Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, городецкого, резьбы по дереву, плетения кружев; познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 Центр развития ребёнка»
Организованная
образовательная деятельность
Тема:
«Знакомство с искусством – русское народное
декоративно-прикладное искусство»
Образовательная область
«художественно – эстетическое развитие»
Педагог дополнительного образования
(по изобразительной деятельности)
Старостина Н.В.
Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство
Программные задачи.
Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, городецкого, резьбы по дереву, плетения кружев; познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.
Материал .
Разные предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева и их изображения.
Ход занятия.
Педагог обращается к детям:
— Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими и нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них
рисунок? Художник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник-модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.
По ходу рассказа воспитатель демонстрирует изделия, стоящие на столе, полках. Предлагает детям посмотреть вокруг и назвать красивые предметы и вещи, которые находятся в комнате, а также рассказать о самом красивом предмете, который есть у них дома. После высказываний детей продолжает рассказ.
—Большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в детском саду, дома, в магазинах, сделаны на заводах и фабриках. Там художник создает образец и поэтому образцу на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов. Вы можете увидеть, придя в гости кдругу, точно такие же чашки с таким же узором, как у вас дома. На полках разных магазинов стоят и лежат одинаково украшенные коробки с шоколадными конфетами, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие красивые предметы, которые расписаны каждый отдельно, вручную народными художниками. Вы знаете народных мастеров, заготовляющих игрушки карго польские... (дымковские,филимоновские, калининские). Знаете посуду, деревянные кухонные доски, панно, шкатулки, расписанные... (городецким узором). Сегодня я вам покажу другие замечательные изделия народных мастеров-художников. Воспитатель оказывает по два-три изделия каждого промысла — жостовские подносы, предметы, украшенные резьбой, изображения изб с узорчатыми наличниками и досками, вологодские кружева или их изображения, — и дает им краткую характеристику. Последним выставляет поднос с хохломскими изделиями (8—10 шт.).
—А это золотая хохлома. Как вы думаете, дети, почему эти изделия назвали золотыми, ведь они сделаны не из золота, а из дерева?
Дает детям возможность взять предметы в руки, рассмотреть. Подтверждает, что у одних изделий золотой фон, у других золотые листья, цветы, ягоды в узорах.
—А кто догадался, почему эти красивые предметы называют хохломскими? (По месту их изготовления.) А сейчас послушайте рассказ про Хохлому и про одного замечательного хохломского мастера Степана Павловича Веселова (по кн.: Народные мастера. Традиции, школы. — М., 1985).
«В заволжских лесах в селе Семине и во многих деревнях вокруг издавна про цветает хохломской промысел росписи по дереву. Свое название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. Традиции в изготовлении и росписи изделий передавались из поколения в поколение. «Я от отца, отец от деда, так у нас в Хохломе и велось», — рассказывает Веселов. Работать Степан Павлович начал рано. Уже семи лет заходил в красильню к отцу. «Труд свой полюбил я с раннего детства. Сижу, бывало, на лавке около отца, смотрю, как он работает. И как-то отец спрашивает: «Что, Степашка, писать хочется? — Хочется, тятя», — отвечаю ему. Сделал он мне кисть из беличьих хвостов и краску дал. Напишет отец цветок, а я стараюсь лучше повторить. Когда выучился, стал помогать отцу. Приходят соседи, поглядят, да и скажут: «Никак Степашка лучше отца стал писать!»
Уже много лет работает Веселов в артели хохломской росписи. Весь дом его украшен росписью. На стенах панно с птицами. Дверь, ведущая в дом, и та даже с росписью. «Это — чтоб веселей было», — поясняет мастер.
Чаши, миски, поставцы, шкатулки, вазы сначала вытачивают из дерева. Чтобы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо поверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной .в воде глиной. А когда грунт высохнет, обмакнет мастер клок пакли в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и блестящей. Затем поставит ее в печь, и лишь высохнет — начнет покрывать олифой несколько раз, А затем чашу лудят. Куском овчины натирают порошком алюминия, и чаша становится серебристой. Вот как много работы надо проделать, чтобы подготовить изделие к росписи. Когда все готово, возьмет Степан Павлович «серебренную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове, «как изложить на ней рисунок», чтобы роспись сочеталась с ее формой. Больше всего любит рисовать Веселов кудрявую травку. «Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состроил. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встрепенулась, глядит-озирается». Когда роспись закончена, мастер ставит чаши в печь на час или больше, а уже после лакирует посуду раз пять-шесть и снова в печь — калить. От жара серебрённая посуда становится золотой. Вот так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много-много другой посуды и изделий. Степан Павлович научил многих хохломскому искусству. Он с радостью делился своими знаниями с молодежью. Он говорил: «Учитесь у стариков да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
Далее рассматриваются хохломские изделия и выделяются элементы: разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы, «травка». Затем уделяется внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками («Как осока под ветром»), В узорах встречаются изображения птиц, рыбок. Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой. Воспитатель показывает цветосочетание в хохломской росписи. В ней три главных цвета: красный, черный и золотой. Дополнительные цвета — зеленый и желтый. В заключение педагог говорит, что со следующего занятия дети будут учиться у хохломских художников расписывать изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального тематического занятия “Знакомство с оркестром русских народных инструментов с использованием ЭОР в старшей группе”.
“Знакомство с оркестром русских народных инструментов с использованием ЭОР ”....
Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...
Интегрированное занятие по физической культуре с элементами народного искусства "Русские народные традиции и игры"
Цель : развитие интереса и формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников посредством разнообразных физических упражнений и подвижных игр с составляющей народным искусством.Програ...
Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.
Методическое обеспечение рекомендовано для работы в детском саду....
Конспект занятия "Знакомство с традициями русского народа и бытом"
Конспект занятия "Знакомство с традициями русского народа и бытом"...
Конспект занятия " Знакомство детей с русской избой и предметами быта"
Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»...
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской культуры и искусства «Русская изба»
Проект по приобщению к русским истокам...