Рабочая программа "Дорогою добра"
методическая разработка
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Поэтому, развитие толерантности следует считать одной из важнейших задач воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях.
В настоящий момент дошкольные образовательные учреждения посещают дети не только граждан РФ, но и мигрантов, приезжающих на работу в наше государство. Поэтому часто возникают проблемы языкового барьера, непонимания культуры разных народов и их поведения, а это отрицательно сказывается на возможностях взаимодействия родителей, воспитателей и детей в группах.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные пути социально-коммуникативного развития – социализация как процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс приспособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и его культуротворчество.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dorogoyu_dobra.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Поэтому, развитие толерантности следует считать одной из важнейших задач воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях.
В настоящий момент дошкольные образовательные учреждения посещают дети не только граждан РФ, но и мигрантов, приезжающих на работу в наше государство. Поэтому часто возникают проблемы языкового барьера, непонимания культуры разных народов и их поведения, а это отрицательно сказывается на возможностях взаимодействия родителей, воспитателей и детей в группах.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные пути социально-коммуникативного развития – социализация как процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс приспособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и его культуротворчество.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.
Цель социального воспитания – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры, как результата человеческого труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям).
Результативные аспекты социального воспитания в культурологической парадигме представлены теми изменениями, которые обнаруживаются в когнитивной, эмоционально-ценностной, поведенческой сферах социально-коммуникативного развития по мере приобщения ребенка к социокультурным ценностям.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Рабочая программа деятельности по интересам «Дорогою добра» составлена на основе следующих нормативных документов:
Конвенции о правах ребенка;
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача России
от 15 мая 2013 г. № 2 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Рабочая программа «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми.
Программа деятельности составлена на основе программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко «Дорогою добра».
Цель программы: своевременное, соответствующее возрасту, половым и этническим особенностям детей социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Реализация поставленной цели осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач
Задачи раздела «Человек среди людей»:
1. Познавательные сведения:
- сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о:
- себе (чувства, поступки, поведение, фамилия, адрес, номер телефона, собственная половая принадлежность, различных эмоциональных состояниях)
- членах семьи, различающихся по половым и возрастным признакам; о доминирующих интересах родственников разного пола
- внешних проявлениях мужчин и женщин, об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми.
- назначении, помещениях, деятельности взрослых в детском саду; проявлении заботы взрослых и детей друг о друге;
- отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь)
2. Развитие чувств и эмоций:
- способствовать проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола;
- стимулировать проявление сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола;
- способствовать проявлению познавательного интереса к различным аспектам жизни взрослого;
- воспитывать чувство восхищения достижениями взрослого, воспитывать уважение к взрослым разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда;
- воспитывать чувства родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи;
- способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, ее родословной;
- формировать общественно-значимые мотивы поведения в семье;
- воспитывать толерантное отношение к членам семьи, уважение к увлечениям, интересам каждого.
3. Формирование поведения
В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, развивать умения и формировать навыки:
- социальной способности человека воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, предвосхищения возможностей развития ситуации взаимодействия с другими людьми;
- восприятие детьми друг друга как представителей разного пола;
- проявлять доброжелательные и бережные взаимоотношения между детьми разного пола;
- культуры межполового общения;
- проявление симпатии, заботы, доброжелательного отношения к детям своего и противоположного пола;
- произвольности управления своим поведением;
- проявление заботливого и доброжелательного отношения к взрослым разного пола;
- достойного поведения в отношении с людьми разного возраста и пола;
- культуры поведения в семье;
- проявление заботы, доброжелательного отношения в семье, к ближайшим родственникам.
Задачи раздела «Человек в истории».
1. Познавательные сведения.
В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о:
- родном городе, его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о его дне рождения, необходимости поддержания чистоты и порядка;
- о родной стране, ее названии, столице, государственных символах;
- правах человека и навыках безопасного поведения;
- развитии цивилизации человека (добывание и приготовление пищи, разнообразие видов труда)
2. Развитие чувств и эмоций.
- воспитывать интерес к истории цивилизации;
- воспитывать чувство восхищения достижениями человечества;
- воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране;
- стимулировать проявление заботы, уважения, привязанности к ближайшему окружению;
- способствовать проявлению симпатии, эмоциональной идентификации в отношении к любимым литературным героям.
