Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС и ФОП ДО
презентация

Хуранова Лидия Хабашевна

Презентация  для  воспитателей старших и  подготовительных групп  на районном семинаре

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС и ФОП ДО Старший воспитатель МКОУ «СОШ №2» ДО с.п. Малка Хуранова Лидия Хабашевна Презентация для воспитателей старших и подготовительных групп на районном семинаре

Слайд 2

Утверждённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, разработанные в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», были введены в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого ребёнка, доступности для каждого качественного образования. 1 сентября 2023 г силу вступила обновленная ФОП ДО с целью обеспечения единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО. В соответствии с этой программой мы с вами должны создать единое образовательное пространство с учетом национального колорита и нравственно – духовных ценностей. Федеральная образовательная программа требует от нас новых решений и компетенции в области чтения, звуковой культуры речи и формирования математических представлений. Как педагогу быть готовым к изменениям ФОП ДО в разрезе обучения и готовности детей к школе? Об этом мы сегодня поговорим .

Слайд 3

Задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе, поэтому родителям и педагогам нужно пересмотреть свои взгляды и методы на дошкольную подготовку.

Слайд 5

Физиологическая готовность предполагает уровень биологического развития и состояния здоровья. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцирование восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, овладению на слух разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций.

Слайд 6

Личностная готовность предполагает сформированность «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович ). Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. Социальная готовность это – формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями: легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых, умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнять задания) .

Слайд 7

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Слайд 8

Общие принципы работы с дошкольниками адекватность требований возможностям ребёнка, учёт индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха, эмоционально благополучное общение с ребёнком.

Слайд 9

Подходы в работе с детьми уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа, обеспечение двигательной активности в различных формах, использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности, взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности,

Слайд 10

создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её, обеспечивающей развитие субъективных позиций ребёнка, широкое использование методов и приёмов, активизирующих мышление, воображение, введение в обучение элементов задач открытого типа, имеющих разные варианты решений, использование игровых приёмов, создание значимых для детей ситуаций, формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

Слайд 11

Виды деятельности Игровая деятельность Продуктивная деятельность Познавательная деятельность Проблемно-поисковая деятельность Коммуникативная деятельность Музыкальная деятельность Театрализованная деятельность и т.д.

Слайд 12

В связи с модернизацией образования в ДО приоритетным направлением является развитие потенциала личности ребенка, т.е. индивидуализация и социализация.

Слайд 13

Амплификация (обогащение ) интеллектуального, коммуникативного, социального, нравственного, эстетического, эмоционально-волевого развития ребёнка. Формирование компетенций и предпосылок регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с возрастом, развитие базиса личностной культуры, усвоение нравственных ценностей и социальных норм.

Слайд 14

Формирование компетентностей -интеллектуальной (владение универсальными способами действий), -языковой (способность строить общение со взрослыми и сверстниками), -социальной (проявление внимания к людям, заботы о них, способность понять интересы и проблемы другого человека, умение оказать помощь и попросить о помощи).

Слайд 15

Задачи комплексной подготовки Формирование интереса к учебной деятельности, развитие познавательных и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (наглядно-образного и словесно-логического), памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной , моторно-двигательной), воображения и творчества, расширение познавательных интересов. Формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности: умения определять признаки и свойства предметов, группировать предметы по общим признакам, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать. Совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и говорения), развитие коммуникативных способностей, усвоение норм культуры речи

Слайд 16

ВАЖНО! Воспитание волевых качеств: произвольности, способности работать по правилам и образцу, подчиняться определенным правилам, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами. Развитие общеучебных умений и личностных качеств: внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности , инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности. Нравственное и эстетическое воспитание средствами устного народного творчества, художественной литературы и изобразительного искусства.

Слайд 18

Познавательное и речевое развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 22

Содержание работы при комплексной подготовке к школе 1. Подготовка к обучению чтению: - Работа со звуками, буквами, слогами, анализ слова; 2. ФЭМП: - Знакомство с составом числа, счетом, - Сложение и вычитание в пределах 10. - Работа с геометрическим материалом; - Развитие мышления. 3. Подготовка руки к письму: - Определение ведущей руки; - Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика; - Приобретение графических навыков, необходимых в первом классе; - Развитие пространственных представлений, умения писать по клеточкам; - Развитие ручной умелости – работа с пластилином, красками, бумагой и ножницами.

Слайд 25

Содержание работы при комплексной подготовке к школе 4 . Развитие речи: - Обогащение словарного запаса ребенка, - Развитие умения строить предложения, составлять рассказы, - Пересказ текста 5. Развитие произвольности и регуляции поведения: - Формирование умения планировать свои действия, организовывать свое время; - Развитие навыков самоконтроля. 6. Развитие навыков общения со сверстниками: - игры на развитие коммуникативных навыков; - развитие умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; - приобретение навыков сотрудничать, и умения разрешать конфликты. 7. Развитие познавательных процессов

Слайд 26

Подготовка к обучению чтению развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность), вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи; работать со звуками, слогами, проводить звуковой анализ слова; учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед коллективом, выразительно читать наизусть стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям. учить отгадывать загадки, шарады, анаграммы; учить объединять предметы по существенным признакам (по чтению или наблюдению) обогащать словарного запаса ребенка, развивать умения строить предложения, составлять рассказы, учить и развивать умение пересказывать текст.

Слайд 29

При подготовке детей к обучению чтению особое значение имеет развитие фонематического слуха. Методика развития фонематического слуха строится на последовательной отработке шести этапов: основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки); различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи; различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем); различение отдельных слогов; различение отдельных звуков речи; освоение азов анализа и синтеза слов. Развитие фонематического слуха

Слайд 30

Развиваем фонематический слух

Слайд 31

Критерии сформированности фонематического слуха ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет; ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу; он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Слайд 32

Формирование элементарных математических представлений Счет предметов (реальных предметов и их изображений). Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от О до 10. Их чтение и запись. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно». Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из последующего. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале). Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).

Слайд 33

Формирование элементарных математических представлений

Слайд 36

Подготовка руки к письму В. А. Сухомлинский: «…истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» 1. Штриховка. Прямыми, параллельными отрезками – по вертикали, горизонтали и диагонали, дугообразными линиями, волнообразными, печатными буквами, овалами и т. д. 2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные. 3. Лепка, конструирование (в т.ч. из бумаги). 4. Рисование. 5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на занятиях по математике. Выполняя то или иное задание, рисуя, конструируя, занимаясь лепкой, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.

Слайд 37

Примеры штриховки

Слайд 39

«Домашнее задание»

Слайд 41

К 7 годам ребенок должен: свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контур; ориентироваться в тетради в клетку; уметь копировать фразы, простейшие рисунки; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей .

Слайд 43

Развитие произвольности 1. Подвижные игры по правилам, нацеленные на достижение конкретной задачи 2. Игры-соревнования 3. Игры с правилами, включающие очередность действий или направленные на выработку усидчивости: « Сложи узор», головоломки, настольно-печатные игры, шашки, домино, лото. 4. Анализ собственных действий и движений (при помощи взрослого) 5. Заучивание стихотворений (преднамеренное) 6. Выполнение поручений 7 . Стремление добиться цели

Слайд 44

Определение произвольности при наблюдении за ребенком Ребенок умеет определять характер движений (скорость, ритм, плавность, сила и т. д.) и умеет изменять характер движений по внешней инструкции или самостоятельно; Ребенок умеет описывать эмоции, которые он испытывает (страх, гнев, ненависть, радость, веселье, удивление и т. д.); Ребенок умеет описывать те или иные признаки эмоций, которые дают понять, что испытывает человек (описание того, по каким признакам можно узнать эмоцию); Ребенок умеет понимать и различать и отвечать адекватными чувствами на чужие эмоциональные состояния; Ребенок может сопереживать; Ребенок может определить цели своих поступков и находить различные способы достижения этих целей; Ребенок может оценить эффективность собственных действий в достижении поставленных им себе задач; Ребенок может предвидеть результат своих действий; Ребенок может взять на себя ответственность за свои действия.

Слайд 45

Развитие навыков общения 1. Игры 2. Выполнение просьб взрослого 3. Совместная игровая деятельность 4. Коллективная творческая деятельность

Слайд 46

Игры для развития навыков общения “Закончи предложение” Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них. Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому: - Моя любимая игрушка… - Мой лучший друг…. - Моё любимое занятие…. - Мой любимый праздник…. - Мой любимый мультфильм…. - Моя любимая сказка… - Моя любимая песня… “Вопрос - ответ” Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят в кругу. Произнеся вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” - “Радостное”. “Что ты делал вчера вечером?” - “Ходил с в гости к бабушке”. “Какую игру ты любишь?” - “У медведя во бору” и т.д.).

Слайд 47

Развитие познавательных процессов Память Внимание Восприятие Мышление Воображение Речь Ощущения

Слайд 49

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»...

Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

Раздел к основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, вве...

Организация предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов)

Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений, связанных с осуществлением дополнительной образовательной услуги - предшкольной подготовки, реал...

Консультация для педагогов «Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Повышение качества дошкольного образованияс учетом ФГОС ДО»...