«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.
материал (старшая группа)

Шатаева Наталия Владимировна

Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане экологического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа  № 41»

Выступление на семинаре «Портфолио педагога»

ТЕМА:

«Экологическое развитие  дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

(из опыта работы)

                                                             Выполнила:

                                                             воспитатель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»

                                                             Шатаева  Наталия Владимировна

2022 год

Экологическое развитие  дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане экологического развития. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний идет наиболее продуктивно, так как ребенок  воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Дети восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Природа – это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребенку.

Не секрет, что в детстве всё начинается с книги. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. И очень много художественной литературы посвящено природе. Только следует  подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку рассказы и сказки. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений, то как наши писатели и поэты повествуют, все это создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к        природе, позволяет увидеть плохие поступки по отношению к природе или наоборот, хорошие.

Поэтому художественная литература  служит прекрасным средством в экологическом развитии детей и способствует формированию новых понятий о единстве человека и природы, помогает развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке.

Главной нашей задачей является– научить детей любить и беречь природу. Воспитывать защитников природы, учить  бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

Данный опыт формировался в течение трех лет и продолжает формироваться. Разработаны  перспективные планы работы с детьми, в которых отражена  вся система  мероприятий для экологического развития дошкольников посредством художественной литературы. Конечно же использовалось не одно чтение художественной литературы. Чтение сопровождалось либо зарисовками, опытами, рассматриванием картин, беседами, дидактическими играми, загадками. Разыгрывали сценки, лепили, рисовали. Особенно детям нравились экологические сказки.

Был реализован долгосрочный проект «Маленькие эколята» и  планируется интересный долгосрочный проект «Наше деревце», по времени он будет длиться год и охватит 4 времени года, в течении которых мы вместе с детьми  будем вести наблюдение и отслеживать состояние деревьев на территории сада. Что с ними будет происходит на  разных этапах времени., нужна ли им будет какая то помощь.

Значительное внимание уделялось  работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Также для родителей были разработаны консультации, которые приобщили их к правильному использованию художественной литературы в домашних условиях.

 Таким образом, используя художественную литературу как средство экологического обучения, развития и воспитания с учетом ФГОС, были выявлены положительные результаты. У детей расширились представления об окружающем мире, обогатился и активизировался словарь. У детей расширился  интерес к животному и растительному миру. Они стали более эмоциональными, восприимчивыми и отзывчивыми к явлениям, происходящим в живой и неживой природе., т.е например, муравей , ползущий по асфальту на улице-это не просто муравей, а муравьишко из сказки, который потерялся и не может найти свой домик. Дети стали более  наблюдательными, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательное поведение по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной  литературы.  Дошкольники расширили свои представления о природе, научились замечать сезонные изменения в природе, наблюдать за живыми и неживыми объектами в природе. Они имеют представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных и растений, знают правила поведения в природе. Дети могут рассказать об охране растений и животных. Это все  доказывает эффективность использования художественной литературы как одной из форм  работы с дошкольниками. Родители  также с удовольствием используют книги в домашних условиях, что способствует гармонизации отношений в семье. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»

Статья на тему "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством "Сторисек"...

Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

Экологическое развитие младших дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Проблемы экологического воспитания волнует многих. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше ...

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...

Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)

Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)...