«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ».
консультация

Ольга Владимировна Суханова

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества
Феликс Адлер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ».

Воспитатель: Суханова О.В.

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества
Феликс Адлер

       Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

       Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

       Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

       Что представляет  собой этот метод?

       Это метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии к объектам социальной среды, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.)  В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.

       Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.

       Опыт работы показывает, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

       Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

       Проектный метод нашел свое отражение еще в идеях отечественных педагогов в 20-е годы ХХ века:  Б.В.Игнатьева, М.В.Крупенина, Н.К.Крупской. Педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении. В 30-е годы данный метод был незаслуженно запрещен. В конце ХХ века проектирование превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности детей.

       Важно отметить, что проект должен быть не просто посильным для ребенка, но и эмоционально окрашенным. Необходимо, чтобы ребенок был заинтересован в получении результата.

       Все проекты, разрабатываемые взрослыми и детьми, по своей сути краткосрочные, что обусловлено возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что метод проектов в дошкольном учреждении является не только эффективным средством познавательно – личностного развития  дошкольников, но и связующим элементом между педагогами и родителями. Следует отметить, что применение проектных методов требует обдуманности и разумности в использовании; он не может быть обособленно главенствующим,  а должен быть рационально интегрирован  в системе воспитательно – образовательного процесса.
     
Положительных результатов в воспитании и развитии детей можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок.

       Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов ребенка, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления. Это обучение через деятельность. 
     
В основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом.
     
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка.
       В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
По продолжительности проекты могут быть:
краткосрочными;
средней продолжительности;

долгосрочными.


       Ребенок дошкольного возраста еще мал для того, чтобы самостоятельно сформулировать проблему, это должны сделать взрослые. Как же выбрать тему для совместного проектирования? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. 

        Темами совместного проектирования могут быть:

  • альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами, книжки-самоделки, буклеты и стенгазеты на темы: «На выставке цветов», «Кто живет в деревне», «Путешествие на море», «Витаминный урожай», «Мой папа в армии служил», «Этажи леса», «Кто на Севере живет», «Домашние любимцы» и т.п;
    составление карты своего города, района с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;
  • изготовление макетов по сказкам: «Домик трех медведей», «Волшебная страна», «Сказка «Гуси-лебеди», «Прогулка по морскому дну»;
  • выставки: «Умелые ручки», «Путешествие в страну бабочек», «По сказкам К.И.Чуковского», «Ёлочка - зеленая иголочка», «Буква-озорница»

       В логопедической группе детского сада, проекты могут планироваться по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам · «Овощи и Фрукты» планируются проекты: «Где растут витамины?», «Во саду ли, в огороде», «Экзотические фрукты»; по теме «Одежда» – проект: «Вещи из бабушкиного сундука»; по теме «Мебель» – проект: «Откуда приходит к нам мебель».

       Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

   1. Определение цели проекта на основе изученных проблем детей.
  2. Разработка плана  достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление  плана - схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план - схему проекта  игр и других видов  детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного  выполнения.
  8. Презентация проекта.

       

       Основные этапы метода проектов:

   1. Целеполагание: педагог или родители  помогают ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

   2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

   3. Выполнение проекта – практическая часть.

   4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

              Примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей на этапах проектирования.


Этапы проектной деятельности


Действия родителей


Деятельность детей


Подготовительный


Формулируют проблемы, определяют темы, цели и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства.


Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.


Аналитический


Проводят совместный поиск информации в литературе, интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели-аналога.

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.


Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.


Основной


Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.

Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, экспериментирование, изготовление, оформление и т.п.).

Готовят сюрпризы и призы, проводят совместные и индивидуальные репетиции.


Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.


Презентационный


В обусловленный срок участвуют в представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности.


Наряду с взрослыми участвуют в представлении продукта проектной деятельности на равных.


Рефлексивный


Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?


Отвечают на вопросы и задают их.

Намечают темы следующих проектов.


       Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому можно включать в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, ФЭМП. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, т.к. вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного обучения.
     
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей.

       Важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:
-
помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
-
подсказывает, какие материалы можно использовать;
-
планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;
-
определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;
-
координировать весь процесс творческой деятельности;
-
помогать детям в поиске источников информации;
-
самому быть источником информации;
-
поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

       Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что, при использовании проектного метода в воспитательно-образовательной работе ДОУ, педагоги могут достичь значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главное, чтоб педагог был заинтересован в том, чтобы увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, что они хотят узнать, какие открытия совершить, а также стремился «заразить» интересами детей и их родителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности - эффективная форма взаимодействия с родителями

Одним из перспективных  и интересных методов, способствующих привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, является метод проектной деятельности. Я использовала метод проектной д...

Выступление на педсовете по теме: "Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей"

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детского сада о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детско...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей»

Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей» 2017 год

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Выступление на тему : "Проектная деятельность ,как метод взаимодействия педагога и родителей"

В данной статье пойдёт речь  о новых формах организации педагогического процесса в детском саду ,поиске новых форм совместной деятельности взрослых и детей....

Проектная деятельность как метод взаимодействия с родителями (семинар для педагогов)

Одним из путей решения проблемы вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ является внедрение эффективных технологий сотрудничества. Такой технологией является технология проектн...