксары 2014г.
План проекта.
- Введение.
- Анализ.
- Проблема.
- Решение противоречий.
- Цели и задачи.
- Профессионально-педагогические задачи.
- Реализация.
- Формы взаимодействия.
- Мероприятия.
- Диагностика музыкальных способностей детей.
- Диагностические задачи.
- Итог.
- Литература.
-1-
Введение.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, осуществляет музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, муз. училище или институт), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах)Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.
-2-
Анализ
Анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывает на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников.
Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений информирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим.Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.
-3-
Проблема.
Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей.
Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:
Музыкальный руководитель | Воспитатель | |
1 | Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе. | Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ. |
2 | Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ. | |
3 | Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ. | Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия. |
4 | . Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников. | Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания. |
5 | Отсутствует система работы с семьей. |
-5-
Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:
- осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие,
самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
- знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1) и познакомить с ними воспитателей;
- проанализировать свою работу с воспитателями;
- провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
- планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
- совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
- проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
- активно участвовать в методической работе ДОУ.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.
-6-
Цель: Повышение профессионального уровня и обмен опытом музыкальных руководителей и воспитателей.
Задачи:
1.Обсудить возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.
2.Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки.
3.Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.
-7-
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ(по Гогоберидзе А.Г.)
Воспитатель | Музыкальный руководитель | |
1 | Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника. | Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. |
2 | Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. |
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. |
3 | Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии. | Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. |
4 | Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника. | Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника. |
5 | . Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. | Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника. |
6 | . Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. | Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста. |
7 | Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. | Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. |
8 | . Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания. | Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. |
9 | . Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. | . Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО. |
10 | Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка. | Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка. |
11 | . Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей. | Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей. |
-10-
Реализация
Вид проекта | творческий |
Участники проекта | Все группы |
Возраст детей | 3-7 лет |
Взаимодействие педагогов | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Продукт детской деятельности | Утренники |
Сроки деятельности | Весь год |
-11-
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия –это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель:
- разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
- совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
- взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
- музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
- совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
- совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
- совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
- составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
- взаимодействие с методической службой ДОУ.
В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы . Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.
-13-
Мероприятия
Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков . Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.
Педагог-музыкант должен:
- рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
- предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
- отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
- познакомить с положением смотра-конкурса
-14-
Диагностика музыкальных способностей детей
Группы | Ладовое чувство: | Музыкально-слуховые представления: | Чувство ритма: |
Младшая группа | - внимание, - просьба повторить, - наличие любимых произведений, - внешние проявления (эмоционально-двигательная активность ребёнка во время звучания музыки), - узнавание знакомой мелодии. | -подпевание знакомой мелодии с сопровождением. | - воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии из 3-5 звуков, - соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, - соответствие ритма движений ритму музыки. |
Средняя группа | - внимание, - просьба повторить, - наличие любимых произведений, - внешние проявления (эмоциональные), -высказывания о характере музыки (двухчастная форма), - узнавание знакомой мелодии по фрагменту, -определение, закончилась ли мелодия, - определение правильности интонации в пении у себя и других. | - пение знакомой мелодии с сопровождением, - пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением, - воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне. | - воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии, - соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями, - соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма), - внимание. |
Старшая, подготовительная группа | - внимание, - просьба повторить, - наличие любимых произведений, - внешние проявления (эмоциональные), - высказывания о музыке с контрастными частями, - узнавание знакомой мелодии по фрагменту, - определение, закончилась ли мелодия, - окончание на тонике начатой мелодии. | - пение знакомой мелодии с сопровождением, - пение знакомой мелодии без сопровождения, - пение малознакомой мелодии без сопровождения. | - воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии, - соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями, - соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). |
Критерии оценки:
- Высокий уровень: внимательно, увлеченно слушает музыку; использует образную речь; определяет форму музыкального произведения; проявляет желание выражать характер музыки через пластику (движения выразительные, соответствуют характеру музыки); наличие любимых произведений; точное выполнение заданий.
- Средний уровень: слушает музыку, иногда отвлекается, не выражает особых эмоций; при определении характера музыки, использует одно – два определения; с незначительной помощью педагога определяет форму музыки; двигается, комбинируя знакомые образные танцевальные движения, но преобладает однообразная пластика; неточное выполнение заданий, иногда отказ от выполнения.
-18-
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр. 8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных
-19-
инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально
го зала для праздников и развлечений.
-20-
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
-21-
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.
Диагностические задачи
Воспитатель детского сада | Музыкальный руководитель |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника. | 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. |
2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ. | 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ. |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном. | 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. |
-23-
Итог
Слаженная работа коллектива воспитателей, возлагаемая ответственность музыкальным руководителем, обеспечивает проведение занятий и праздника на высоком художественном организационном уровне. Только при таких условиях яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеет большое воспитательное значение. Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то , что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.
-24-
Литература по теме:
Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 320 с.
Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ по специальности “Дошкольное воспитание”. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., “Просвещение”, 1976, с.247.
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. – М.: Просвещение, 1983, с.231.
Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя.1993, с.67.
Программы “Детство”, “Радуга”, “Малыш”, “Топ-хлоп, малыши”…
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
-25-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...
Консультация для педагогов « Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»
« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образ...
Консультация для педагогов ДОУ« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»
Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"...
Проект "Формирование семейных ценностей через осуществление взаимодействия участников педагогического процесса"
Данная работа представляет собой социально-ориентированный проект, направленный на формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Проект предусматривает организацию...
Проект: «Организация взаимодействия участников образовательного процесса посредством информационного журнала «Калейдоскоп»
Описание журнала:Журнал представляет собой настольную перекидную систему, формата А4, для предоставления возможности всем родителям ознакомиться с материалами журнала. Располагается в приемной группы....
Взаимодействие участников педагогического процесса, как условие речевого развития детей.
Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей. Остановимся подробнее на их речевом разви...