Технологическая карта по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Абибулла Екатерина Сергеевна

Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад №25»

Технологическая карта по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

Выполнила воспитатель:

Абибулла Е.С.

Тема: «Домашние животные»

Цель: формирование представлений о домашних животных

Задачи:

Образовательные: формировать представления о домашних животных, пользе, которую они приносят человеку, об их потребностях и образе жизни.

Развивающие:

  • учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи
  • развивать любознательность, мышление и речь детей, интеллектуальные эмоции детей,

Воспитательные: развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога, не перебивая друг друга.

Планируемый результат:

  • дети больше узнают о жизни домашних животных.
  • сформируется эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным и к природе в целом

Предварительная работа: НОД по экологическому воспитанию, чтение природоведческой литературы, беседы об обитателях нашего края, беседы о правилах поведения в природе, игры экологического характера

Материалы  и оборудование:  письмо от Лесовичка, картинки с изображением домашних животных и тем, что они дают людям, картинка «Ферма».

Программно-методическое обеспечение: Ашиков, Ашикова: «Семицветик. Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет».

Содержание

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

Вводно-организационный,

1-2 мин

Организация направленного внимания

Ребята, посмотрите у нас на столе появилось письмо, садитесь скорее за столы.  От кого же оно пришло, написано из письмо из леса. Давайте его прочитаем?

Занимают свои места, готовят рабочее место

Сюрпризный момент

Дети готовы к предстоящей деятельности

Мотивационно-побудительный,

1-2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Чтение письма от Лесовичка, в котором он просит ребят помочь ему разобраться, где ему взять продукты для приготовления омлета.

Слушают внимательно письмо. Осознают и принимают поставленную задачу

Создание проблемной ситуации.

Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Дети активно принимают участи в предстоящей деятельности

Актуализация,

3 мин

Актуализировать имеющиеся знания, представления о домашних животных.

Ребята, как вы думаете, почему Лесовичок не может найти в лесу продукты, для приготовления омлета?

Какие животные, которые дают нам эти продукты?

Отгадайте загадки:

Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца)

• Зеленые глаза – всем мышам гроза (Кошка)

• В воде купался, сух остался (Гусь)

• Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)

•Стоит копна посреди двора: спереди вилы, сзади метла (Корова)

• Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадью (Осел)

• Пятак есть, а ничего не купит (Свинья)

• Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок. (Кролик)

• Заворчал живой замок, лег у двери поперек (Собака)

• Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива (Лошадь)

• Горбатый мост на четырех столбиках стоит (Верблюд)

• С бородой родится – никто не дивится (Коза)

Педагог: Скажите ребята, как можно одним словом назвать всех этих животных: овца, кошка, гусь, петух, корова, осел, свинья?

Дети: Домашние животные

Педагог: Правильно, бывают домашние, а бывают дикие. В чем разница между домашними и дикими животными?

Дети: о домашних животных заботится человек: он дает им жилище, корм, уход, а дикие животные заботятся о себе сами.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение

 Дети имеют представления о животных, умеют различать их по характерным признакам

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

5-8 мин

Сформировать новые представления о домашних животных их пользе и закрепить уже имеющиеся знания.

Педагог: сегодня мы с вами поговорим о домашних животных. Вы знаете, какую пользу приносят человеку домашние животные? Давайте проверим.

Задание 2 «Правда ли?» Поиграем с вами в игру, скажите, правда ли, что…

• Свиньи несут яйца? (Нет, они дают мясо, сало, шкуру)

• Овцы дают шерсть? (Да, а также мясо, молоко, шкуру)

• Верблюды перевозят людей? (Да, а также дают молоко, мясо и шерсть)

• Собаки ловят мышей? (Нет, они «работают» сторожами, спасателями, сыщиками и так далее)

• Лошади используют как транспорт? (Да, а также некоторые народы используют в пищу молоко и мясо лошадей)

• Кошки служат только ради забавы? (Нет, не только, они также ловят мышей и крыс)

• Козы дают молоко, шерсть, пух? (Да)

• Кролики дают мясо, пух и шкуру? (Да)

• Гуси, куры, утки дают только мясо? (Нет, еще и яйца, перо и пух)

• Коровы служат транспортом? (Нет, они дают молоко, мясо, шкуру)

Задание 3 «Рассказ о петухе».

Педагог: Отгадайте загадку.

Ходит важно во дворе,

Всех нас будит на заре?

Дети: Петух

Педагог: Правильно ребята, петух – это домашнее животное или дикое, а точнее – птица?

Дети: домашнее животное.

Педагог: Чем отличаются петухи от куриц?

Дети: Они крупнее, большой хохолок на голове, у петуха есть шпоры, яркий хвост.

Задание 4 «Догадайся». Ребята, вам надо будет найти «лишнее» животное в каждой группе и объяснить свой выбор.

1 группа: кролик, корова, утка, собака, кошка.

2 группа: гусь, индюк, коза, курица, утка

3 группа: лошадь, заяц, петух, индюк, овца.

Задание 5 игра «Потопаем - похлопаем».

Педагог: Я буду произносить фразу. Если вы согласны с ней – то вы хлопаете в ладоши, если вы не согласны – топайте ногами.

• Утка крякает (Да)

• Корова мурлычет (Нет)

• Утка крякает (Да)

• Гусь гогочет (Да)

• Курица стрекочет (Нет, кудахчет)

• Лошадь ржет (Да)

• Цыпленок пищит (Да)

• Собака кукарекает (Нет, лает)

• У лошади – грива (Да)

• У свиньи – перья (Нет)

• У козы – борода (Да)

• У коровы – рога (Да)

• У индюка – копыта (Нет)

• У кролика – пух (Нет)

• У утки – длинная шея (Нет)

• У кролика – хвост крючком (Нет)

• У свиньи – нос пятачком (Да)

Педагог: Молодцы ребята, все справились с заданием.

Участвуют в обсуждении, Отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Обсуждение,

Дети знают о пользе животных, имею положительное отношении к животным.

Могут самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательны  и активны

Динамическая пауза,

1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Две курицы- физ минутка

В сарае две курицы жили

(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)

Цыплят на прогулку водили

Цыплят на прогулку водили

(постепенно разгибаем остальные пальцы)

За каждой ходили четыре ребѐнка,

Четыре красивых послушных цыплѐнка.

Четыре красивых цыплѐнка

(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в

ритме текста)

Цыплята любили все вместе гулять,

Толкаться, пищать, червячков искать.

Толкаться, пищать, червячков искать

(пальцы переплетаем, быстро ими шевелим)

Как только стемнеет – все к мамам бегут,

Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони

Прижмутся друг к другу и сразу заснут.

выполняют физические упражнения, по показу воспитателя

Игровые приемы

Снято напряжение  у детей, эмоциональная и физическая разрядка.

Получен новый игровой опыт

Заключительный этап.

Рефлексия,

3 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Ребята, давайте решим, что же мы ответим Лесовичку? Какие животные дают нам продукты? Как их можно назвать одним словом?

Чем они отличаются от диких животных? Домашние животные могут жить только рядом с человеком. Они приносят человеку пользу, а человек, в свою очередь заботится о них, ухаживает за  ними.

Ребята, вы все большие молодцы! Я напишу Лесовичку письмо от всех вас, а вы дома нарисуйте любое домашнее животное, мы отправим Лесовичку письмо и ваши рисунки.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа, индивидуально-коллективная

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Технологические карты выполнения опытов для детей старшего дошкольного возраста

Технологические карты пдля самостоятельной экспериментальной деятельности....

Технологическая карта игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста, которое способствует закреплению понятий «профессия» и «орудия труда».

Игра-викторина "ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ" может быть организована как педагогами, так и родителями, специальных условий не требуется...

Технологическая карта исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста "Тайны планеты Земля"

Дошкольникам присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаютс...

Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...

Технологическая карта по экологическому образованию детей среднего дошкольного возраста

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоци...