Проектно - деятельностное взаимодействие детского сада №199 «Муравьишка» и семьи, как способ организации и управления воспитательной системой дошкольного образования
материал (старшая группа)
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbu_199.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №199 «Муравьишка» г.о. Тольятти
Проектно - деятельностное взаимодействие
детского сада №199 «Муравьишка» и семьи,
как способ организации и управления воспитательной системой дошкольного образования
Выполнили:
Воспитатель:
Артюхова Татьяна Михайловна
2020г.
Содержание
- Актуальность проекта
- Целевой компонент
- Диагностический компонент
- Процессуальный компонент
- Условия реализации проекта
- Актуальность проекта
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
- Целевой компонент
Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.
Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Гипотеза: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при следующих условиях:
- Владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
- Использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;
- Организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;
- Дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводятся интересные открытые занятия, совместные мероприятия, праздники и развлечения, на которых присутствуя они постепенно подключаются к этой деятельности, оказывая помощь своим детям, затем согласовывают способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта). Родителям предлагают домашнее задание, которое заключается в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями.
На данном этапе проводятся:
- познавательные занятия;
- творческие рассказы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов;
- оформление игротеки.
- подвижные, речевые игры.
- беседы, консультации;
- анкетирование;
- оформление стендов, папок-передвижек.
- Диагностический компонент
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности;
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах, доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками);
- анкетирование родителей (показатели активности).
Анкета показателей активности родителей
Показатели активности родителей | Количество детей и родителей, принимающих участие в % | |||||
На начальном этапе | На заключительном этапе | |||||
Семья | дети | семья | дети | |||
Вопросы к воспитателям | ||||||
Интерес к новинкам педагогической литературы | ||||||
Проявление интереса к организации жизни в детском саду | ||||||
Проявление интереса к проектной деятельности | ||||||
Участие в совместных мероприятиях |
- Процессуальный компонент
Разнообразные формы работы с родителями позволяют выработать наиболее активную позицию родителей в воспитании, обучении и развитии детей.
Мы разработали примерное перспективное планирование по организации проектной деятельности «День Победы» с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные виды деятельности детей, которые обеспечивает педагог | ||
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры | Сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники». Цель: Формирование представлений о военных профессиях, развитие игровой деятельности детей, формирование патриотических чувств. «Военно-полевая почта» Цель: формировать у детей игровые навыки, учить расширять и усложнять игровой сюжет, продолжать учить распределять роли. |
Дидактические игры | Дидактическая игра «Защитники Отечества». Цель: Закреплять знания детей о различных родах войск Российской армии. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины. | |
Театрализованные игры | «Артисты на передовой» Цель: развивать творческий потенциал. Продолжать знакомить с песнями военных лет. Учить распределять роли в игре, поощрять новый замысел в игре. | |
Физическая культура | «Зарница». Цель: Сформировать у детей физические навыки: умение бегать, прыгать, метать, подбрасывать. | |
Музыка | Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы». Цель: использование музыкальных произведений как средство обогащения представлений детей о войне, армии, победе. | |
Культурно - досуговая деятельность | «Этот день мы приближали, как могли…» Цель: Расширить знания детей о ВОВ, используя видео, аудио материал, материал презентации «Детям о войне» Рассматривание книги памяти. Цель: учить детей использовать различные источники получения информации. Просмотр презентации «Детям о войне» | |
Итоговое мероприятие | Музыкальная гостиная «День Победы – праздник дедов». Цель: оптимизация детско-родительских отношений. |
Алгоритм организации проектной деятельности по теме
«День Победы»
Этапы | Работа с детьми | Работа с родителями |
Подготовительный
| Беседа «Они сражались за Родину». Цель: Сформировать начальные представления о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, о российской армии надежной защитнице нашей родины, о празднике 9 Мая. Аппликация «Солдатский треугольник» Разучивание пословиц и поговорок о смелости, отваге. | Консультация «Детям о войне».
Привлечение родителей к участию в подготовке к празднованию праздника День Победы.
|
Практический
| - Заучивание стихов о ВОВ - Выставка детских рисунков «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда будет мир!» - Подбор художественной литературы по теме мини-музея. | Сбор семейных фотографий Оформление мини-музея «Никто не забыт, ничто не забыто» Изготовление книги памяти «Памятные даты нашей семьи» |
Внедренческий
| Представление детьми проектов «День Победы», «Во имя мира на земле», «Памятные даты нашей семьи» Музыкальная гостиная «День Победы – праздник дедов». Мастер-класс «Изготовление гвоздик». Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов. |
- Условия реализации проекта
1. Разработать картотеки:
- сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники», «Военно-полевая почта»;
- дидактическая игра «Защитники Отечества»;
- театрализованная игра «Артисты на передовой»;
- подвижные игры и эстафеты для военно-патриотической игры «Зарница»;
2. Экскурсия с детьми к стене памяти в ДОУ «Бессмертный полк»
3. Просмотр презентации «Детям о войне»
4. Совместное итоговое мероприятие - музыкальная гостиная «День Победы – праздник дедов».
5. Участники проекта: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, воспитанники ДОУ, родители.
В результате участия в данном виде деятельности мы планируем получить следующие результаты:
- установление доверительных отношений между семьями воспитанников и сотрудниками детского сада;
- оказание помощи семьям в развитии и образовании детей, охране и укреплении их здоровья;
- воспитание нравственно-патриотических качеств, гуманного отношения к людям старшего поколения и к сверстникам;
- сплочение родительского коллектива и приобщение его к участию в жизни детского сада;
- пропаганда положительного семейного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»
«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»...
Модернизация учебно – воспитательного процесса дошкольного образования через использование современных педагогических технологий, как первого уровня системы общего образования
Презентация к выступлению на педсовете...
Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...
«Управление методической работой в контексте современных требований в системе дошкольного образования»
В последние годы в системе дошкольного образования России произошли значительные изменения, введён ряд новых нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации&raqu...
«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»
laquo;Организация здоровьесберегающей деятельностив системе дошкольного образования»...
Руководители дошкольных образовательных организаций и специалисты органов управления в сфере дошкольного образования примут участие в конкурсе профессионального мастерства
С 20 августа по 15 октября 2021 года при поддержке Минпросвещения России пройдет всероссийский конкурс профессионального мастерства среди управленческих работников в системе дошкольного образования (д...
«Сотрудничество с семьей и работа с детьми, не охваченными системой дошкольного образования».
Анализ психолого-педагогической литературы показывает: педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляют поиск разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьёй. С...