Играем в шашки
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
ГБОУ Школа № 2120 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3. ИНН 5051005670; КПП 775101001; ОГРН 1025007515510 | тел. / факс: 8 (495) 764-23-17; email: 2120@edu.mos.ru; web: http://sch2120tn.mskobr.ru/ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Играем в шашки Д-1»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 9 мес.
Автор составитель:
Педагог дополнительного
образования
Фомина Ольга Ивановна
г. Москва, 2020 г.
Содержание
1 | Пояснительная записка | стр 3 | |
2 | Направленность программы | стр 5 | |
3 | Уровень программы | стр 6 | |
4 | Актуальность программы | стр 7 | |
6 | Цели и задачи | стр 8 | |
7 | Новизна программы | стр 9 | |
8 | Срок реализации | стр 10 | |
9 | Форма и режим занятия | стр 11 | |
10 | Прогнозируемый результат | стр 12 | |
11 | Учебно- тематический план | стр 13 | |
12 | Содержание программы | стр 15 | |
13 | Календарно-тематический план | стр 20 | |
14 | Методическое обеспечение | стр 23 | |
15 | Оборудование и материалы | стр 25 | |
16 | Список литературы | стр 26 | |
17 | Приложение | стр 27 |
Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические встречи по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Направленность программы.
Интеллектуальная направленность.
Уровень программы.
Дошкольное образование.
Актуальность программы
Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значит большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ,ее весьма роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное
творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования детей.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся. Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса .Анализируя программы, предшествующие нашей, мы пришли к выводу, что
одной лишь теории здесь недостаточно Поэтому данная модифицированная программа создана в соответствии с
Законом об образовании, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, педагогического, тренерского опыта работы с детьми и молодежью. Ставит основной своей целью не только практическое обучение,
но и психологическое сопровождение.
Цели и задачи.
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;
- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
- научить простейшим дебютным схемам;
- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
Новизна.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном описательном виде усвоение основ знаний по теории и практики игры в шашки .Систематическое занятие по данной программе приближает начинающего шашиста по данной программе мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научаться искать терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Срок реализации.
1 год.
Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на познавательный материал в объёме 36 часов по 1занятию в неделю.
Из этого количества 17 ч. отводится на теоретический курс , 19 часов - на практическую деятельность дошкольников. Все занятия имеют гибкую систему. Форма занятий – групповая.
Прогнозируемый результат
К концу обучения дети должны знать:
- Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья;
- Правила хода.
Учебно-тематический план.
№ п.п. | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 |
|
2 | «По дороге знаний» | 1 | 1 |
|
3 | Сказка начинается «Королевство шашек». | 1 | 1 |
|
4 | «Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. | 1 | 1 |
|
5 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». | 2 | 1 | 1 |
6 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | 1 | 1 |
|
7 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | 2 | 1 | 1 |
8 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | 2 | 2 |
|
9 | В гостях у знатока шашек – Зайки». | 2 |
| 2 |
10 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | 2 | 1 | 1 |
11 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов |
2 |
1 |
1 |
12 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | 2 | 1 | 1 |
13 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля |
1 |
|
1 |
14 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | 1 |
| 1 |
15 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».
| 2 | 1 | 1 |
16 | «Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры | 2 | 1 | 1 |
17 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | 2 | 1 | 1
|
18 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | 2 | 1 | 1 |
19 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 2 | 1 | 1 |
20 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | 1 | 1 | |
21 | «Как справится с задачей?» | 1 | 1 |
|
22 | «Веселый бой» | 1 | 1 |
|
23 | Викторина «Королевство шашек» | 1 |
| 1 |
24 | «Подготовка к соревнованиям между командамив ДО». | 1 |
| 1 |
25 | «Лесной турнир» | 1 |
| 1 |
26 | «Соревнования» | 1 |
| 1 |
| Итого: | 36 |
|
|
Содержание программы
Тема | Содержание |
«По дороге знаний» | Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни. |
Сказка начинается «Королевство шашек». | Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». |
«Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек» |
«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. |
«Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». |
Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. |
«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. |
«В гостях у знатока шашек – Зайки». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
«Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
«Лесная школа умного зайца» - Центр
| Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
«Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
«Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. |
«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».
