"Грамматический строй речи"
консультация (подготовительная группа)

Мальцева Ольга Анатольевна

Игровой материал для развития грамматического строя речи для детей 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Грамматический строй речи»

Игра: «Подбери слово»

Сладкие слова - (конфета, торт, пирожное, сахар, яблоко, варенье, пастила)

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка, смех, задор, радость)

Кислое слово – (лимон, яблоко, гранат, щавель, ревень, виноград, брусника, ранетки, лайм, соленый огурец и др. )

Быстрое слово – (ракета, самолет, поезд, шаг, полет (птицы), чтение, бег, выстрел)

Слово с окошком – (вагон, дом, машина, детский сад, магазин, чердак)

Игра: «Назови слово,   обладающее двумя признаками»

Яркий и желтый – (лимон, свет, солнце, черешня, лампа)

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа)

Спелый и мелкий – (виноград, банан, абрикос, персик, арбуз)

Большой и тяжелый – (шкаф, слон, диван, комод, стол, холодильник)

Быстрый и веселый – (клоун, кот, щенок, человек, гусь, орел)

Игра: «Найди лишнее слово среди глаголов»

  • думать, ехать, размышлять, соображать;
  • бросился, слушал, ринулся, помчался;
  • приехал, прибыл, убежал, прискакал;
  • пришел, явился, смотрел;
  • выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Игра: «Выяви закономерности, подбери подходящее слово»

Дятел - дупло, скворец - …(скворечник)

Рыба – чешуя, птица - …(перо).

Грач – гнездо, лиса - …..(нора)

Человек – кожа, заяц - …(шерсть)

Человек – дом, медведь - …(берлога)

Птица – клюв, человек - …(нос)

Кит – море, лягушка - …(болото)

Заяц – капуста, белка - … (орех, гриб)

Рыба – река,  лиса - …(нора)

Зима – шуба, весна - …(пальто)

Перчатки – руки, носки - …(ноги)

Снег – сугроб, дождь - … (лужа)

Игра: «Образуй новое слово по образцу»

На рубашке клеточки – она клетчатая;

На футболке полоски – она полосатая;

Платье из ткани одного тона – оно однотонное;

Платье из ткани разных цветов – оно разноцветное;

У слона толстая кожа – он толстокожий;

У бобра длинная шерсть - он длинношёрстый;

У спортсменки длинные ноги -  она длинноногая;

У птицы длинный хвост -  она длиннохвостая;

У клоуна рыжие волосы -  он рыжеволосый;

У берёзы белый ствол -  она белоствольная;

На морозе у детей красные щёки -  они краснощёкие;

Малыш с круглым лицом -  он  круглолицый;

Цветок тепло любит -  он теплолюбивый;

У моей подружки серые глаза - она сероглазая;

Человек труд любит -  он трудолюбивый;

Идёт дедушка с седой бородой -  он  седобородый;

У новой машины очень быстрый ход -  она  быстроходная.

Игра «Сложные слова»

  • Листья падают - листопад
  • Сам ходит – самоход
  • Снег падает – снегопад
  • Сам ходит – самоход
  • Звонит попусту – пустозвон
  • Звезды падают – звездопад
  • Разводит сады – садовод
  • Везде ходит – вездеход
  • Воду возит – водовоз
  • Рыбу ловит – рыболов
  • Пыль сосет – пылесос
  • Сам летит – самолет
  • Сам варит – самовар
  • Разводит леса – лесовод
  • Перевозит лес - лесовоз

Игра «Подбери словечко»

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок (беленький).

Шарф синий, а шарфик (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик (низенький).

Примерный лексический материал:

серый — серенький

вкусный — вкусненький

сладкий — сладенький

тонкий — тоненький

умный — умненький.

Игра «И я тоже»

Сейчас я буду говорить от лица мальчика, а вы будете отвечать от лица девочки.

я лыжник  - я тоже лыжница

я лётчик   - я тоже лётчица

я шутник  - я тоже шутница

 я ученик  - я тоже ученица

я затейник  - я тоже затейница

 я защитник - я тоже защитница

я танцовщик   - я тоже танцовщица

я учитель - я тоже учительница

я отличник – я тоже отличница

я повар  - я тоже повариха

я ткач   - я тоже ткачиха

я портной - я тоже портниха        

я дворник   - я тоже дворничиха

я пловец  - я тоже пловчиха

я бегун  - я тоже бегунья

я прыгун  - я тоже прыгунья

я спортсмен - я тоже спортсменка

я гимнаст - я тоже гимнастка

А потом мальчики стали говорить такие слова, что девочки не захотели быть такими же. Они стали говорить: « А я не …..»

я озорник - а я не озорница            

я упрямец - а я не упрямица          

я трус  - а я не трусиха                  

я ленивец - а я не ленивица          

я лентяй  - а я не лентяйка            

 я болтун - а я не болтунья

я драчун  - а я не драчунья

я шалун   - а я не шалунья

я ворчун  - а я не ворчунья

я проказник  -  а я не проказница

Игра «Назови посуду»

Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

Сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Даже если кто и забыл нужное слово, его легко образовать от слова, обозначающего продукт, который в этой посуде хранится.

Посуда, где лежит хлеб - хлебница

Посуда для конфет - конфетница

Посуда для перца -  перечница

Посуда для сахара - сахарница

Посуда для селёдки - селёдочница

Посуда для салата – салатница

Посуда для соли - солонка

Посуда для масла - маслёнка

Посуда, в которой заваривают чай - заварник 

Посуда, в которой заваривают кофе - кофейник  

Посуда, в которой подают соус – соусник.

                                                 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....