Статья "Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)
Статья " Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности.
Именно творческая деятельность, по мнению Льва Семёновича Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее. Решая проблему успешного для детей доступа к внутренним творческим ресурсам опиралась на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Пластилинография — замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности. Она доступна даже маленьким детям.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки. При разработке данных программ отбирались наиболее интересные доступные темы, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, память, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Один из самых главных индикаторов интеллектуальной готовности к школе считается уровень развития мелкой моторики у ребенка. Поэтому развивать мелкую моторику рук необходимо начинать с раннего возраста. Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский В.А. в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. В настоящее время у многих дошкольников иметься общее моторное отставание, но в большей степени всех это выявляется у детей, которые живущих в городах. Это связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы вместе с детьми работали больше руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Может где-то это и хорошо так, как у нас освободилось время для других важных дел, но это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму. Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Для того чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до логического завершения. Разработаны примерные конспекты совместной образовательной деятельности дополнены и переработаны с учетом требований ФГОС ДО.
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми младшего возраста является интеграция предметных образовательных областей.
Пластилинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). Исходя из этого, нами были определены основные цели и задачи обучения детей пластилинографии.
ЦЕЛЬ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ: формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей посредством пластилинографии
ЗАДАЧИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ:
∙ развитие, координации движения рук, глазомера;
∙ освоение приемов пластилинографии (скатывание, надавливание, размазывание);
∙ формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
Дети младшего дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В ходе деятельности происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.
В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: различие формы, величины. У детей формируется тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка изобразительном творчестве. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Основные средства, которые используются в образовательной деятельности. Применение этих средств в работе, позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности. Особое внимание уделяется и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления. Существует множество различных приемов рисования пластилином, но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых.
Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
ПРИЕМЫ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ:
-Рисование «колбасками»;
-Заполнение пластилиновыми шариками;
-Рисование мазками;
Применение этих приёмов в работе, позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
. ∙ Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или быть прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.
∙ Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.
∙ Для резания пластилина и нанесения на основу применяется стека — инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.
∙ Ножницы предназначены для вырезания деталей картин.
∙ Разрезать срезы, вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем. Для того чтобы брать мелкие детали, необходим пинцет.
∙ Шилом можно прокалывать отверстия, наносить углубленные рельефные линии.
∙ Для раскатывания пластилина удобна скалка.
∙ Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко можно добиться рельефности пластилиновых деталей.
Работа по обучению дошкольников данной технике ведется поэтапно:
На первом – подготовительном этапе работы дети осваивают правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учатся скатывать шарик между двумя пальцами, надавливать на пластилин, затем размазывать подушечкой пальцев от центра к краям контура, работать на ограниченном пространстве. Рисование пластилином начинается с простых картинок и постепенно переходит к созданию более сложных. Создавая работу, дети учатся пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы, знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму), осваивают основные правила: при работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.
Темы занятий берутся простые, позволяющие детям освоить и закрепить основные приемы данной техники. Например, тема «Яблоневый сад», где детям давалось изображение дерева и предлагалось «вырастить» на нём яблоки. Дети отщипывают маленькие части от пластилина и прикрепляли к листу картона. Или, например, тема «Осенние деревья», где дети красиво украшали ветви разноцветными листьями. В процессе работы поощряю ребят даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
На втором этапе дети учатся размазывать пластилин от центра к краям контура, не выходить за контуры рисунка. Дошкольники осваивают приемы смешивания одного цвета с другим: первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, ребята осваивают различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.
Работают не только пальцами рук, но и специальными вспомогательными инструментами – стеками. Для большей выразительности работ используем природный (шишки, ракушки, каштаны) и бросовый (бусинки, зубочистки, бисер) материал.
Виды пластилинографии:
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
На третьем этапе дети учатся самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы и создавать сюжетную композицию, используя в работе все освоенные приемы.
Одним из важнейших условий развития творчества является сотрудничество педагога и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся консультации «Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилинографии на развитие детей», проводятся мастер- классы, красочно оформляются памятки по работе с пластилином. Создаются выставки совместных работ детей и родителей «Осенний листопад», «Новогодние сюрпризы» и др.
Наблюдая интерес детей к данной технике, ведь так важно, чтобы дети могли заниматься любимым делом в любое свободное время.
Таким образом, работая в этом направлении, можно убедиться в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Занятия пластилинографией способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей, помогают развить мелкую моторику пальцев рук. Дети уходят от стереотипных образов, работы становятся ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию. У детей вырабатываются такие качества как трудолюбие, усидчивость, они учатся самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством. Дошкольники становятся увереннее в себе, инициативнее, активизируется их художественный словарь.
Внедрение техники пластилинографии в образовательный процесс позволяет развить художественно-творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:· Формирование...
Роль природы в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста
Природа во все времена являлась содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Рисунки создаваемые детьми способствуют закреплению и уточнению их знаний об окружающей природе, формир...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мастерская Незнайки»
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...
Программа развития сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста
Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема самообразования...
«Волшебное рисование». Художественно- творческий проект для детей младшего дошкольного возраста.
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....
«Волшебное рисование». Художественно- творческий проект для детей младшего дошкольного возраста.
презентация к уроку по рисованию (младшая группа)...