3. Формирование поведения
Развивать умения и формировать навыки:
- восприятия человека, как социально значимого существа, его состояний, настроений, переживаний;
- выполнение обязанностей по дому, поручений в детском саду;
- поведения в совместной деятельности с другими детьми в общественных местах
- поддержания порядка, чистоты, уюта в доме, группе детского сада, микрорайона, города;
- проявления уважительного отношения к историческим личностям, памятникам истории.
Задачи раздела «Человек в культуре»
Формировать первоначальные представления:
- об отдельных постройках подворья, о назначении избы, ее убранстве;
- об основных видах традиционного труда, орудиях труда и трудовых действиях с ними;
- об отдельных атрибутах русской традиционной одежды;
- о русских народных праздниках, играх, устном народном творчестве
Срок реализации рабочей программы деятельности по интересам – 1 год.
Программа предполагает проведение деятельности 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 20 минут.
Планируемые результаты реализации рабочей программы «Дорогою добра»
В качестве целевых ориентиров социально-коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены:
- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий как интегративные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения прикладных и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии с заранее определяемым результатом;
- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других и самого себя;
- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной культуры и объяснении, и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей и чувств, намерений других в ситуации межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;
- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1 Особенности организации образовательного процесса.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
программы осуществляется в четырех основных моделях организации образовательного процесса:
— образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание
и действия с бытовыми предметами-орудиями, рассматривание картинок, двигательная активность;
— образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
— самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы деятельности по интересам.
2. Содержание рабочей программы «Дорогою добра».
Содержание Рабочей программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», каждый из которых дифференцирован по блокам.
Разделы программы | Блоки раздела |
«Человек среди людей» | «Я человек: мальчик, девочка»; «Моя семья», «Мужчины и женщины»; «Детский сад – мой второй дом» |
«Человек в истории» | «Появление и развитие человека на Земле»; «Родной город»; «Родная страна». |
«Человек в культуре» | «Русская традиционная культура» |
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному планированию процесса реализации программы.
Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
Содержание программы социально-коммуникативного развития осваивается детьми в разных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности:
- первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в процессе чтения художественной литературы, рассматривания картин, иллюстраций, наблюдений, экскурсий;
- практическое использование этих знаний в игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности; создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Комплексно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников. (приложение №1)
Информационно – методическое обеспечение.
1. Л.В. Коломийченко, Чугаева Г.И., Югова Л.И. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», М., 2015г.
2. Л.В. Коломийченко, Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально - коммуникативному развитию», М., 2016г.
3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России (средняя группа), М, 2010г.
4. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Маленькие шаги в большой мир» Волгоград: Учитель, 2008
5. О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков (познавательно – игровые занятия)»
Волгоград: Учитель, 2013
6 Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» Волгоград: Учитель, 2012
7 И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» М.: ТЦ Сфера, 2009
8 Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина…» М.: Аркти, 2008
Перспективное планирование деятельности программы «Дорогою добра»
в средней группе на 2018 – 2019 уч.г.
Дата | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | Методическое обеспечение | |||
С Е Н Т Я Б Р Ь | Блок «Детский сад – мой дом второй» | |||||||
«Кто работает в детском саду» Задачи: 1 Формировать эмоционально – положительное отношение к работникам детского сада 2 Обогащать первоначальные представления детей о назначении, помещениях, деятельности взрослого в детском саду. 3 Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда работников детского сада. 4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Территория детского сада» Задачи: 1 Формировать положительное отношение к результатам труда работников детского сада. 2 Обогащать первоначальные представления детей об участке детского сада, о необходимости помощи взрослым и поддержании участка в чистоте и порядке. 3 Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда дворника детского сада. 4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Взаимоотношения между детьми» Задачи: 1 Обогащать первоначальные представления о правилах взаимоотношений с детьми в детском саду. 2 Способствовать проявлению чувства любви и привязанности к сверстникам. 3 Знакомить со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду. | «Что такое дружба» Задачи: 1 Продолжать формировать умение быть доброжелательными и терпимыми друг к другу. 2 Формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ - «портрет» 3 Развивать системность мышления, воображение, творчество. | Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр. 139 – 144 Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина» стр. 16 | ||||
О | Блок «Я – человек: я – мальчик, я – девочка » | |||||||
