Планы самообразования
материал
Планы самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан»
План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год
Тема: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила
воспитатель I
разновозрастной
группы Закирова Г.И.
2021 -2022
Тема: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями
воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье»
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы:
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - сотрудничество Организации с семьей; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Направление: Социально - личностное
Группа: Средняя
Дата начала работы над темой: Сентябрь 2021 года
Окончание работы: Май 2022 года
Форма самообразования: Индивидуальная
Цель: Создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делиться друг с другом своими проблемами в развитии детей и совместно находить их решения. Обеспечить целостное развитие личности ребенка.
Задачи:
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме.
- Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
- Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в современных условиях.
- Развить инициативу и творчество у детей и их родителей.
- Формировать ответственное отношение к здоровью и безопасности жизнедеятельности.
- Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
- Вовлечь родителей в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Активизация родителей в решении воспитательных задач.
- Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению здоровья и безопасности.
- Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.
- Создание системы использования активных инновационных форм.
План работы на 2021 -2022 учебный год
Месяц | Формы работы
| |||
С детьми
| Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь 2021 год | Изготовление открыток к «Дню пожилого человека» на 1 октября.
| Информационный буклет «Правила конструктивного общения» | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
| Консультация для родителей: «Режим дня для ребенка»
Участие родителей в конкурсе «Дары осени»
Информационный буклет «Правила конструктивного общения» |
Октябрь 2021 год | Изготовление «Жалобная книга» для экологического центра. | «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста на основе использования регионального компонента». | Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с. | Выступление на родительском собрании. Тема: «Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД»
Помощь родителей в изготовлении «Жалобная книга» для экологического центра. |
Ноябрь 2021 год | Акция ко Дню народного единства «Давайте жить | «Организация работы по | Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. | Папка – передвижка «Семейное чтение» Помощь родителей в |
дружно» (оформление стенгазеты)
Создание мультфильма к празднику 27 ноября «Самая любимая мама на свете»
| духовно – нравственному воспитанию в группе». | 2002 – 147с. | создании «Экологического лото» , дидактическая игра «С какого дерева лист» (пополнение предметно -развивающей среды в экологическом центре) | |
Декабрь 2021 год | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.
| Организация тематической выставки «Новогодняя сказка».
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей». | Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанн иков. | Вернисаж детских поделок «Новогодняя сказка»
Помощь родителей в создании снежных построек.
Пополнение центров различными атрибутами и играми и различным материалом. |
Январь 2022 год | «Нарисуй свое настроение» (из песка). Участие детей в конкурсах и олимпиадах различного уровня. | Участие в конкурсе «Радуга талантов». | Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94. | Создание родительской газеты «Детский сад глазами родителей» |
Февраль 2022 год | Сюжетно – ролевая игра «Утро в нашем доме»
Участие детей в конкурсах и олимпиадах различного уровня. | Изготовление пособий в «Литературный уголок».
| Давыдова, О. И. «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О. И. Давыдова. – спб.:ооо «издательство детство пресс», 2013. – 128с.
| Маршрут выходного дня семьи «По увлекательным местам» (фотовыставка).
Участие родителей в совместных конкурсах и выставках. |
Март 2022 год | Создание книги «Добрые слова и пожелания»
| Участие в конференциях и семинарах по теме самообразования . | Осипова, Л. Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.
| Мастер-класс «Сердечко, которое любит. Милой мамочки портрет»
Взаимодействие с социумом. |
Апрель 2022 год | Совместное творчество детей и родителей. Создание мультфильма «Весенние хлопоты» | Консультация «Работа с родителями в ДОУ» | Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://w ww.maam.ru, http://vosp itateljam.ru, http://dohco lonoc.ru | Мастер – класс «Детское экспериментирование».
Изготовление и пополнение пособий в «Центр Экспериментирования»
|
Май 2022 год | Коллективная работа в литературном центре «Книжкина больница» (ремонт книг). | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, создание фильма «Вот и стали мы на год старше». | Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 20122013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013.
| Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.
Совместный труд на территории детского сада.
|
Выход темы:
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Продолжать оформление центров в группе.
- Подготовить консультацию на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей».
- «Организация работы по духовно - нравственному воспитанию в группе» – ноябрь 2017 год.
- Оформление папки передвижки. Тема: «Детские сказки», «Семейное чтение».
- Совместная работа с родителями:
- Родительские собрания «Я – семья - род - народ» (октябрь 2017 год); «Нетрадиционное рисование» (май 2018 год).
- Создание книги «Добрые слова и пожелания»;
- Маршрут выходного дня «По увлекательным местам» (фотовыставка);
- Помощь родителей в изготовлении «Жалобная книга»; «Экологического лото» и дидактической игры «С какого дерева лист» для экологического центра и пополнение центров активности различными атрибутами, играми и различным материалом.
