Семинар-практикум "Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников"
план-конспект занятия по теме

Наталья Викторовна Вовк

Цель семинара - практикума:

Теоретическая: повышение знаний воспитателей ДОУ в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;

Практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать   задания и упражнения  на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx95.58 КБ
Файл seminar.pptx570.8 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
 «Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников»

Цель семинара - практикума: 

Теоретическая: повышение знаний воспитателей ДОУ в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;

Практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать   задания и упражнения  на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.

Методические приёмы:

1. Доклад: «Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей»

2. Практические игры и упражнения с воспитателями ДОУ.

3. Презентация на тему: «Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников»

Оборудование и средства: шестигранные  карандаши, мячики с шипами, платочки, пуговицы, спички, зубочистки, пластилин, ноутбук для просмотра презентации.

Ход семинара – практикума:

1 часть: теоретическая

Доклад «Влияние мелкой моторики рук

на развитие речи детей»

     В современном обществе всё большую актуальность приобретает развитие речи.

     Все мы знаем, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге стимулирую речевые органы к воспроизведению звуков, могут отличать речь от других звуков, используют законы образования слов, словосочетаний и предложений и многое другое.

Представителями речевых  центров мозга являются кисти рук. И при повышении их ловкости и умелости активизируются речевые функции.

      В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше развита мелкая моторика, тем умнее ребенок»


       Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.


      В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка улучшают произношение многих звуков.

       Поэтому начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук необходимо с самого раннего возраста.

        В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняются  упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая при этом о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

        В дошкольном возрасте ребёнок активно усваивает разговорный язык, развиваются все стороны речи. И развитие речи, а в дальнейшем улучшение, стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

         Работа по развитию тонкой моторики оказывает благотворное влияние и на психическое развитие ребёнка.

 

       Один из показателей интеллектуальной готовности к школе детей дошкольного возраста – это уровень развития мелкой моторики. И очень часто в этой области дети испытывают трудности, порой очень серьёзные.

В связи с этим работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

      В усовершенствовании навыков по развитию мелкой моторики помогут следующие упражнения:

 - Пальчиковая гимнастика.

 - Игры с пуговицами, крупой, бусинками.

 - Лепка из пластилина.

 - Аппликации.

 - Вырезание ножницами.

 - Шнуровки.

 - Пазлы.

Правила, необходимые при работе по развитию мелкой моторики:

1.Все упражнения проводим регулярно, в соответствии с возрастом детей и индивидуальными особенностями.

2.Воспитателю необходимо заранее подготовить упражнение для ребёнка (т.е. должен быть выучен текст, отрепетированы движения).

3.Начинаем с более лёгких упражнений, после того как они будут освоены, переходим на более сложные.

4.Не забываем чередовать новые и старые упражнения и игры.

5.Необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребёнок правильно выполнял упражнения.

6. Выполняем задания сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8.Проводим занятия эмоционально, чтобы ребёнку было интересно.

9. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

2 часть: практическая

  1. Пальчиковая гимнастика          

Воспитателям предлагается показать 2-3 пальчиковые гимнастики, используемые в своей работе.

«ДАРЫ ОСЕНИ»

Солнце, солнце, веселей,

Посвети, ещё погрей!

(Сжать пальцы в кулак, разжать)

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай:

(Хлопки)

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях.

Свёклу, редьку и картошку.

И, конечно же, морковку.

(При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой)

Чтоб когда придет зима,

Были полны закрома.

(Сжать пальцы в кулак)

«ПРЯТКИ»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

2. Игра с шестигранными карандашами 

Волшебный карандашик – упражнение проводится с воспитателями 

Карусели, карусели

Сели, сели, полетели.

Завертелись, закрутились,

Зажужжали, покатились.

Задрожали, завизжали,

Вместе за руки держались,

Как захватывает дух! Ух!

Берут в руки шестигранный карандаш.

Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.

Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.

Правой и затем левой.

3.Массаж рук с помощью мячиков с шипами

Движения по тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

4.Упражнение «Проглот». 

Воспитателям предлагается взять носовой платок  за уголок и  попытаться вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.

У меня живет проглот

Все подряд проглот жует

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.

Упражнение выполняем сначала одной, затем другой рукой, двумя руками одновременно.

5. Игры с пуговицами  

«Угадай, какая цифра»

Воспитателям  предлагается найти спрятанную среди пуговиц цифру и угадать её название.                                                     

Предлагаем воспитателям отыскать одинаковые пуговицы, найти самую маленькую и самую большую пуговицы.

Разложить пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.

Играть, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

6. Задание «Составь целое»

Воспитателям предлагается составить из отрывков пословицы, поговорки, высказывания о руках:

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

 «Руками развести»

 «Руки опускаются»

 «Обеими руками «за»

 «Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

7.Игра «Конструктор из спичек»


Оборудование: Пластилин, спички (шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины).

Предложить воспитателям сконструировать какой - нибудь объект. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные. 

8. Упражнение «Объёмный колодец»

Предложить воспитателям построить из спичек без пластилина объёмный колодец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад с.Ясное» Вовк Н.В. 2018 год

Слайд 2

« Рука – это вышедший наружу головной мозг» Философ, педагог Эммануил Кант

Слайд 6

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам: 1 .Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями. 2 .Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст). 3 .Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные. 4 .Чередуйте новые и старые игры и упражнения. 5 .Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

Слайд 7

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе. 7 .Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. 8 .Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения. 9 .Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка. 10 . Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Слайд 8

Игра с шестигранными карандашами Карусели, карусели Сели, сели, полетели. Завертелись, закрутились, Зажужжали, покатились. Задрожали, завизжали, Вместе за руки держались, Как захватывает дух! Ух! Берут в руки шестигранный карандаш. Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево. Затем вращают карандаш пальчиками одной руки. Правой и затем левой.

Слайд 9

3.Массаж рук с помощью мячиков с шипами Движения по тексту. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну.

Слайд 10

Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

Слайд 11

«Мастер на все руки» «Золотые руки» «Положа руку на сердце» «Рукой подать» «Руками развести» «Руки опускаются» «Обеими руками «за» «Своя рука – владыка» «Чужими руками жар загребать» «Руки не оттуда растут»

Слайд 12

Упражнение «Проглот». Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. У меня живет проглот Все подряд проглот жует Вот и стало у проглота Брюшко как у бегемота. Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно

Слайд 13

Игры с пуговицами

Слайд 14

Придумайте слова из исходного слова: МОТОРИКА

Слайд 15

Игра «Конструктор из палочек» Оборудование: Пластилин, спички (шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины). Описание: Предложить ребенку сконструировать какой -нибудь объект. Более взрослым детям можно самим пофантазировать, что они сделают. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные.

Слайд 17

Постройте из спичек без пластилина объемный КОЛОДЕЦ». Время на выполнение – 3 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мелкой моторики как необходимое условие речевого развития ребенка

Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления реб...

Консультация для родителей на тему: "Формирование мелкой моторики рук детей, имеющих речевые нарушения"

В статье предложены рекомендации для родителей детей, имеющих речевые нарушения....

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

В статье раскрывается практическое применение игр по развитию мелкой моторики, как средства закрепления правильного звукопроизношения, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического ст...

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.

Игры на развитие мелкой моторики с использование «пальчиковой гимнастики"...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников.

Как влияет развитие мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников....

Дипломная работа "Изучение влияния развития крупной моторики на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...