Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
материал
Семинар-практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовила:
Бородина Елена Сергеевна
Руководитель РМО
с. Анцирь
2022г
Семинар – практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: Освоение педагогами организацией поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Один известный педагог-исследователь Василий Александрович Сухомлинский говорил:
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность
- естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это - объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Перед педагогами дошкольных учреждений стоит сложная задача выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка. Основными формами такой активности являются наблюдение и экспериментирование.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
И так, какое развитие дает нашим детям экспериментирование - идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно- пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Практическая часть Блиц-игра «Вопрос-ответ».
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»
Опыт – это метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Классификация экспериментов
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты с объектами живой природы.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в парке.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
-прогнозирование результата
Что первично: причина или следствие?
Ответ: Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5 -7 лет?
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседы, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
- Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?
Ответ: любознательный- активный, способный решать интеллект. задачи, способный
управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.
- Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство?
Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
Игра «Устами младенца»
- Это такое помещение, где стоит много баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому нужно быть осторожными. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди, там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
- Это такое дело, когда что-то хочется узнать, и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получиться. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
- Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень – очень маленькое, оно становиться большим. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП).
- Это такая стеклянная трубочка, в нее постоянно что-то наливают, добавляют какой- то порошок, в ней все шипит, булькает и меняет цвет. С ней нужно быть осторожным. (ПРОБИРКА).
Опыты
Сегодня мы вместе с вами опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер- класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.
Опыт 1 Опыт «Кипящее озеро». Нам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Добавим в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит.
Ответ. Встречаясь в воде сода и лимонная кислота взаимодействуют. При этом выделяется углекислый газ. Так как газ легче воды, пузырьки газа поднимаются на поверхность воды. Здесь они лопаются, тем самым заставляя воду «кипеть».
Опыт 2 «Вулкан»
Нам понадобиться:
-Сода пищевая 5 столовых ложек.
-Кислота лимонная 5 столовых ложек. Вы можете взять любое количество, главное соблюдать соотношение 1:1, пищевой краситель, средство для мытья посуды, ложка, стакан. Вывод: наблюдается реакция, так как при смешивании столкнулось большое количество молекул соды и кислоты.
Опыт 3 «Рисование на соде»
Нам понадобиться:
-емкость
-сода;
-пищевой краситель или гуашь разведенная водой;
-пипетки;
Опыт 4 «живая гусеница»
Нам понадобиться:
-бумажная салфетка;
-карандаш;
-фломастеры:
-тарелочка;
-пипетка;
-емкость с водой.
1 выступающий:
Посохова Татьяна Николаевна- воспитатель МБДОУ «Астафьевский детский сад» тема «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
2 выступающий:
Косых Галина Владимировна - воспитатель МБДОУ «Чечеульский детский сад», тема «Мастер- класс «Волшебство вокруг нас»
3 выступающий:
Угайнова Анжелика Андреевна – воспитатель МБДОУ «Филимоновский детский сад», тема «Детское экспериментирование, как средство познавательной активности дошкольников»
4 выступающий:
Капустина Анна Олеговна – воспитатель МБДОУ «Филимоновский детский сад», тема «Методы и приемы, используемые в экспериментальной деятельности разновозрастной группы»
5 выступающий:
Живаева Анна Николаевна – воспитатель МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», тема «Детское экспериментирование- основа поисково-исследовательской деятельности дошкольника»
6 выступающий:
Комард Ольга Юрьевна – воспитатель МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», тема «Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника»
7 выступающий:
Мисайлова Юлия Владимировна - воспитатель МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», тема «Организация экспериментальной работы в разновозрастной группе»
Рефлексия.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
- строчка –это название темы
- строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях 3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
- строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
- строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Ответ:
- Эксперимент
- Увлекательный, познавательный
- Открывает, подтверждает, доказывает
- Жизнь без экспериментов скучна!
- Исследование
Спасибо за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И. Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию п...
мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"
мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...
Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар – практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» Цель: Освоение педагогами организацией...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Дорогие коллеги, как мы знаем, дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность...