Семинар - практикум по ТРИЗ технологии: "Этапы формирования поисковой активности"
материал

Вдовина Светлана Николаевна

Школа педагогического мастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpm_seminar_-_praktikum.docx475.44 КБ

Предварительный просмотр:

Школа педагогического мастерства

«Этапы формирования поисковой активности»

Семинар – практикум по ТРИЗ технологии

Разработала и провела С.Н. Вдовина, воспитатель МБДОУ №41 «Лесная сказка»

Больше приносит пользы

 рассматривание одного и того же

предмета с 10 различных сторон,

чем обучение 10 различным предметам

с одной стороны.

Не в количестве знаний

заключается образование,

но в полном понимании и

искусном  применении

того, что знаешь.

А. Дистерверг

Технология ТРИЗ позволяет активизировать познавательные процессы ребёнка, вооружает его инструментами, с помощью которых дошкольник познаёт и преобразовывает окружающий мир. Как говорил Аристотель  «Познание начинается с удивления». А Дистерверг предлагал изучать предмет с разных сторон и искусно применять знания.

Слайд. ТРИЗ – технология предоставляет широкие возможности для формирования ключевых компетенций у детей, определённых ФГОС ДО.

 Данная технология очень хорошо вписывается в Образовательные Стандарты: носит развивающий характер, стимулирует развитие способностей ребёнка, его самостоятельности и инициативы. ТРИЗ легко интегрируется в любую образовательную программу, увеличивает её эффективность, вытесняет из неё репродуктивные формы. Дети учатся самостоятельно добывать информацию через поисковую деятельность, через грамотно организованное коллективное рассуждение, через игры и тренинги. Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребёнка? Вводить следует поэтапно от простого к сложному.

Слайд. Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в ДОУ.

  1. Подводим ребёнка к проблеме многофункционального использования объекта.
  2. Помогаем находить и разрешать противоречия. Развиваем системное мышление.
  3. Изобретаем предметы с новыми свойствами и качествами.
  4. Решаем сказочные задачи и придумываем сказки с помощью специальных методов.
  5. Находим выход из трудных ситуаций.
  • Сначала проводим игры на классификацию по одному основанию, по нескольким. Игры на РТВ: «На что похоже?», «Для чего нужен предмет?», «Как можно использовать?» Игры с элементами изобразительной деятельности: кляксография;  пальцеграфия; рисование штампами, свечой, щёткой, ниткой; коллаж.
  • Затем игры на развитие системного мышления: «Кем был и кем станет?», «Из чего состоит?», «Что посередине?», «Ты мой кусочек», «Теремок», «Неумейка».
  • Учимся находить противоречия в окружающих предметах: «Что бывает одновременно и горячим и холодным?», «Стоит на месте и  в то же время идёт».
  • Что является  изобретением у кружки? (ручка) У карандаша? (деревянная рубашечка, чтобы руки не пачкать).
  • Придумываем новые предметы: машины, одежду, игрушки, открытки, обеды и ужины; фантастических животных с помощью специальных методов и приёмов.
  • Видоизменяем сказочных героев. Например: «Я не колобок, а колобище. Я избу сломал, на волю попал». От этого изменяется ход сказки. «Я зайца съел, и волка съел, и медведя съел и тебя лиса съем!». В придумывании новых сказок тоже есть свои методики: коллаж сказок, спасательные ситуации в сказках, сказки из мусора.
  • На последнем этапе дети решают изобретательские задачи, используя алгоритм АРИЗ.

Слайд. Алгоритм Решения Изобретательских Задач

  1. Выделение конфликтующей пары из литературных сюжетов.
  2. Формулировать Идеальный Конечный Результат.
  3. Нахождение ресурсов для решения,  проблемной ситуации.
  4. Выбор наилучшей идеи решения задачи.

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ. Первый вариант наиболее технологичен. Его содержанием является решение творческой задачи. Второй вариант доступнее начинающему практику. Я думаю, многие из вас используют в своей работе отдельные инструменты ТРИЗ. Чтобы развивать творчество у детей, педагог и сам должен быть творческой личностью, знать много игр, видоизменять их, придумывать новые. ТРИЗ – это вопрос мышления и подхода к детям.

Практическая часть. Задание: Как,  можно использовать этот плакат? Плакат  мы изготовили совместно с детьми, он служит зрительной опорой для множества игр.  «Живое – неживое». «Назови, одним словом». «Я знаю…». «Объедини два предмета» с помощью предлогов «в» или «внутри». «Придумай предложение».  А ещё, это система сужения поиска в игре «Да – нет – ки». Сначала спрашиваем: Это живое или неживое? Половинку плаката закрываем. Затем по классам: Это животное? Это растение? Это человек? Творчество ребёнка заключается в самостоятельном поиске оснований под классификацию по определённому признаку. Давайте и мы попробуем отгадать, что в этом сундуке.

Игра "Да - нет - ка" (в сундуке - полено). Выходите, расскажите, какое оно. Поможет нам в этом  "Волшебный экран", так мы называем системный оператор. Вспомним, что обозначают окна 9-ти экранного оператора: верхние (надсистема) место расположения системы; средние - система в прошлом, настоящем и будущем; нижние (подсистема ) из чего состоит система.  Опорные вопросы. Чем было полено? Чем станет? Где встречается (находится) чаще всего? Что есть у полена? Из чего состоит? Системный оператор может быть представлен в виде таблицы, наборного полотна с картинками, можно и моделировать прямо на столе или полу с помощью игрушек, предметов.

Жизнь любой системы сопровождают главные функции, дополнительные, ненужные и даже вредные. Чтобы полнее выявить функции предмета, используем приём эмпатии – надо вжиться в этот образ, чтобы понять, что чувствует предмет. Какая главная функция у полена? Что  умеет делать полено?  Гореть. Какие дополнительные функции?  Умеет держаться на воде, поддаётся обработке инструментами, не гниёт. Какие вредные функции? Гниёт, сырое дерево плохо горит, занозы бывают, сучковатое плохо для строительства. Учитывая все эти функции, мы можем предположить, чем станет это полено в будущем. Ваши варианты. Полено может стать  золой, посудой, игрушкой, почвой, украшением. Полено может служить  домом для  человека, бобра, птички, гусеницы; едой для жука, грызуна, предметом для натюрморта и т.д. Если приглядеться, то мы можем увидеть, из чего же состоит полено? Годовые кольца, смола, древесина, сучки, червоточины. Какую информацию мы можем из этого почерпнуть? О породе дерева, возрасте, сухое, смолянистое. Где могут пригодиться эти знания? Что бы выжить в трудных условиях (развести костёр), при изготовлении мебели, поделок.  

Игры с педагогами: «Хорошо – Плохо».  «Чем было и чем станет?».  «Аукцион».

Решение задачи по АРИЗ из литературного сюжета.

«Проучил» Михаил Яснов

Но что же мне делать с ней,

Честное слово?

В панал ко мне лезет

Петрова!

То ластик возьмёт,

То цветной карандаш –

Ну как же соседке по парте

Не дашь?

Да мне и не жалко –

Когда б возвращала!

Я скоро совсем окажусь

Без пенала.

И вот в понедельник…….?????

- Знакомая ситуация? Когда берут и не возвращают.

- Как вы думаете, что придумал мальчик, чтобы проучить Петрову?

Варианты ответов. Коллективный поиск решений,  способствует взаимообмену результатами решения. Решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

- А теперь послушайте продолжение стихотворения, как решил эту проблемную ситуацию автор.

И вот в понедельник

На первый урок

Принёс я в пенале…

Живой уголок:

В нём трёх червяков

Я пристроил толково…

Не любит природу

Петрова!

- В заключении, я хочу пожелать вам успехов и помнить, что вы сами должны дойти до него. Спасибо за внимание, поддержку и помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников"

Цель семинара - практикума:Теоретическая: повышение знаний воспитателей ДОУ в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;Практическая: показать, как в различных видах деятельност...

Семинар – практикум для воспитателей «Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»

Семинар – практикум для воспитателей«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...

Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» Цель: Освоение педагогами организацией...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...