"Грамматический строй речи"
консультация (подготовительная группа)
Игровой материал для развития грамматического строя речи для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на грамматику для детей 6-7 лет. | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Грамматический строй речи»
Игра: «Подбери слово»
Сладкие слова - (конфета, торт, пирожное, сахар, яблоко, варенье, пастила)
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка, смех, задор, радость)
Кислое слово – (лимон, яблоко, гранат, щавель, ревень, виноград, брусника, ранетки, лайм, соленый огурец и др. )
Быстрое слово – (ракета, самолет, поезд, шаг, полет (птицы), чтение, бег, выстрел)
Слово с окошком – (вагон, дом, машина, детский сад, магазин, чердак)
Игра: «Назови слово, обладающее двумя признаками»
Яркий и желтый – (лимон, свет, солнце, черешня, лампа)
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа)
Спелый и мелкий – (виноград, банан, абрикос, персик, арбуз)
Большой и тяжелый – (шкаф, слон, диван, комод, стол, холодильник)
Быстрый и веселый – (клоун, кот, щенок, человек, гусь, орел)
Игра: «Найди лишнее слово среди глаголов»
- думать, ехать, размышлять, соображать;
- бросился, слушал, ринулся, помчался;
- приехал, прибыл, убежал, прискакал;
- пришел, явился, смотрел;
- выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
Игра: «Выяви закономерности, подбери подходящее слово»
Дятел - дупло, скворец - …(скворечник)
Рыба – чешуя, птица - …(перо).
Грач – гнездо, лиса - …..(нора)
Человек – кожа, заяц - …(шерсть)
Человек – дом, медведь - …(берлога)
Птица – клюв, человек - …(нос)
Кит – море, лягушка - …(болото)
Заяц – капуста, белка - … (орех, гриб)
Рыба – река, лиса - …(нора)
Зима – шуба, весна - …(пальто)
Перчатки – руки, носки - …(ноги)
Снег – сугроб, дождь - … (лужа)
Игра: «Образуй новое слово по образцу»
На рубашке клеточки – она клетчатая;
На футболке полоски – она полосатая;
Платье из ткани одного тона – оно однотонное;
Платье из ткани разных цветов – оно разноцветное;
У слона толстая кожа – он толстокожий;
У бобра длинная шерсть - он длинношёрстый;
У спортсменки длинные ноги - она длинноногая;
У птицы длинный хвост - она длиннохвостая;
У клоуна рыжие волосы - он рыжеволосый;
У берёзы белый ствол - она белоствольная;
На морозе у детей красные щёки - они краснощёкие;
Малыш с круглым лицом - он круглолицый;
Цветок тепло любит - он теплолюбивый;
У моей подружки серые глаза - она сероглазая;
Человек труд любит - он трудолюбивый;
Идёт дедушка с седой бородой - он седобородый;
У новой машины очень быстрый ход - она быстроходная.
Игра «Сложные слова»
- Листья падают - листопад
- Сам ходит – самоход
- Снег падает – снегопад
- Сам ходит – самоход
- Звонит попусту – пустозвон
- Звезды падают – звездопад
- Разводит сады – садовод
- Везде ходит – вездеход
- Воду возит – водовоз
- Рыбу ловит – рыболов
- Пыль сосет – пылесос
- Сам летит – самолет
- Сам варит – самовар
- Разводит леса – лесовод
- Перевозит лес - лесовоз
Игра «Подбери словечко»
Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.
Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.
Заяц белый, а зайчонок (беленький).
Шарф синий, а шарфик (синенький)
Береза тонкая, а березка (тоненькая).
Дом низкий, а домик (низенький).
Примерный лексический материал:
серый — серенький
вкусный — вкусненький
сладкий — сладенький
тонкий — тоненький
умный — умненький.
Игра «И я тоже»
Сейчас я буду говорить от лица мальчика, а вы будете отвечать от лица девочки.
я лыжник - я тоже лыжница я лётчик - я тоже лётчица я шутник - я тоже шутница я ученик - я тоже ученица я затейник - я тоже затейница я защитник - я тоже защитница я танцовщик - я тоже танцовщица я учитель - я тоже учительница я отличник – я тоже отличница | я повар - я тоже повариха я ткач - я тоже ткачиха я портной - я тоже портниха я дворник - я тоже дворничиха я пловец - я тоже пловчиха я бегун - я тоже бегунья я прыгун - я тоже прыгунья я спортсмен - я тоже спортсменка я гимнаст - я тоже гимнастка |
А потом мальчики стали говорить такие слова, что девочки не захотели быть такими же. Они стали говорить: « А я не …..»
я озорник - а я не озорница я упрямец - а я не упрямица я трус - а я не трусиха я ленивец - а я не ленивица я лентяй - а я не лентяйка | я болтун - а я не болтунья я драчун - а я не драчунья я шалун - а я не шалунья я ворчун - а я не ворчунья я проказник - а я не проказница |
Игра «Назови посуду»
Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.
Сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Даже если кто и забыл нужное слово, его легко образовать от слова, обозначающего продукт, который в этой посуде хранится.
Посуда, где лежит хлеб - хлебница
Посуда для конфет - конфетница
Посуда для перца - перечница
Посуда для сахара - сахарница
Посуда для селёдки - селёдочница
Посуда для салата – салатница
Посуда для соли - солонка
Посуда для масла - маслёнка
Посуда, в которой заваривают чай - заварник
Посуда, в которой заваривают кофе - кофейник
Посуда, в которой подают соус – соусник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....