РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Анцирский детский сад
СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ:
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ МБДОУ «Анцирский детский сад» МБДОУ «Анцирский детский сад»
Долингер О.В. ____________ Порватова Л.В._________________
МП
АВТОР:
Никитина Наталья Николаевна
педагог 1 квалификационной категории
с. Анцирь
2016 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Теоретические обоснования, актуальность программы
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Основные принципы программы
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
- Дети 3-4 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 20 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в месяц.
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи обучения
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Гипотеза: регулярные специально организованные развивающие сенсорно- математические занятия с детьми младшего дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и познавательных способностей у воспитанников детского сада.
Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: (>, <), равно (=).
Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;
- самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Занятия данной программы проводятся как с группами детей (3-4 чел.), а при необходимости индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Содержание работы
Календарно - тематический план кружковой работы
для детей 3-4 лет
№ | Месяц | Дата | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во зан |
1 | Сентябрь | Вводное занятие (диагностика) |
| 1 | |
2 | Ориентировка во времени. Утро. Величина. Большой и маленький. Количество и счет. Один и много. |
| 1 | ||
3 | Октябрь | Ориентировка во времени. День. Геометрические фигуры. Круг. Количество и счет. Число 1 – 2. |
| 1 | |
4 | Ориентировка во времени. Вечер. Величина. Высокий — низкий; закрепление: большой — маленький. Количество и счет. Закрепление: один и много. |
| 1 |
4 | Октябрь | Ориентировка во времени. Вечер. Величина. Высокий — низкий; закрепление: большой — маленький. Количество и счет. Закрепление: один и много. |
| 1 | |
5 | Количество и счет. Закрепление: число 1 -3. Ориентировка во времени. Ночь. Геометрические фигуры. |
| 1 | ||
6 | Ноябрь | Количество и счет. Число 3. Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под. Величина. Толстый, тонкий. |
| 1 | |
7 | Количество и счет. Закрепление: число 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Ориентировка во времени. Осень. |
| 1 | ||
8 | Декабрь | Количество и счет. Число 4. Величина. Большая, поменьше, маленькая. Геометрические фигуры. Треугольник. |
| 1 | |
9 | Количество и счет. Закрепление: число 4. Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху. Величина. Закрепление: большой, поменьше, маленький. |
| 1 | ||
10 | Январь | Количество и счет. Сравнение чисел 2 и 3. Величина. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача. |
| 1 | |
11 | Количество и счет. Число 4. Геометрические фигуры. Квадрат. Ориентировка во времени. Зима. |
| 1 | ||
12 | Февраль | Количество и счет. Закрепление: число 4. Геометрические фигуры. Квадрат. Логическая задача. Занятие 12 |
| 1 | |
13 | Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4. Геометрические фигуры. Прямоугольник. |
| 1 | ||
14 | Март | Количество и счет. Число 5. Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький. Ориентировка во времени. Весна. |
| 1 | |
15 | Количество и счет. Закрепление: число 5. Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. |
| 1 | ||
16 | Апрель | Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5. Геометрические фигуры. Овал. Логическая задача. |
| 1 | |
17 | Ориентировка во времени. Времена года. Геометрические фигуры. Закрепление: овал. Ориентировка в пространстве. Закрепление: слева, справа. |
| 1 | ||
18 | Май. | Повторение всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток. | 1 | ||
19 | Заключительная диагностика | Проверить уровень ЗУНов у детей после курса обучения | 1 | ||
20 | Открытое занятие "В гости к зайке" | 1 | |||
ВСЕГО | 20 |
Развивающие игры по ФЭМП для детей 3-4 лет
Месяц | Название игры | Цель |
Сентябрь | «Одень куклу по цвету» | Закрепление основных цветов. Развивать умение сравнивать путем приложения. |
«Подбери предмет» | Упражнять в умении находить предметы похожие на определенные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. | |
«Раздели круги» | Закрепить понятие один - много. | |
Лабиринты | Развитие глазомера, внимания, мышления. | |
Октябрь | «Шарик улетел» «Подбери матрешке платье» | Развивать умение сравнивать предметы по размеру. Упорядочивание группы предметов по возрастанию и убыванию. |
«Веселый поезд» | Ознакомление с плоскостными геометрическими фигурами – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом. | |
«Кто в домике живет?» | Закрепить понятие один – много. Развивать умение сравнивать. | |
Вкладыши Лабиринты | Развитие глазомера, внимания, мышления | |
Ноябрь | «Подбери по цвету» | Учить классифицировать по цвету, развитие памяти, внимания, речи. |
«Покажи не ошибись» | Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Закрепление знаний о геометрических фигурах. | |
«Подбери предметы» | Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте. | |
Квадрат Воскобовича | Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур. | |
Декабрь | Танграм | Ознакомление с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом. |
«Кто выше?» «Найди различия» | Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, использовать соответствующие определения. | |
«Где игрушка?» | Учить детей ориентироваться в пространстве: назад – вперед, на, под, над. Определение предмета по отношению к себе. | |
Январь | «Найди пару» | Учить детей сравнивать. Находить из разнообразия предметов и геометрических фигур - одинаковые. |
«Сложи квадрат» | Знакомство с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. | |
«Малыши карандаши» | Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. | |
Танграм | Упражнять детей выкладывании картинки , накладывая на силуэт. Развитие мелкой моторики. | |
Февраль | «Жил-был кружочек» | Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти. |
«Цветные колпачки» | Закреплять знание основных цветов, величины. | |
«Цвет и форма» | Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм. | |
Танграм | Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать. | |
Март | «Геометрическое лото» | Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины. |
«Волшебные круги» | Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. | |
«У кого какой предмет?» Лабиринты | Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета. | |
Апрель | Логические блоки Дьенеша | Ознакомление с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом. |
«Матрешки» | Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. | |
Кубики | Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать. | |
Май | «Дополни недостающие» «Найди пару» | Учить детей находить недостающую фигуру путем сравнения всех фигур. Упражнять в нахождении одинаковых фигур. |
«Количество и счет» | Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. Счет в пределах 5. | |
Лабиринты «Найди различия» «Сравни» | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006г.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008г.
- Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:· Формирование...
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
Консультация для педагогов на районном методическом объединении по теме «Нетрадиционные техники рисования и лепки в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Данная консультация содерджит личный опыт использования нетрадиционных техник рисвания и лепки для развития детей 3-4 лет...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...
Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...
Статья "Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
Статья " Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...