- Привлечение родителей к реализации проектов (по разным направлениям);
- Участие воспитателя, родителей и детей в совместных конкурсах, выставках;
- Создание родительской газеты «Детский сад глазами родителей»;
- Мастер – класс «Детское экспериментирование». Изготовление и пополнение пособий в «Центр Экпериментрования»;
- Мастер – класс «Нетрадиционные формы рисования»;
- Взаимодействие с социумом.
9. Подбор методических пособий и дидактических, сюжетно - ролевых игр по теме. 10. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
- Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. –
66с.
- Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
- Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка
- Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном
ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.
- Давыдова, О. И. «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О. И. Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
- Осипова, Л. Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с.
- Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.
- Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013.
- Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://www.maam.ru, http://vospitateljam.ru, http://dohcolonoc.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан»
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
Тема: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ "
Подготовила
воспитатель I
разновозрастной
группы Закирова Г.И.
2020 -2021
Тема самообразования: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ "
«Каждый ребёнок изначально талантлив
и даже гениален, но его надо научить ориентироваться
в современном мире, чтобы при минимуме
затрат достичь максимума эффекта»
Г. С. Альтшуллер
Актуальность темы и её обоснованность. Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ.
Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность; увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Блок «Дети»:
- умеют быстро ориентироваться в пространстве
- нестандартно подходят к решению задач
- умеют фантазировать, изобретать
- умеют находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду
- умеют самостоятельно провести анализ игры или занятия
- применяют полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации
- применяют в работе полученные знания, умения и навыки
Блок «Родители»: привить родителям интерес к ТРИЗ.
Блок «Педагог»: повысить творческий и познавательный интерес к ТРИЗ при использовании в своей работе.
Механизм реализации:
- срок 1 год
- блоки
Подготовительный этап
- создать условия для приобщения детей и родителей к ТРИЗ .
Теоретический этап
- изучить методическую и познавательную литературу по данной теме, передовой опыт педагогов
Аналитико-диагностический этап
- проведение диагностирования по проблеме
План работы
П№ | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения | ||
2020 - 2021 учебный год | ||||||
I | Изучение психолого-педагогической литературы | - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г. - Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001. - Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2008. №№1,2,3. 2002.№2. - Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1. - Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 2015 - Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003. - Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 2003. -№4. -С. 23-26. - Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 13-24. | В течение учебного года | |||
2020-2021 учебный год | ||||||
Сентябрь | ||||||
II | Практический: работа с детьми | 1. Мониторинг по технологии ТРИЗ у детей. 2. Обследование речи и творческого воображения детей. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. | 1-2 неделя сентября 1 неделя 2,3 неделя 4 неделя | |||
Октябрь | ||||||
1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. 2. Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. | 1 неделя 1,2 неделя 3 неделя | |||||
Декабрь | ||||||
1.Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. 2. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей). | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | |||||
Январь | ||||||
1.Моделирование сказок 2.ОД "Логический поезд” 3.Д/и «Ты – моя частичка» 4.Д/и «На что похоже» | 1 неделя 2 неделя 2 неделя 3, 4 неделя | |||||
Февраль | ||||||
1. ОД «Золотая рыбка» 2. Д/и «Кольца Луллия» 3. Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала” 4. Использование метода «Фокальных объектов» | 1 неделя 1 неделя 2,3 неделя 3 неделя 4 неделя | |||||
Март | ||||||
1. Д/и «Дерево, птица, насекомое, дикое животное» 2. ОД «Домашние животные» 3. Закрепление в свободной деятельности: игры по желанию 4. Д/и "Хорошо-плохо" | 1 неделя 2 неделя 2,3 неделя 3, 4 неделя | |||||
Апрель | ||||||
1. Д/и "Наоборот” или "перевертыши” 2. ОД «Путешествие на воздушном шаре» 3. Д/и «Маша-растеряша» 4. Д/и «Собери целое» | 1 неделя 2 неделя 3, 4 неделя 3, 4 неделя 4 неделя | |||||
Май | ||||||
1. Д/и «А что было бы, если….» 2. Д/и «Черное - белое» 3. ОД «Что из чего» 4. Д/и по желанию детей | 1 неделя 2,3 неделя 3 неделя | |||||
Работа с родителями | Доклад «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ» | Сентябрь | ||||
Знакомство с современными системами семейного воспитания. | Октябрь | |||||
Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии. | Ноябрь | |||||
Консультация для родителей «Значение нестандартного мышления в жизни человека». | Декабрь | |||||
Доклад на родительском собрании «Факты успешного развития детей» | Январь | |||||
Мастер-класс «Знакомство с пособием «Кругов Луллия»» | Февраль | |||||
Консультация для родителей «Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми». Индивидуальные консультации родителям. Рекомендации родителям | Март Апрель Май | |||||
Диагности- ческий блок | Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года | Октябрь Апрель | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...