Конспект организованной образовательной деятельность с детьми и родителями.
план-конспект занятия
Цель:
1. Приобщение к истокам русской народной культуры.
2. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
Задачи.
1. Архитектура.
• Дать понятия об архитектуре, как искусстве создавать сооружения.
• Познакомить со старинными известными архитектурными сооружениями (Храм Василия Блаженного в Москве, Московский кремль, Церковь Рождества Богородицы).
2. Литейное искусство. Колокола.
Дать понятие о литейном искусстве на Руси:
- познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;
- дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;
- дать понятие о памятнике литейного искусства - “Царь-колокол”, об индивидуальной манере и роли династии в мастерстве;
- познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте;
- показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);
- учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.
3. Духовно-нравственное воспитание.
• Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
• Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
• Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др.)
4. Самостоятельная художественная деятельность детей.
• Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.
• Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
• Учить осваивать новые способы работы с разноцветной, блестящей гелевой краской.
5. Развитие речевых навыков детей.
Развивать интерес к речи как особому объекту познания:
- учить определять родственные слова:
колокол – колокольня, колокольный;
звон – звонарь, звонница, звонить;
- учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;
- учить понимать значение слов: "колокол" - зов, шум, крики.
Развивать связную речь:
- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;
- умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).
Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_pril.ppt | 1.89 МБ |
o_chem_poyut_kolokola.docx | 504.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Царский серебряный колокол
Колокольня «Иван великий»
Ростовские звонницы
Твой черед настал, Молодой звонарь, Пробуди простор, Посильней ударь!
Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить. Д.Белухин
Сведения об авторе Ганшу Татьяна Викторовна и Морова Анна Александровна– воспитатели МДОУ д/с «Солнышко» П.Савинский
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» |
О чем поют колокола? |
Конспект организованной образовательной деятельность с детьми и родителями. |
Мокрова Анна Александровна 01.01.2015 |
Цель:
1. Приобщение к истокам русской народной культуры.
2. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
Задачи.
1. Архитектура.
• Дать понятия об архитектуре, как искусстве создавать сооружения.
• Познакомить со старинными известными архитектурными сооружениями (Храм Василия Блаженного в Москве, Московский кремль, Церковь Рождества Богородицы).
2. Литейное искусство. Колокола.
Дать понятие о литейном искусстве на Руси:
- познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;
- дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;
- дать понятие о памятнике литейного искусства - “Царь-колокол”, об индивидуальной манере и роли династии в мастерстве;
- познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте;
- показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);
- учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.
3. Духовно-нравственное воспитание.
• Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
• Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
• Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др.)
4. Самостоятельная художественная деятельность детей.
• Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.
• Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
• Учить осваивать новые способы работы с разноцветной, блестящей гелевой краской.
5. Развитие речевых навыков детей.
Развивать интерес к речи как особому объекту познания:
- учить определять родственные слова:
колокол – колокольня, колокольный;
звон – звонарь, звонница, звонить;
- учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;
- учить понимать значение слов: "колокол" - зов, шум, крики.
Развивать связную речь:
- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;
- умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).
Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.
Предварительная работа.
• Лепка колокольчиков из соленого теста.
• Оформление презентации.
• Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
• Оформление выставки “Москва златоглавая”.
• Экскурсия на выставку “Храмы России” (макеты, иллюстрации).
• Экскурсия по Москве (с использование презентации для старших дошкольников).
• Заучивание стихотворений А.С. Пушкина,
Материал к занятию.
• Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
• Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин), Ростовские звоны).
• Мультимедийная презентация "О чем поют колокола?"
• Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).
• Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).
• Заготовки колокольчиков из соленого теста, гель для рисования, салфетки.
Организация.
Дети сидят полукругом на стульчиках.(Родители рядом)
Воспитатель:
- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Купи, денег не жалей -
Со мной ехать веселей!
- Кто догадался, о чем идет речь? Кто догадался, что в первой загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение).
- Чем отличается вторая отгадка от первой? Или отгадка одинаковая? (Предложить подумать и объяснить:1 – Колокол. 2- Колокольчик. Чем похожи слова-отгадки: “колокол” и “колокольчик”).
- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).
- Предлагаю повторить скороговорку (по частям – по 2 строки):
Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать,
Да перевыколоколовать
- Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
(Звучит колокольный звон. Обратить внимание детей на экран).
Слайд 1
- Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.
Слайд 2
- Появился первый колокол в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад.
Отлит он был из меди и олова. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики. Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.
- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран).
Слайд 3
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра. (Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).
- А самая известная звонница находится г. Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы).
Слайд 4
- Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Звучит звук "Ростовских звонниц").
- Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный и т.д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. (Предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко…).
Знакомство с "Царь-колоколом"
- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).
Слайд 5
- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились? (Предложить высказать свою точку зрения).
- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства? (Предложить подумать, поразмышлять).
Физминутка.
Музыкальная игра с колокольчиком
В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.
- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов. (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).
Слайд 6, 7.
Обратить внимание детей на выставку “Колокольчики”.
- Ребята, я приглашаю вас на выставку. (Дети рассматривают на выставке разные колокольчики).
- Посмотрите, здесь есть необычный колокольчик - валдайский. Послушайте, как он звенит. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везет то ли почту, то ли гостей.
- Хотите узнать, откуда появились валдайские колокольчики? Вот послушайте легенду о валдайских колокольчиках.
В 1478 г. по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.
- Красивая легенда, правда?
Устройство колокола
- Хотите узнать, как устроен колокол?
Слайд 8.
- На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами; вспомнить, с чем колокол сравнивается в загадках).
- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.
- Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова).
Слайд 9 (зачитать стих).
Легенды колоколов
- О колоколах сложилось много легенд.
* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.
* Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).
* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.
* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. (Позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение?). Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…” (С. Трофимова).
О церковном звоне "Благовест"
- Самый главный из церковных звонов - "Благовест".
Слайд 10 (Слушание пасхального звона).
- Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В этом звоне слышится призыв: "К нам…, к нам…, к нам". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".
(Предложить детям стать звонарями, взять понравившийся колокольчик и позвонить - индивидуально и всем вместе).
- Хорошие у нас звонари! А теперь предлагаю немного поиграть.
Игра “Жмурки с колокольчиком”
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Считалкой выбирают двух водящих – игрока с колокольчиком и "Жмурку", которому завязывают глаза. Игрок с колокольчиком, непрерывно позванивая, убегает, а "Жмурка" его догоняет. Если поймает, то игроки меняются ролями. Если не – снова выбирают считалкой.
Педагог:
- Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Недаром в старинной песне поется: “Москва златоглавая, звон колоколов…” (Предложить послушать фрагмент песни “Москва златоглавая” в исполнении ансамбля “Золотое кольцо”).
- Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи. (Предложить детям рассказать выученные заранее стихи).
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
* * *
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
А. С. Пушкин
Отрывок из стихотворения "Бесы"
1826-1830
- Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”).
- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких.
Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).
- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность»)
Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность») 1. Тема: ...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по образовательным областям "Коммуникация", "Познание"
Тема "Поможем БУратино", старшая группа....
конспект организованной образовательной деятельности с детьми по образовательным областям «Коммуникация», «Познание»
Тема: Зайка – попрыгайка....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность - аппликация Тема: «Бусы для мамы»
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развити...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Подснежник»
Нетрадиционная техника рисования манной крупой....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел: «Изобразительная деятельность» Тема: «Мое родное село Усть-Кокса»
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Раздел: «Изобразительная деятельность»Тема: «Мое родное с...