Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования
методическая разработка

Калугина Ирина Александровна

Особенности организации дополнительных образовательных услуг

в системе дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации дополнительных образовательных услуг

в системе дошкольного образования


          С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.

Цель организации дополнительного образования на базе детского сада - совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания. Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10, ст. 75) говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Для организации дополнительного образования на базе дошкольной образовательной организации необходимо выполнить следующие этапы:

- Изучение нормативно — правовой документации.

- Изучения спроса потребителя, то есть родителей воспитанников, которые являются заказчиками услуг дополнительного образования.

- Решение организационных вопросов: составление списка воспитанников по различным направлениям деятельности и подбор педагогов дополнительного образования.

- Разработка пакета документов на предоставление дополнительных образовательных услуг.

Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, ДОО может предоставить следующие направления:

– художественно - эстетическое развитие;

– физическое воспитание и развитие;

– интеллектуальное развитие;

– раннее развитие;

– экологическое воспитание.

В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижения.

Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм.

Формы организации детских образовательных объединений разнообразны. Под формой детского образовательного объединения понимается - структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) направленная на решение определенных образовательных задач. В ДОО возможны следующие формы детских образовательных объединений: кружок, клуб, студия, мастерская, секция, ансамбль, театр, школа и т. д. Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка -  это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности.

Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками целесообразно проводить в отдельном помещении, которое имеет свою развивающую предметно — пространственную среду и вызывает у детей чувство заинтересованности, новизны, неожиданности. При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать нагрузку на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое для всего детского сада расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки. Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.

Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и ряд серьезных проблем. Одной из главных проблем является перегрузка детей. Дошкольная организация, стараясь выполнить заказ на дополнительные образовательные услуги, выбирают несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей.

Снизить нагрузку позволяет  учет индивидуальных особенностей детей. На основе диагностики личностного развития на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где специалисты указывают интересы ребенка, а также рекомендуемые для посещения, с точки зрения его возможностей и пристрастий, студии, кружки и секции дополнительного образования.

К другим проблемам организации дополнительного образования для дошкольников можно отнести следующие:

– педагоги ДОО, стремясь повысить уровень развития своих воспитанников, иногда дублируют базисную программу;

– часто форма организации занятий с дошкольниками ничем не отличается от обычных занятий, и у детей угасает интерес к посещению кружков, секций;

– не всегда ведется работа по повышению квалификации педагогов ДОО по вопросам дополнительного образования.

Таким образом, дополнительное образование занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребенка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития. Поэтому педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к этому типу образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»...

Особенности организации деятельности воспитателей и воспитанников дошкольного учреждения в ходе реализации программы по формированию навыков иноязычной речи (консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования (английский язык))

Консультация раскрывает особенности взаимодействия воспитателей и педагогов английского языка по формированию навыков иноязычной речи и детей дошкольного возраста....

Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"

В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБО...

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»

laquo;Организация здоровьесберегающей деятельностив системе дошкольного образования»...

Организация дополнительного образования в системе дошкольного образования

Цель организации дополнительного образования на базе детского сада  -совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развит...

«Современные подходы к организации дополнительных образовательных услуг в дошкольной организации»

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями...