Семинар-практикум "Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников"
план-конспект занятия по теме
Цель семинара - практикума:
Теоретическая: повышение знаний воспитателей ДОУ в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;
Практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания и упражнения на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 95.58 КБ |
seminar.pptx | 570.8 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников»
Цель семинара - практикума:
Теоретическая: повышение знаний воспитателей ДОУ в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;
Практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания и упражнения на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.
Методические приёмы:
1. Доклад: «Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей»
2. Практические игры и упражнения с воспитателями ДОУ.
3. Презентация на тему: «Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников»
Оборудование и средства: шестигранные карандаши, мячики с шипами, платочки, пуговицы, спички, зубочистки, пластилин, ноутбук для просмотра презентации.
Ход семинара – практикума:
1 часть: теоретическая
Доклад «Влияние мелкой моторики рук
на развитие речи детей»
В современном обществе всё большую актуальность приобретает развитие речи.
Все мы знаем, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге стимулирую речевые органы к воспроизведению звуков, могут отличать речь от других звуков, используют законы образования слов, словосочетаний и предложений и многое другое.
Представителями речевых центров мозга являются кисти рук. И при повышении их ловкости и умелости активизируются речевые функции.
В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше развита мелкая моторика, тем умнее ребенок»
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка улучшают произношение многих звуков.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук необходимо с самого раннего возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняются упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая при этом о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
В дошкольном возрасте ребёнок активно усваивает разговорный язык, развиваются все стороны речи. И развитие речи, а в дальнейшем улучшение, стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Работа по развитию тонкой моторики оказывает благотворное влияние и на психическое развитие ребёнка.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школе детей дошкольного возраста – это уровень развития мелкой моторики. И очень часто в этой области дети испытывают трудности, порой очень серьёзные.
В связи с этим работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.
В усовершенствовании навыков по развитию мелкой моторики помогут следующие упражнения:
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с пуговицами, крупой, бусинками.
- Лепка из пластилина.
- Аппликации.
- Вырезание ножницами.
- Шнуровки.
- Пазлы.
Правила, необходимые при работе по развитию мелкой моторики:
1.Все упражнения проводим регулярно, в соответствии с возрастом детей и индивидуальными особенностями.
2.Воспитателю необходимо заранее подготовить упражнение для ребёнка (т.е. должен быть выучен текст, отрепетированы движения).
3.Начинаем с более лёгких упражнений, после того как они будут освоены, переходим на более сложные.
4.Не забываем чередовать новые и старые упражнения и игры.
5.Необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребёнок правильно выполнял упражнения.
6. Выполняем задания сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8.Проводим занятия эмоционально, чтобы ребёнку было интересно.
9. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
2 часть: практическая
- Пальчиковая гимнастика
Воспитателям предлагается показать 2-3 пальчиковые гимнастики, используемые в своей работе.
«ДАРЫ ОСЕНИ»
Солнце, солнце, веселей,
Посвети, ещё погрей!
(Сжать пальцы в кулак, разжать)
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай:
(Хлопки)
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Свёклу, редьку и картошку.
И, конечно же, морковку.
(При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой)
Чтоб когда придет зима,
Были полны закрома.
(Сжать пальцы в кулак)
«ПРЯТКИ»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
2. Игра с шестигранными карандашами
Волшебный карандашик – упражнение проводится с воспитателями
Карусели, карусели
Сели, сели, полетели.
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились.
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались,
Как захватывает дух! Ух!
Берут в руки шестигранный карандаш.
Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.
Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.
Правой и затем левой.
3.Массаж рук с помощью мячиков с шипами
Движения по тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
4.Упражнение «Проглот».
Воспитателям предлагается взять носовой платок за уголок и попытаться вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
У меня живет проглот
Все подряд проглот жует
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Упражнение выполняем сначала одной, затем другой рукой, двумя руками одновременно.
5. Игры с пуговицами
«Угадай, какая цифра»
Воспитателям предлагается найти спрятанную среди пуговиц цифру и угадать её название.
Предлагаем воспитателям отыскать одинаковые пуговицы, найти самую маленькую и самую большую пуговицы.
Разложить пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.
Играть, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.
6. Задание «Составь целое»
Воспитателям предлагается составить из отрывков пословицы, поговорки, высказывания о руках:
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
7.Игра «Конструктор из спичек»
Оборудование: Пластилин, спички (шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины).
Предложить воспитателям сконструировать какой - нибудь объект. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные.
8. Упражнение «Объёмный колодец»
Предложить воспитателям построить из спичек без пластилина объёмный колодец.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Рука – это вышедший наружу головной мозг» Философ, педагог Эммануил Кант
При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам: 1 .Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями. 2 .Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст). 3 .Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные. 4 .Чередуйте новые и старые игры и упражнения. 5 .Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе. 7 .Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. 8 .Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения. 9 .Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка. 10 . Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Игра с шестигранными карандашами Карусели, карусели Сели, сели, полетели. Завертелись, закрутились, Зажужжали, покатились. Задрожали, завизжали, Вместе за руки держались, Как захватывает дух! Ух! Берут в руки шестигранный карандаш. Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево. Затем вращают карандаш пальчиками одной руки. Правой и затем левой.
3.Массаж рук с помощью мячиков с шипами Движения по тексту. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну.
Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.
«Мастер на все руки» «Золотые руки» «Положа руку на сердце» «Рукой подать» «Руками развести» «Руки опускаются» «Обеими руками «за» «Своя рука – владыка» «Чужими руками жар загребать» «Руки не оттуда растут»
Упражнение «Проглот». Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. У меня живет проглот Все подряд проглот жует Вот и стало у проглота Брюшко как у бегемота. Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно
Игры с пуговицами
Придумайте слова из исходного слова: МОТОРИКА
Игра «Конструктор из палочек» Оборудование: Пластилин, спички (шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины). Описание: Предложить ребенку сконструировать какой -нибудь объект. Более взрослым детям можно самим пофантазировать, что они сделают. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные.
Постройте из спичек без пластилина объемный КОЛОДЕЦ». Время на выполнение – 3 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мелкой моторики как необходимое условие речевого развития ребенка
Согласно проведенным учеными исследованиям и наблюдениям, стало известно, что систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления реб...
Консультация для родителей на тему: "Формирование мелкой моторики рук детей, имеющих речевые нарушения"
В статье предложены рекомендации для родителей детей, имеющих речевые нарушения....
Статья: "Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности"
Статья по логопедии...
Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности
В статье раскрывается практическое применение игр по развитию мелкой моторики, как средства закрепления правильного звукопроизношения, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического ст...
Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.
Игры на развитие мелкой моторики с использование «пальчиковой гимнастики"...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников.
Как влияет развитие мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников....
Дипломная работа "Изучение влияния развития крупной моторики на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста".
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...