Проект " Растим здоровичков-речевичков"
проект

Никулина Наталья Николаевна

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevichki_zdorovyachki.docx315.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 15»

Проект:

«Растим здоровячков - речевечков»

                                 Разработал: Никулина Наталья Николаевна,

                                         учитель-логопед высшей квалификационной категории

Каменский район

2020

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Этапы реализации проекта………………………………………………….…5

2.1. Работа с детьми………………………………………………………………6

2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии…………………....12

2.3. Работа с педагогами ДОУ…………………………………………………..17

2.4. Работа с родителями………………………………………………………...21

3. Результаты реализации проекта……………………………………………...25

Список литературы………………………………………………………………27

1. Введение

Актуальность выбранной темы исследования

    ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

     На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:

Дети подготовительной  группы , родители, педагоги.

Время реализации проекта:

С 1 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года.

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.
  2. Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.
  3. Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях.

Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Гипотеза исследования – процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы
  • эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный
  • теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)
  • диагностические методы

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий

     В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата.  Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Тема проекта - использование инновационных и  здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи  в условиях ДОУ.

Цель  проекта - создание условий для развития речи детей с  использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий  в  условиях ДОУ. 

Задачи проекта:

- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в  развитии речи детей, и  внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.

- Создать условия для развития речи у детей  дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях

- Привлечь родителей для активного участия  во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по  использованию инновационных и  здоровьесберегающих технологий в развитии  речи детей.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармонического развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Этапы работы

1 этап – подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

2 этап – основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений:

- ухудшение экологической обстановки,

-ухудшение здоровья детей

- речевая среда.

3 этап – заключительный

Задачи: презентация продукта деятельности

Заключение

     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась. Использование здоровьесберегающих технологий ведёт к более успешной и быстрой коррекции речевых нарушений.

     Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с нарушениями речи. 
Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. 


РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

    

Основная литература:

  1. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2014
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007

  1. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, 2010

Дополнительная литература:

  1. Коновалова Н. Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2014
  2. Коновалова Н.Г., Корниенко Л. В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2016
  3. Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. Логопедический массаж. – М.: ТЦ Сфера, 2015

Интернет-ресурсы:

  1. http://logopeddoma.ru/publ/master_klass/master_klass_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_rabote_uchitelja_logopeda/8-1-0-190
  2. http://domlogo.ru/str/02_logopedam.php?str=zdorovesberegajushhie-tehnologii.htm
  3. https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-uchitelyalogopeda-dou-kompensiruyuschego-vida-659480.html
  4. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/программа%20учителя-логопеда.pdf
  5. http://www.myshared.ru/slide/725720
  6. http://gigabaza.ru/doc/7546.html

Перспективный план по реализации проекта

«Растим здоровячков - речевечков»

Месяц

Мероприятие

Ответственный

октябрь

1.Диагностика моторных навыков

1. Сказка «О веселом язычке»

2.Самомассаж

3.Дыхательная гимнастика

4. Биоэнергопластика

5.Психогимнастика

6. Пальчиковая гимнастика

7. Сенсорный материал (шумовые игрушки)

8. Кинезиологические упражнения.

Руководитель проекта

ноябрь

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек, и т.д.)

5. Логоритмика

6. Логопедическая викторина «Играй-ка —угадайка» (подготовительная группа)

7 Логопедическое развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Королевство Здоровья"

Руководитель проекта

декабрь

1. Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: «Насос», «Шар» и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика укладов звуков

3. Пальчиковая гимнастика

«Путешествие по телу»

4. Массаж пальцев рук

5.Конкурс оборудования для дыхат. гимнастики

Руководитель проекта

январь

1. Чистоговорки

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика по мере необходимости

4. Игры на развитие слухового внимания по методу Ментессори

Логопедический массаж.

5. Логопедический досуг «Волшебные звуки»

Руководитель проекта

февраль

1. Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная  арттерапия, сказка терапия и т.д.

2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

3. Упражнение с мячом

4. Игры

массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок.

Мастер класс  с родителями  «Придумай сказку»

Руководитель проекта

март

Пальчиковые игры и драматизация сказок

2. Игры с мячом, «Телеграф», « Слоговые дорожки», «Цепочки слов» и т.д.

3. Крупяной массаж рук 

4. Игры по методу Ментессори

5.Логопедическое развлечение для воспитанников и мам «Вместе с мамой»

Руководитель проекта

апрель

1. Пальчиковые игры

2. Дыхательная гимнастика

3. Релаксационные упражнения 

4. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

5. Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения

6.«Турнир речевичков» 

Руководитель проекта

май

  1. Дыхательная гимнастика
  2. Подвижные игры и упражнения
  3. Инсценировки сказок

Биоэнергопластика 

 5.Конкурс мастеров «Первая буква моего имени» (Дети совместно с родителями изготавливают первую букву своего имени (формат А4) в любой технике и защищают её: песня, стихотворение, танец)

Руководитель проекта

.

Месяц

Этап коррекционной работы

               Сенсомоторика

Сентябрь

Обследование речевое

Диагностика моторных навыков.

Октябрь

Подготовительный этап

1.Сказка “О веселом язычке”

2. Самомассаж.

2.Дыхательная гимнастика

3.Биоэноргопластика

4.Психогимнастика

5.Пальчиковая гимнастика

6.Сенсорный материал

(шумовые игрушки)

7.Кинезиологические упражнения.

Ноябрь

Этап постановки

1.Дыхательная гимнастика

2.Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков

3.Пальчиковая гимнастика.

5.Игры на развитие  сенсорного внимания (пропевание гласных,слогов,слоговых дорожек и т.д.)

6.Массаж пальцев рук

Декабрь

Этап автоматизации

1.Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: “Насос”, “Шар” и т.д.

2.Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков

3.Пальчиковая гимнастика

4.Массаж пальцев рук

Январь

Этап автоматизации звуков

1.Чистоговорки

2.Пальчиковая гимнастика

3.Артикуляционная гимнастика по мере необходимости.

4.Игры на развитие слухового внимания по методу Монтессори

5. Логопедическая  ритмика

6. Алфавит телодвижений

Февраль

Этап автоматизации

1.Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная арттерапия, сказка терапия и т. д.

2.Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

3.Упражнения с мячом

4.Игры

Март

Этап дифференциации звуков

1.Пальчиковые игры и драматизация сказок

2.Игры с мячом, Телеграф, Слоговые дорожки, Цепочки слов и т. д.

3.Физ. минутки

4.Игры по методу Монтессори

Апрель

Этап дифференциации звуков

1.Пальчиковые игры

2.Дыхательная гимнастика

3.Физ. минутки

4.Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

5.Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно - коррекционного звукопроизношения

Апрель - Май

Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи

1.Дыхательная гимнастика

2.Подвижные игры и упражнения

3.Инсценирование сказок.

4.Логопедическая ритмика.

Перспективный план индивидуально-подгрупповых занятий

по коррекции звукопроизношения

Тема

Кол - во

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Подготовка и постановка звука.

Постановка и автоматизация / с /.

Постановка и автоматизация / з /.

Постановка и автоматизация / ц /.

Дифференциация / с – ц /.

Постановка и автоматизация / с’ /.

Постановка и автоматизация / з’ /.

Дифференциация /c - з /, / с’ – з’ /.

Постановка и автоматизация /ш /.

Дифференциация / с – ш  /.

Постановка и автоматизация / л /.

Постановка и автоматизация / л’ /.

Постановка и автоматизация / ж /.

Дифференциация / ж – ш , / ж – з /.

Постановка и автоматизация / р  /.

Постановка и автоматизация / р’ /.

Дифференциация / р – л  /.

Постановка и автоматизация / ч /.

Дифференциация / ч – с’ /, / ч – т’/.

Постановка и автоматизация / щ  /.

Дифференциация / ч – щ – с’ – т’ /.

Закрепление правильного произношения в стихах, сказках, рассказах.

10

8

3

4

4

7

8

4

7

6

16

14

4

3

19

7

2

8

2

4

2

8

Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.

2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии

Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях  ДОУ с логопунктом.

Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении  со мной. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровье сберегающих технологий

Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если  знания, умения и навыки  усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие,  которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт  работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными  в работе.

В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие интеллектуальных функций;

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Схема построения занятий отличается от  общепринятой  следующими моментами:

1. В оргмомент занятий включались релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения

2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика . 

3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и  физические упражнения. Использовались кинезеологические упражнения.

4. На занятиях использовались инновационные технологии- метод БОС, компьютерные технологии  (Игры для Тигры), многофункциональные  упражнения Улитка,  Полянка,  Лабиринт, Ступеньки, Узоры.

5. Проводился массаж и самомассаж лица, пальцев рук.

6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики.Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Физминутка проводится и в форме психофизической гимнастики,

7. Велась работа над усвоением лексико – грамматического строя.

8. Давались задания на словотворчество, на фонематическое представление.

9. Предусматривались задания на коррекцию психофизических функций;

- чтение диалогов  по ролям

- обыгрывание различных ситуаций.

10. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.

11. Использовались логоритмические упражнения.

12. Значительное место занимали  Фольклорная терапия, Сказка терапия,  Куклотерапия, Имаготерапия и т. д.

13. Проводилась гимнастика для глаз.

14. Использовался  Алфавит телодвижений. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга. А также  использовалась игра “Подвижный алфавит”.Дети берут буквы и составляют слово, встав друг за другом.

15. Для борьбы с утомляемостью и пофилактикой респираторных заболеваний использовали  ароматерапию.

16. Использовались упражнения по методам Монтессори (буквы из шершавой бумаги).

17. Применялась улыбкотерапия.

Очень важна на занятии улыбка логопеда  и улыбка самого ребенка. Если ребенок  улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

18. Также на занятиях использовался инновационный метод - наглядное моделирования, который  позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно “речевая задача” не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения. Инновационная направленность педагогического опыта

Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и “видение” его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.

19. Инновационные компьютерные технологии, широко применяются  в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, способен  быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Упражнения, представленные в программе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

2.3. Работа с педагогами ДОУ

Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением  инновационных и здоровьесберегающих технологий. Анкетирование педагогов и родителей показало, что 86% педагогов и 91% родителей не знакомы с технологиями здоровьесбережения в развитии речи.

 Приоритетным направлением в моей работе было создание единого речевого пространства, необходимых условий в группах для проведения коррекционного часа, с использованием здоровье- сберегающих технологий, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем – логопедом артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах с использованием здоровьесберегающих технологий.  

В каждой группе был оборудован речевой уголок. Каждый речевой уголок оснащен коррекционно – развивающими играми и пособиями для работы воспитателя по заданию учителя – логопеда.

В помощь воспитателям были разработаны тетради взаимодействия. Подбирались коррекционные задания, с использованием здоровьесберегающих, технологий для закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, в различные режимные моменты: во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно- ролевых) На прогулках.

На занятиях всех педагогов сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурной речи, закрепляются поставленные  и автоматизированные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями.

Отработав механизм взаимосвязи “учитель – логопед - воспитатель”, я начала работу по взаимодействию учителя – логопеда и специалистов.

На  занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделяется развитию сенсорных способностей детей, ориентации в пространстве, развитию мелкой моторики, а также активизации словаря, развитию связной речи. Дети составляют описательные рассказы, выделяют характерные признаки того или иного явления, предмета, рассказывают стихи, загадывают загадки. Во время анализа работ дети составляют рассказы, придумывают начало, конец сказки, используя психогимнастику, упражнения на развитие дыхания и  голоса. Используется  на занятиях и цветотерапия.

На занятиях по музыке используются следующие здоровьесберегающие технологии вакалотерапия, ритмотерапия, музыка терапия, т.е обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов.

На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию общей моторики, мышечной мускулатуры, ориентировки в пространстве с использованием инновационных и  здоровьесберегающих технологий.

На занятиях педагога-психолога дети развивают восприятие, логическое мышление, память, воображение, корригируют недостатки эмоционально - волевой сферы.

Таким образом, в течение недели дети со всех сторон рассматривают изучаемый материал, подключая все органы чувств, что способствует его более полному восприятию.            

Перспективный план работы с педагогами

п/п

Содержание работы

Сроки

Обсуждение плана работы с детьми, предусматривающего связь учителя – логопеда с педагогами МДОУ

На протяжении года

Участие в педсоветах МДОУ и методической работе.

сентябрь – май

Ознакомление педколлектива с результатами обследования речи детей.

1-15 сентября

Консультация для воспитателей “Состояние речевого развития детей” (результаты обследования речи детей всех групп МДОУ).

сентябрь – октябрь

Экскурсия в логопедический кабинет с целью показа разделов работы по развитию речи.

сентябрь

Консультация: “Индивидуальный подход в организации работы по развитию речи   дошкольников”.

октябрь

В течение года консультирование членов педколлектива по интересующим вопросам раздела логопедии.

В течение года

Консультация: “Овладение техникой речи в дошкольном возрасте”. “Инновационные технологии в развитии речи детей”.

В течение года

Консультация для воспитателей: “Дидактическая игра, как средство развития речи”. “Игры которые лечат”.

ноябрь

Семинар-практикум: Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений

Ноябрь

 Консультация: “Логопедическая ритмика как средство коррекции речи в работе  с детьми дошкольного возраста”.

Декабрь

Семинар-практикум по развитию речи “Использование игр и упражнений по развитию речи в различных режимных моментах в ДОУ”

декабрь

Практикум: “Игры по методу Монтессори”.

январь

Семинар-практикум: “Научите меня говорить правильно”

январь

Консультация: “Развитие фонематического слуха у детей с использованием различных игр и упражнений”

февраль

Консультация: “Роль голоса в работе воспитателя”

февраль

Лекторий: “Факторы влияющие на развитие речи”

март

Консультация: “Нормативность, как главный показатель культуры речи”

март

Семинар-практикум

“Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий”

Март

Консультация: “О проблеме речевой активности дошкольников”

апрель

Отчет: Результаты коррекционной работы

Май

Практикум: “Инновационные и здоровьесберегающие технологии в работе по автоматизации и дифференциации звуков”

Октябрь

       

Совместно с психологом проводились мероприятия по коррекции поведения детей.  Был проведен КВН. “Использование инновационных и здоровье сберегающих технологий в развитии речи детей”.

В помощь воспитателям были разработаны  “Памятки по развитию речи”, систематизированы игры и упражнения. Подбирались  задания для закрепления речевых навыков и умений,  в различные режимные моменты, во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно- ролевых), а также во время прогулок.  

2.4. Работа с родителями

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании я освещаю в доступной форме следующие вопросы:

 1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях логопункта.

2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.

3.  Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.

4. Информация о содержании логопедических занятий в период обучения.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно:  одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш),  другие считают, что все “само исправится к школе”. Необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

Я рассказываю об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.

Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий я знакомлю (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо отмечаю роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

а) единство требований к ребенку;

б) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания).

Таким образом, я создаю установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Я показываю приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркиваю его трудности и успехи, подсказываю, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.).  Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.

Перспективный план работы  с родителями

п/п

Содержание работы

Сроки

Первичные беседы с родителями, сбор анамнеза

сентябрь

Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений.

Конкурс  рисунков “Весёлый  язычок”.

октябрь

Оформление информационного стенда для родителей

2 р. в месяц

Посещение родительских собраний (ответы на интересующие вопросы)

Консультации:

1. “Требования, предъявляемые к речи ребёнка в подготовительной  группе”.

2. “Игры  которые лечат и развивают речь”.

сентябрь-ноябрь

Консультация: “Показатели речевого развития ребенка”

октябрь

Практикум: “Домашняя игротека – знакомство с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление речевых навыков с использованием инновационных и здоровье сберегающих технологий”

ноябрь

Практикум : “Игры  по методу Монтессори”.

октябрь- ноябрь

“Экскурсия в логопедический кабинет” с целью показа разделов работы по развитию речи;

ноябрь

Консультации для родителей: “Развитие речевого дыхания с помощью специальных упражнений”

декабрь

Консультация: “Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка”

январь

Консультация: “Развитие речи с помощью здоровьесберегающих технологий”

январь

Практикум: “Инновационные технологии в работе по автоматизации звуков”

февраль

Лекторий для родителей: “Профилактика нарушений письменной речи”.

март

День открытых дверей. Цель: приглашение родителей для просмотра занятий

1 раз в месяц (3 неделя, четверг)

Отчетный речевой утренник

май

Как подготовить ребенка к школе.

 Необходимость устранение нарушений речи в дошкольном возрасте.

1 раз в месяц (3 неделя, четверг)

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома, и  тогда полученная информация с применением здоровьесберегающих и инновационных технологий даст хороший результат.

Важным шагом к решению поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Для

проведения  работы  по  повышению  знаний  родителей  по  вопросу  влияния

здоровьесберегающих  технологий  на  развитие  детей  с  ОВЗ  было  разработано

перспективное  планирование,    в  котором  отразилась  система  мероприятий  по

взаимодействию с семьёй по данной проблеме.

В работе с родителями использовала следующие формы работы:

1.  Беседа, анкетирование, тестирование: коллективные и индивидуальные.