«Как меня зовут» Задачи: 1 Уточнить представление о собственном имени, о его происхождении. 2 Формировать интерес детей к себе, своему имени. | «Мы растем» Задачи: 1 Формировать положительное отношение к себе, первоначальные представления о перспективах возрастного развития детей разного пола ( мальчики – будущие мужчины, девочки – будущие женщины). 2 Воспитывать у детей чувство симпатии к сверстникам разного пола. 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Настоящие мальчики и девочки» Задачи: 1 Становление полоролевой социализации детей. 2 Дифференцировать первоначальные представления о качествах настоящих мальчиков и настоящих девочек. 3 Развивать стремление соответствовать адекватным полу образцам мужественности и женственности. 4 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Человек и его поступки» Задачи: 1 Формировать положительное отношение к себе. 2 Конкретизировать первоначальные представления о себе ( чувства, поступки, поведение). 3 Способствовать проявлению потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых, как образцы своего поведения. 4 Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности | Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр. 94 – 102 О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков» стр.23 | ||||
Н | «Права и обязанности человека» Задачи: 1 Обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека. 2 Продолжать развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека. 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Разное настроение» Задачи: 1 Содействовать нравственному развитию детей. 2 Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций. 3 Способствовать проявлению сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь игровым и литературным персонажам. 4 Формировать умение проявлять элементарные способы взаимодействия, адекватные эмоциональным состояниям сверстников разного пола, игровым персонажам. | «Этикет» Задачи: 1 Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей. 2 Формировать дифференцированные представления о нормах и правилах поведения между детьми, детьми и взрослыми, мужчинами и женщинами. 3 Способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного возраста и пола. 4 Активизировать в речи слова благодарности, приветствия, прощания. 5 Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности | «Правила безопасного поведения» Задачи: 1 Формировать ценностное отношение к себе. 2 Обогащать первоначальные представления о правилах безопасного поведения. 3 Способствовать проявлению потребности соблюдать правила безопасного поведения как образцы своего поведения. 4 Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности | Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр. 106 – 115 | |||
Д Е К А Б Р Ь | Блок «Мужчины и женщины» | |||||||
«Внешние различия мужчин и женщин» Задачи: 1 Конкретизировать первоначальные представления о возрастных и половых различиях взрослых людей. 2 Формировать первоначальные представления о специфике внешнего вида мужчин и женщин (одежда, обувь, прическа). 3 Способствовать проявлению интереса к различным аспектам жизни взрослых людей разного пола, стремлению походить на них. 4 Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности. | «Труд «мужской» и «женский»» Задачи: 1 Формировать у детей элементарные представления о мужском и женском труде, показать его специфику (результат трудового процесса, личные качества). 2 Раскрывать значение труда людей разного пола для удовлетворения разнообразных потребностей. 3 Воспитывать бережное, уважительное отношение к разному труду взрослых.
| «Труд взрослых в родном городе» Задачи: 1 Закрепить название родного города, достопримечательностей, названия профессий. 2 Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина» | «Что такое доброта» Задачи: 1 Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям 2 Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми. 3 Формировать умение оценивать поступки персонажей литературных произведений. | Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр. 118 – 123 Н.Г. Зеленова Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» стр.44 | ||||
Я Н В А Р Ь | Блок «Моя семья» | |||||||
«Моя семья» Задачи: 1 Формировать элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом. 2 Обогащать первоначальные представления о функциях людей разного пола и возраста в семье. 3 Воспитывать чувство сопричастности к общим делам своей семьи. 4 Познакомить со способами проявления заботы по отношению к членам семьи. | «Такие разные интересы» Задачи: 1 Обогащать первоначальные представления детей о доминирующих интересах родственников разного возраста и пола. 2 Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама, папа, дедушка и бабушка). 3 Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи. | «Этикет и взаимоотношения в семье» Задачи: 1 Обогащать первоначальные представления детей об отдельных нормах и правилах поведения в семье. 2 Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама и папа, бабушка и дедушка, младшие братья и сестры) 3 Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи. | «Семейные праздники» Задачи: 1 Обогащать первоначальные представления детей о праздниках, особенностях подготовки к ним. 2 Способствовать проявлению заботы, любви по отношению к членам семьи. 3 Продолжать знакомить детей со способами проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи. | Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр. 126 – 137 | ||||
Ф Е В Р А Л Ь | Блок «Появление и развитие человека на Земле» | |||||||