| Познакомить с правилами : шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
«Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры | Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
«Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. |
«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями |
«Как справится с задачей?» | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
«Веселый бой» | Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» |
Викторина «Королевство шашек» | Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. |
«Подготовка к соревнованиям между командамив ДО». | Практическое закрепление материала. |
«Лесной турнир» | Практическое закрепление материала. |
«Соревнования» | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». |
Календарно-тематический план
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Сроки (дата) | |
планируемые | скорректированные | |||
1 | «По дороге знаний» | 1 | 03.09.2021 |
|
2 | Сказка начинается «Королевство шашек». | 1 | 10.09.2021 |
|
3 | «Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. | 1 | 17.09.2021 |
|
4 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». | 1 | 24.09.2021 |
|
5 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | 1 | 01.10.2021 |
|
6 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | 2 | 08.10.2021. 15.10.2021 |
|
7 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | 2 |
22.10.2021, 29.10.2021
|
|
8 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | 2 | 05.11.2021, 12.11.2021 |
|
9 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | 2 | 19.11.2021 26.11.2021 |
|
10 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | 2 | 03.12.2021 10.12.2021 |
|
11 | «Лесная школа умного зайца» - Центр
| 2 | 17.12.2021 24.12.2021 |
|
12 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | 1 | 14.01.2022 |
|
13 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | 1 | 21.01.2022 |
|
14 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».
| 2 | 28.01.2022, 04.02.2022 |
|
15 | «Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры | 2 | 11.02.2022 18,02.2022 |
|
16 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | 2 | 25.02.2022 04.03.2022 |
|
17 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | 2 | 11.03.2022 18.03.2022 |
|
18 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 2 | 25.03.2022 08.04.2022 |
|
19 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | 2 | 15.04.2022 |
|
20 | «Как справится с задачей?» |
| 22.04.2022 |
|
21 | «Веселый бой» | 1 | 29.04.2022 |
|
22 | Викторина «Королевство шашек» | 1 | 06.05.2022 |
|
23 | «Подготовка к соревнованиям между командами в ДО». | 1 | 13.05.2022 |
|
24 | «Лесной турнир» | 1 | 20.05.2022 |
|
25 | «Соревнования» | 1 | 27.05.2022 |
|
| Итого: | 36 |
|
|
Методическое обеспечение.
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
При составлении программы учитывалось: время занятий по дополнительному образованию детей; соответствие СанПин 2.4.1.3049-13 от30 июля 2013г.; соответствие ФГО дошкольного образования- Приказ Минобнауки России от 17 октября 2013г.№ 1155 " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности детей старшего возраста:
- связи с жизнью,
-систематичности,
-реалистичности,
-активности,
-контролируемости,
- индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,
-доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному,
- наглядности,
- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
Основой организации работы с детьми в данной программе является схема дидактических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а сцелью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и систематичности изложения программного материала.
4. Принцип вариативности.
5. Принцип творчества- процесс обучения сориетирован на приобретение с детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2.Решение задач, комбинаций.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4.Развлечения , досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч:
- словесный ; рассказ, беседа, обьяснение.
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске:
- практический ; упражнение, тренинг, соревнования, работа над ошибками.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Оборудование и материалы
Наименование | Количество | |
1 | Доски деревянные | 15 шт |
2 | Доска магнитная | 1шт |
3 | Доска картонная | 1шт |
4 | Шашки | 15 наборов |
Список литературы:
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. А.М. Сидлин. Первые уроки шашечной игры. М.: Физкультура и спорт, 1937.
5. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
6. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
7. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
8. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
9. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
10. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
11. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
12. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
13. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
14. Шашки дл детей\ В.К.Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н\Д: Феникс, 2010. – 137 с.
Приложение
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей игре в шашки
Обучение детей игре в шашки...
Играем в шашки с детьми
Данная информация будет полезна родителям и педагогам, чтобы научить детей дошкольного возраста играть в шашки....
Мини-проект «Играем в шашки»
Формирование у детей и родителей заинтересованности и умения игре в шашки....
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми по обучению игре в шашки кружок "Русские шашки"
Программа направлена на обучение детей игре в русские шашки....
.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...
Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"
Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...