2.  Консультации:  коллективные,  индивидуальные,  по  заявке,  тематические,

оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования

3.  Родительские  собрания  в  форме:  тренинга,  «круглых  столов»  и  семинаров

практикумов.

Построенная таким образом работа помогает привлечь родителей к данной проблеме,

повысить их компетентность по вопросу использования здоровьесберегающих технологий

в  работе  с  детьми  и  сделать  их  активными  помощниками  для  реализации  поставленных

задач и получении положительных результатов коррекционно-развивающей работы.    

3 этап - заключительный

Цель: обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование

дальнейшей деятельности.

Результаты работы для меня (учителя-дефектолога):

  сформирована нормативно-правовая базы по вопросам оздоровления

дошкольников с ОВЗ;

  внедрение  научно-методических  подходов  к  организации  работы  по

сохранению  здоровья  детей,  к  созданию  здоровьесберегающего  образовательного

пространства в ДОУ и семье;

Результаты работы с детьми:

  формирование  у  дошкольников  основ  валеологического  сознания,

потребности заботиться о своем здоровье;

  улучшение соматических показателей здоровья дошкольников

  Улучшение  эмоционального  состояния,  что  является  основой  для

положительной социализации и развития детей.

  Повышение уровня развития внимания, памяти и речи.

Результаты работы с родителями:

•  повышение компетентности родителей по данному вопросу;

•  активное сотрудничество с педагогом в вопросах оздоровления детей.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и

применению  их  в  практической  деятельности,  можно  сделать  вывод,  что  использование

здоровьесберегающих  технологий  в  коррекционной  работе  с  дошкольниками  даёт

положительные результаты:

  снижение уровня заболеваемости;

  повышение работоспособности, выносливости;

  развитие психических процессов;

  улучшение зрения;

  формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

  развитие общей и мелкой моторики;

  повышение речевой активности;

  увеличение уровня социальной адаптации.

Подводя  итоги,  я  хотела  бы  ещё  раз  подчеркнуть,  что  здоровье  –  это  главное

жизненное  благо.  Только  здоровый  человек  может  быть  свободным,  радостным,

счастливым.

3. Результаты реализации проекта

Стандартные,  вариативные игры и упражнения с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий помогли  более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшилось соматическое состояние детей. Дети стали меньше болеть. Более успешно проходила их социализация в обществе. Дети с удовольствием участвовали  в мероприятиях ДОУ. 

Благодаря инновационным  и здоровьесберегающим технологиям,  мы решили такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи,  что способствовало  повышению уровня развития речи детей. У детей  повысился интерес к процессу обучения, появились  навыки самостоятельной работы и самоконтроля. 

Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду по развитию речи, также способствовало улучшению качества работы. Родители детей убедились в необходимости использования инновационных и здоровьесберегающих технологий для коррекции речи детей.  В начале года родителей,участвавших  в мероприятиях было 2о%, в конце года 92 %.

Мониторинг логопедической работы за 2010-2011 учебный год показал, что из 38 человека зачисленных на логопункт 35 человек выпущены с хорошей речью, а 3 человека – со стертой формой дизартрией со значительным улучшением, что составило 91% качества. Экран заболеваемости детей показал, что из 38 – 36 не болели в течение года.

Таким образом,  реализация проекта “Растим говорунов-здоровяков” позволила своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем  окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Процесс формирования речи осуществлялся на основе междисциплинарного подхода, который позволил в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей.  Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи,  чтобы они  хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.    

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

В дальнейшем целесообразно использовать инновационные и здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей. Планируется создать методическое руководство по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ.

Список литературы

  • Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
  • Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004
  • Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
  • Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985
  • Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
  • Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003
  • Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
  • Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1999
  • Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа здоровья "Речевичок"

Проект направлен на среднюю и старшую группы детского сада (4-5 лет). Цель проекта: создание условий для правильного речевого развития и обеспечения взаимодействия специаластов детского сада и родител...

ПРОЕКТ «Расти, расти цветочек»

Данный проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о цветах, формированию у детей представления о семенах; формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности, способствует...

Проект по здоровью (речевое развитие) 2 младшая группа

Вопрос полноценного развития  речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Че...

Проект по здоровью (речевое развитие) 2 младшая группа

Вопрос полноценного развития  речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем бога...

Проект "Расти,расти горошек"

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием...

Проект "Расти, расти, горошек"

проект в 1 младшей группе по посадке и выращиванию гороха на подоконнике...