«Как жили люди раньше» Задачи: 1 Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека (разнообразии видов труда, добывании и приготовлении пищи). 2 Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека. 3 Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Жилище русского человека» Задачи: 1 Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища. 2 Поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище человека. 3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , изобразительной, коммуникативной видах деятельности. | «Транспорт и средства связи» Задачи: 1 Формировать дифференцированные представления о транспорте как средстве передвижения и перемещения грузов. 2 Способствовать проявлению интереса к достижениям человечества. 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Транспорт и средства связи» Задачи: 1 Формировать дифференцированные представления о средствах связи: почте, телеграфе 2 Способствовать проявлению интереса к средствам связи. 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр. 147; 109 – 113; 156 | ||||
М А Р Т | Блок «Русская традиционная культура» | |||||||
«Кто в избушке живет?» Задачи: 1 Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена. 2 Развивать интерес к старинным играм и забавам 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Предметы крестьянского быта» Задачи: 1 Формировать дифференцированные представления о предметах быта, посуде (сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка, ушат, туесок, кузовок), об их назначении. 2 Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта. 3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , изобразительной, коммуникативной видах деятельности. | «Труд русских людей» Задачи: 1 Формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда при выращивании и сборе урожая. 2 Формировать умение устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду. 3 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , трудовой, коммуникативной деятельности. | «Одежда русских людей» Задачи: 1 Формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун). 3 Вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц. 4 Познакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , трудовой, коммуникативной деятельности. | Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр.161; 167; 169 И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» стр. 24 | ||||
А П Р Е Л Ь | «Иванушка, Аленушка и их гости» Задачи: 1 Продолжать знакомить детей с особенностями национальных костюмов ( русского, мордовского, татарского), показать детям сходство и различие в облике разных народов, различие в языке. 2 Обогатить словарь детей названиями деталей костюмов. 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Знакомство детей с праздничным нарядом русских крестьян» Задачи: 1 Приобщать детей к культуре русского народа. 2 Продолжать знакомить детей с нарядами русского крестьянства. 3 Воспитывать патриотические чувства к русским традициям. | «Человек и природа» Задачи: 1 Продолжать формировать дифференцированные представления о домашних животных (коза, корова, собака, лошадь, куры, гуси, утки), их роли в жизни человека. 2 Формировать умение устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к животным. 3 Продолжать знакомить со способами практического применения знаний в игровой, речевой , музыкальной, изобразительной деятельности. | «Отношение к природе» Задачи: 1 Продолжать формировать дифференцированные представления о животных, птицах. 2 Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных 3 Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. | И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» стр. 19 В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко «Маленькие шаги в большом мире» стр. 40 Л.А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников» стр.98 | |||
М А Й | Блоки «Родной город», «Родная страна» | |||||||
«Мой любимый город» Задачи: 1 Формировать первоначальные представления о родном городе, его дне рождения, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках. 2 Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах 3 Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Мы заботимся о родном городе» Задачи: 1 Формировать первоначальные представления о необходимости поддержания чистоты и порядка в родном городе. 2 Побуждать потребность в поддержании красоты родного города. 3 Стимулировать использование полученной информации в игровой, изобразительной деятельности. | «Наша страна – Россия» Задачи: 1 Формировать первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице. 2 Способствовать проявлению интереса к информации о родной стране. 3 Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности. | «Наша Родина - Россия» Задачи: 1 Продолжать формировать представление о России как о родной стране. 2 Воспитывать чувство любви к своей родной стране. 3 Закрепить название «Россия» 4 Дать представление о государственных символах России (флаг, герб, гимн). | Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию» стр.150 – 156 Н.Г. Зеленова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Тру мужской и женский" по социально-нравственному воспитанию (парциальная программа "Дорогою добра")
Создать условия для формирования уважительного отношения к труду взрослых....
Организация религиоведческого просвещения по социально-коммуникативному развитию детей 6-7 лет в соответствии с программой "Дорогою Добра" Л.В. Коломийченко.
Тезисы выступления....
Воспитательная программа " Дорогою добра "
Цель Программы: Формирование личности учащегося- человека, обладающего духовным богатством, физическим и психологическим здоровьем, готового к самоопределению в жизни, к творчеству и самос...
Программа "Дорогой добра"
В данном материале представлена система работы МБДОУ по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки»
Для детей от 4 до 5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Формировать духовно - нравственной основы личности ребенка.Знакомить с первичной социокультурной средой и деятельности в...
Рабочая программа "Дорогою добра"
Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его их сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир.Я. Корчак...
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей по приобщению к социальной культуре по программе «Дорогою добра» в средней группе.
Перспективное планирование разработано на основе методического пособия "Дорогою добра". Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л...