Рабочая программа вторая группа раннего возраста
рабочая программа
Настоящая рабочая программа по развитию детей второй группы раннего возраста
(2-3 года) МБДОУ «Солнышко» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию и художественно-эстетическому развитию. Рабочая программа для детей 2-3 лет МБДОУ «Солнышко» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его разностороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vt.gr_._ran.vz_.docx | 121.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цель и задачи рабочей Программы | 3 |
1.1.2. | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 4 |
1.1.3. | Возрастные особенности воспитанников от 2 до 3 лет | 5 |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
1.2.1. | Целевые ориентиры | 6 |
1.2.2. | Оценка результатов освоения рабочей Программы | 7 |
1.2.3. | Срок реализации рабочей Программы | 7 |
1.3 | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1. | Содержание образовательной деятельности | 8 |
2.1.1. | Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | 8 |
2.1.2. | Образовательная область «Познавательное развитие» | 9 |
2.1.3. | Образовательная область «Речевое развитие» | 9 |
2.1.4. | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | 9 |
2.1.5. | Образовательная область «Физическое развитие» | 10 |
2.2. | Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста | 10 |
2.2.1. | Модель воспитательно-образовательного процесса | 13 |
2.2.2. | Модель образовательного процесса на день | 14 |
2.3. | Ежедневное планирование воспитательного и образовательного процесса | 18 |
2.4. | Организация образовательного пространства | 18 |
2.4.1. | Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования | 18 |
2.5. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 19 |
2.6. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников (законными представителями) | 21 |
2.6.1. | Характеристика контингента, особенности семей воспитанников, комплектование группы | 21 |
2.6.2. | Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников | 22 |
2.7. | Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений | 22 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 26 |
3.1. | Методическое обеспечение Программы | 26 |
3.2. | Режим дня | 26 |
3.2.1. | Режим пребывания детей в ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет | 26 |
3.2.2. | Организация занятий обучающих | 27 |
3.3. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 28 |
3.3.1. | Перспективный план праздников и вечеров развлечений | 28 |
3.4. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 29 |
3.5. | Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений | 31 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по развитию детей второй группы раннего возраста
(2-3 года) МБДОУ «Солнышко» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию и художественно-эстетическому развитию. Рабочая программа для детей 2-3 лет МБДОУ «Солнышко» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его разностороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Данная учебная программа по развитию детей 2-3 лет (группа раннего возраста) разработана, в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13; ФГОС ДО;
- Типовое положение ДОО;
- Устав ДОО обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
1.1.1. Цели и задачи рабочей Программы
Программа направлена на реализацию следующих целей:
1. Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
2. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, речевой, чтение художественной литературы и фольклорных произведений, музыкальной, изобразительной, конструктивной, восприятие всех видов искусств, двигательной.
Для достижения целей программы поставлены следующие задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в младшей группе независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания программы и организационных форм с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- 2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Программа сформирована с учетом следующих принципов:
- Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
- Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
- Принцип междисциплинароного подхода.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Среди подходов к формированию программы можно выделить:
- личностно-ориентированный, который предусматривает ориентацию педагогического процесса воспитания с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации данного подхода — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы права на уважение;
- деятельностный, связанный с организацией целенаправленной воспитательной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и др.); формами и методами воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в воспитательную деятельность;
- аксиологический (ценностный), предусматривающий организацию воспитания на основе общечеловеческих ценностей или этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т. д.;
- компетентностный, в котором основным результатом образовательной деятельности становится, формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;
- диалогический, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект - субъектных отношений;
- системный — качестве методологического направления, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними;
- средовой, предусматривающий использование возможностей, внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.1.3. Возрастные особенности воспитанников от 2 до 3 лет
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Дети 2-3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1.2.1. целевые ориентиры
Целевые ориентиры | Образовательная область | Результаты освоения ООП | Оценочные материалы (с учетом показателей) |
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. | Социально-коммуникативное развитие | • Сформированность простейших навыков самообслуживания • Развитие положительного отношения к себе • Развитие стремления к общению со взрослыми • Проявление интереса к общению со сверстниками • Развитие игровой деятельности | • Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. |
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства | Художественно-эстетическое развитие | • Развитие основ художественно- эстетической деятельности | |
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек | Речевое развитие | Развитие речи: - понимания речи (пассивной речи); - развитие активной речи - формирование фонематического слуха, - развитие речи как средства управления своим поведением (планирующая и регулятивная функций речи). | |
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий | Познавательное развитие | • Сформированность действий с предметами и игрушками | |
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) | Физическое развитие | • Освоение различных видов движений |
1.2.2. Оценка результатов освоения Рабочей программы.
Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Так как целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Но при реализации программы мы можем проводить оценку индивидуального развития детей, опираясь на педагогическую диагностику индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) помогают решить, исключительно, только следующие образовательные задачи:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
1.2.3. Срок реализации рабочей Программы.
Сентябрь 2018 – май 2019 г.
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Кружок по развитию сенсорных эталонов у детей младшей группы «Мир сенсорики».
Цель и задачи реализации программы:
Цель: Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи:
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями
2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
«Социально – коммуникативное развитие» включает в себя:
Трудовое воспитание
Игровую деятельность
Патриотическое воспитание
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений: о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
«Познавательное развитие» включает в себя:
Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование.
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающая игра
Экскурсия
Ситуативный разговор
Рассказ
Интегративная деятельность
Беседа
Проблемная ситуация
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
«Речевое развитие» включает в себя:
Рассматривание
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Ситуация общения
Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых)
Хороводная игра с пением
Игра-драматизация
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Игра
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
«Художественно-эстетическое развитие» включает в себя:
Рассматривание эстетически привлекательных предметов
Игра
Организация выставок
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
Экспериментирование со звуками
Музыкально-дидактическая игра
Разучивание музыкальных игр и танцев
Совместное пение
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
«Физическое развитие» включает в себя:
Игровая беседа с элементами движений
Игра
Утренняя гимнастика
Упражнения
Экспериментирование
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Проблемная ситуация
2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста
Организация образовательной деятельности – одно из важных условий реализации программы. Главными образовательными ориентирами являются:
• Обеспечение эмоционального благополучия детей;
• Создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• Развитие детской самостоятельности (инициативности, ответственности);
• Развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Обеспечение в группе эмоционального благополучия ребенка. Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог:
• общается с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает делиться своими переживаниями и мыслями;
• создает ситуации, в которых дети при помощи разных средств (игра, рисунок, движение и т.д.) могут выразить свое отношение к значимым для них событиям, в том числе происходящим в детском саду;
• обеспечивает в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть одному или в небольшой группе детей.
Формирование доброжелательных, внимательных отношений. Для формирования доброжелательных, внимательных отношений, воспитатели в группе:
• устанавливают понятные для детей правила взаимодействия;
• создают ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
Формирование развитие самостоятельности.
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
• быть по возможности автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
Поддержание детской инициативы. Воспитатели регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся:
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
• совершать выбор и обосновывать его (детям предлагаются способы фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Игровая деятельность. С целью развития игровой деятельности педагоги:
• создают в течение дня условия для свободной игры детей;
• определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдают за играющими детьми, отмечают, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличают детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (предлагают новые идеи или способы реализации детских идей).
Познавательная деятельность. Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:
• регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
• регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе проблемно- противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
• обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
• позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
• организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
• строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход беседы;
• помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
• помогая организовать обсуждение;
• предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
2.2.1. Модель воспитательно-образовательного процесса.
2.2.2. Модель образовательного процесса на день.
Режимные моменты | Формы организации образовательного процесса | Вид деятельности | Время в режиме дня | Длительность |
Прием детей | Игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-роевые, подвижные) | Самостоятельная и совместная со взрослым игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная деятельность Физическая активность | 7.00-8.05 | 1 час 5 минут |
Беседы с детьми | Коммуникативная деятельность | |||
Экскурсии по участку (теплое время года) | Поисково-исследовательская, коммуникативная деятельность | |||
Наблюдения | ||||
Гигиенические процедуры | Самообслуживание | |||
Дежурство в уголке природы, в столовой | Элементарная трудовая деятельность | |||
Утренняя гимнастика | Физическая активность | 8.00-8.05 | 5мин. | |
Завтрак | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 8.05-8.30 | 25 мин. |
Режимные моменты | Формы организации образовательного процесса | Вид деятельности | Время в режиме дня | Длитель-ность |
Игра | Самостоятельная игровая деятельность | 8.30-9.00 | 30 минут | |
Подготовка к занятиям | Элементарная трудовая деятельность | |||
Организованная образовательная деятельность | Занятия Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Чтение художественной и познавательной литературы Дидактические и сюжетно-дидактические игры Конструирование | Познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная (продуктивная), музыкальная, коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная активность | 9.00-9.30 | 30 минут |
Самостоятельная деятельность | Самостоятельная деятельность детей по интересам | Игровая деятельность, коммуникативная деятельность (общение), конструирование | 9.30-10.00 | 30 минут |
Подготовка к прогулке, прогулка | Занятия Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Чтение художественной и познавательной литературы Наблюдения и экскурсии Беседы Элементарные опыты Дидактические и сюжетно-дидактические игры Конструирование Труд в природе | Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструктивная, изобразительная (продуктивная), элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, физическая активность | 9:30-11.00 | 1,5 часа |
Самостоятельная деятельность | Самостоятельная деятельность детей по интересам | Игровая деятельность, элементарный труд (дежурство), коммуникативная деятельность (общение) | 11.00–11.15 | 15минут |
Подготовка к обеду. Обед | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 11.15–12.00 | 45 минут |
Сон | Воспитание навыков здорового образа жизни | 12.00–15.00 | 3часа | |
Постепенный переход от сна к бодрствованию | Гимнастика пробуждения | Физическая активность | 15.00–15.15 | 15минут |
Закаливающие процедуры | Воспитание навыков здорового образа жизни | |||
Игра | Самостоятельная игровая деятельность | |||
Подготовка к полднику, полдник | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 15.15–15.45 | 30 минут |
Совместная деятельность педагога с детьми | Игра сюжетно-ролевая, сюжетно-дидактическая, дидактическая, чтение художественной литературы | Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы | 15.45–16.00 | 15 минут |
Дополнительное образование | 16.00–16.30 | 30 минут | ||
Совместная со взрослым образовательная деятельность | Мастерская, коллекционирование, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, тематические досуги (игровые, физкультурные, познавательные, театрализованные, музыкальные и др.), реализация проектов | Изобразительная (продуктивная), музыкальная, игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, игровая, | 16.30–16.45 | 15 минут |
Подготовка к прогулке, прогулка | Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры Конструирование Труд в природе | Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная, элементарная трудовая деятельность и др. | 16.45–17.30 | 45 минут |
Уход детей домой | 17.30 | |||
Общий подсчёт времени | На занятия | 30 минут | 30 минут | |
На прогулку | 2 часа 15 минут | 2 часа 15 минут | ||
На игру (без учёта времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями) | 1 час 30 минут | 1 час 30 минут |
2.3. Ежедневное планирование воспитательного и образовательного процесса (Приложение №1)
2.4. Организация образовательного пространства
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных
особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми группы раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
2.4.1. Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования
Для успешной реализации Программы обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия (п. 3.2.1 ФГОС ДО), которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие:
• Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей).
• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
• Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
• Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.
Обеспечение эмоционального благополучия
• через непосредственное общение с каждым ребенком;
• через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей
• через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• через непосредственную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Установление правил взаимодействия в разных ситуациях
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным и социальным слоям;
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
• развитие умения детей работать в группе сверстников.
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка)
• через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
• через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
• через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
• через оценку индивидуального развития детей
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, для выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2.5 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.
Особенность организации образовательной деятельности по Программе - ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенность образовательной ситуации – появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка: материальный (рассказ, рисунок, поделка, коллаж); нематериальный (новое знание, образ, идея, отношение). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе НОД, с целью формирования у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, проявления ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, атрибуты для сюжетно-ролевой игры). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения дневников.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) - основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС ДО.
Игровая деятельность - ведущая деятельность ребёнка, в организованной образовательной деятельности выступает в качестве основы для интеграции других видов деятельности дошкольника.
Игровая деятельность представлена в формах: д/игры и сюжетно-дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры; подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. Обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием НОД. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется в режимных моментах (утром и во 2-ой половине дня).
Коммуникативная деятельность - направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке НОД она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность - включает широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и др. странами), ОБЖ, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора - процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение организуется, как непосредственно чтение (рассказывание сказки) педагогом вслух, и как прослушивание аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детей - представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка) деятельности и связана со знакомством с ИЗО-искусством, развитием способности художественного восприятия, что обогащает личный опыт, обеспечивает интеграцию познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность - организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОУ.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, в соответствии с правилами действующего СанПиН.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов – выстроена посредством особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая утром включает:
• индивидуальные игр, игры подгруппами (д/игры, развивающие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры);
• создание игровых, проблемных ситуаций, ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, проявлений эмоциональной отзывчивости;
• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов;
• индивидуальную работу в соответствии с задачами образовательных областей;
• двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в 2-ой половине дня;
• работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:
• подвижные игры, упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности;
• наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
• экспериментирование с объектами неживой природы;
• сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
• элементарную трудовую деятельность детей на участке;
• свободное общение педагога с детьми.
2.6.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников (законными представителями)
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей:
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов.
Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), «введение в ФГОС», проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Предметно-развивающая среда для родителей–это уголок для родителей находится в фойе группы. В течение учебного года взрослые могут найти в папках-передвижках разнообразную полезную информацию. Например, «Правила дорожного движения», «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Инфекционные заболевания», анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
На информационных стендах размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню. Также имеются постоянно обновляющиеся выставки детских работ (рисунки, поделки)
2.6.1. Характеристика контингента, особенности семей воспитанников, комплектование группы.
В младшей группе «Рябинка» - 24 ребенка, из них 13 девочек, и 11 мальчиков.
Группу посещают все дети. Все дети со II группой здоровья. Уровень жизни семей удовлетворительный. В группе 11 мальчиков и 13 девочек. На данный момент группу посещают 16 детей, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные.
Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
Социальный паспорт семей воспитанников:
Количество детей - 24 | ||
Особенности семьи | Полные | 20 |
Неполные | 4 | |
Многодетные | 4 | |
Опекуны | 1 | |
Социальный статус | Рабочие | 16 |
Служащие | 8 | |
Не работающие | - |
2.6.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | 1. Материал в уголок для родителей: «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе». |
Октябрь | 1. Проведение родительского собрания по теме: «» |
Ноябрь | 1. Консультация «Капризы и упрямство». |
Декабрь | 1. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». 2. Конкурс «Новогодняя открытка» 3. Папка-передвижка« Сенсорное развитие» |
Январь | 1. Консультация «Как уберечь ребёнка от зимних травм». |
Февраль | 1. Консультация «Кризис трёх лет». |
Март | 1. Привлечение мам и бабушек к участию в развлечении «Мамин день – 8 Марта» |
Апрель | 1. Беседа «Ребенок на улице» |
Май | 1. Родительское собрание «Чему мы научились за год» |
2.7. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Перспективное планирование занятий по развитию сенсорных эталонов «Мир сенсорики»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
Области | Методическое обеспечение |
Социально-коммуникативное развитие | Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» |
Физическое развитие | |
Познавательно-исследовательское развитие | О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» |
Речевое развитие | В. Алексеенко, Я. Лощинина «Играем в сказку» В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» |
Художественно-эстетическое развитие | Д. Н. Колдина «Лепка» Д. Н. Колдина «Рисование» |
3.2. Режим дня
3.2.1. Режим пребывания детей в ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет
Режим дня составлен с расчетом на 10,5 - часовое пребывание ребенка в детском саду. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т. д.).
В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 2-3 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 10-15 минут. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор — слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.
Режим пребывания детей в ДОУ
Группы общеразвивающего вида для детей с 2-3 лет
( с 10.5 часов пребыванием)
Дома
Режимный момент | Время |
Подъем, утренний туалет | 6.30- 7.30 |
В детском саду
Режимный момент | Время |
Прием, осмотр детей, игры, ежедневная утренняя гимнастика | 7.00- 8.05 |
Подготовка к завтраку, завтрак ( образовательная деятельность в режимных моментах) | 8.05 -8.30 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.30-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность (игры-занятия по подгруппам) | 9.00 – 9.30 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 9.30-11.00 |
Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, | 11.00-11.15 |
Обед | 11.15- 12.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.00-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15 -15.45 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы | 15.45 -16.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 16.00- 16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах) | 16.30 -17.30 |
Дома
Режимный момент | Время |
Возращение с прогулки | 17.30 – 18.00 |
Ужин | 18.00-18.30 |
Спокойные игры | 18.30-20.30 |
Гигиенические процедуры | 20.30 -21.00 |
Укладывание, ночной сон | 21.00 – 06.30 (07.00) |
3.2.2. Организация занятий обучающих
Понедельник |
|
Вторник |
|
Среда |
|
Четверг |
|
Пятница |
|
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.3.1.Перспективный план праздников и вечеров развлечений
Месяц | Неделя | Дата | Название мероприятия |
Сентябрь | 1 неделя | 1-9 | Праздник: «День знаний» |
2 неделя | 10-16 | Неделя здоровья | |
3 неделя | Настольный театр по сказке «Репка» | ||
4 неделя | 24-30 | Концерт «Примите поздравления» 27 сентября | |
Октябрь | 1 неделя | 1-7 | Концерт ко дню пожилого человека 2 октября |
2 неделя | 8-14 | Физкультурное развлечение «Мы смелые умелые» | |
3 неделя | 15-21 | Вечер развлечений «Музыкальные игрушки» | |
4 неделя | 22-28 | Осенний праздник «Осенины» | |
5 неделя | 29-4 | Драматизация сказки «Курочка Ряба» | |
Ноябрь | 1 неделя | 5-11 | Конкурс чтецов (корпус2) |
2 неделя | 12-18 | «Теремок» (настольный театр) | |
3 неделя | 19-25 | Неделя театра ( Эко сказки) | |
4 неделя | 26-2 | Показ народной сказки «Колобок» | |
Декабрь | 1 неделя | 3-9 | Фокусы «Цветная водичка» |
2 неделя | 10-16 | Физкультурное развлечение «Зимние забавы» | |
3 неделя | 17-23 | Развлечение «В гостях у кошки Мурки» | |
4 неделя | 24-30 | Новогодние утренники | |
Январь | 2 неделя | 15-20 | Зимние забавы |
3 неделя | 21-27 | «Теремок» (настольный театр) | |
Февраль | 1 неделя | 28-3 | Показ настольного театра «Маша и медведь» |
2 неделя | 4-10 | «Игрушки в гостях у ребят» | |
3 неделя | 11-17 | Физкультурное мероприятие «Мой веселый мяч» | |
4 неделя | 18-24 | Спортивный праздник для мальчиков и пап «Русские богатыри» | |
5 неделя | 25-3 | Настольный театр по сказке «Репка» | |
Март | 1 неделя | 4-10 | Праздник для мам к 8 марта: « Лучше мамы нет на свете» |
2 неделя | 11-17 | «Как утенок маму искал» (кукольный театр) | |
3 неделя | 18-24 | «Шашечный турнир» | |
4 неделя | 25-31 | Настольный театр «Колобок» | |
Апрель | Месячник безопасности | ||
1 неделя | 1-7 | «Начинаем мы играть» | |
2 неделя | 8-14 | Развлечение «Весенние забавы» | |
3 неделя | 15-21 | Неделя экологических знаний (Маленькие исследователи) | |
4 неделя | 22-28 | «Репка» (настольный театр) | |
Май | 1 неделя | 29-5 | Развлечение «Петрушка в гостях у ребят». |
2 неделя | 6-12 | Праздник: «День Великой Победы!» | |
3 неделя | 13-19 | Досуг «Едем, едем» | |
4 неделя | 20-26 | Игра-забава «Салют» | |
Июнь | 27-2 | 1 июня – День защиты детей |
3.4. Материально-техническое обеспечение
Области | Дидактическое обеспечение | Игровое обеспечение |
Социально-коммуникативное развитие | - Тематические плакаты. - Музыкальные инструменты. - Разрезные картинки (пазлы). - Наборы шнуровок, прищепок. - Картотека дидактических игр и атрибуты к этим играм. | - Уголки для сюжетно ролевых игр - магазин, дочки матери, коляски, парикмахерская, больница, кухня. - Настольные игры «Подбери по цвету», «Большой - маленький» и т.д. - Строительный материал. - Конструктор крупный и мелкий. |
Физическое развитие | - Картотека здоровых игр и атрибуты к ним - Рассказы по картинкам «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта». - Картотека «Считалки» | - Мячи, обручи, пенечки, скакалки, кегли. - Картотека подвижных игр и игр малой подвижности. - Картотека утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. |
Познавательно-исследовательское развитие | - Картинки для рассматривания «Овощи и фрукты». - Картотека комнатные растения. - Плакаты по ПДД, домашние и дикие животные, птицы, цветы, деревья. - Набор для исследования (шишки, ракушки, песок, лупа) | - Уголки для сюжетно ролевых игр - магазин, дочки матери, коляски, парикмахерская, больница, кухня. - Набор для исследования (шишки, ракушки, песок, лупа) |
Речевое развитие | - Картотека коммуникативных игр. - Картотека по речевой и артикуляционной гимнастике. - Книги с красочными иллюстрациями. - Говорящие книги. | - Книги с красочными иллюстрациями. - Говорящие книги. - Книги – панорамки. |
Художественно-эстетическое развитие | - Картотека дидактических игр «Радуга цвета». | - Пластилин, карандаши, краски, альбомные листы, раскраски. - Музыкальные инструменты. - Конструкторы. - Магнитофон. |
3.5. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Литература:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
- В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3) НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направл...
«Рабочая программа второй группы раннего возраста № 2 «Карапуз» на 2016 — 2017 учебный год.
Рабочая программа второй группы раннего возраста...
Рабочая программа второй группы раннего возраста №2 "Колобок" на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа второй группы раннего возраста №2 "Колобок" на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа второй группы раннего возраста по реализации основной образовательной программы (по программе "Первые шаги")
Данная Рабочая программа сформирована на основе основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики ,социокультурной ситуации развития каж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) Срок реализации программы - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа младшей группы №1 для детей от 2 до 3 лет разработана в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» на основе ФГОС дошкольног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «БЕЛОЧКА» (от 2 до 3 ЛЕТ) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «БЕЛОЧКА»(от 2 до 3 ЛЕТ)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГООБ...