статья «Наша служба и опасна и важна»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_sluzhba_i_opasna_i_vazhna_.statya.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Кашина Ирина Александровна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 116»,
Соколова Елена Юрьевна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 116»,
Батогова Алла Борисовна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 116»
«Наша служба и опасна и важна»
"Столько профессий, , и все хороши:
Каждый способен найти для души".
Каждое дело по - своему ценно,
И пригодится всегда непременно!
В настоящее время профориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО является новым, малоизученным направлением в психологии и педагогике, а один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Поэтому очень важно с раннего возраста познакомить дошкольника с профессиями, рассказать, чем занимаются представители тех или иных специальностей, о характерных качествах, которые требует та или иная профессия, что бы уже в детстве ребенок понимал, какой труд ему по душе, а какой - нет. Ведь осознанно выбрать желаемое из множества вариантов гораздо приятней, чем промучиться с нелюбимой специальностью только потому, что в своё время не узнал, кем ещё можно стать.
Решение этой задачи встало перед нами, когда наш детский сад принимал участие в реализации инновационного проекта «Формирование основ социальной активности у детей дошкольного возраста через воспитание трудолюбия на основе ценностного отношения к труду». В работе проекта принимали участие четыре группы разных возрастов и четыре группы были контрольные. Наша группа была в числе контрольных, нас это направление очень заинтересовало, ведь каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому мы продолжаем работать в этом направлении. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Что же такое профессия? Профессия – это род трудовой деятельности, а труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. Профессии бывают разные. Одни помогают людям жить, другие делают лучше их жизнь. Все они важные. Нам бы хотелось остановиться на важных и опасных профессиях наших пап: полицейский, пожарный, врач.
Общаясь с детьми (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, мы убедились, что дети знают много профессий, но не обладают достаточным уровнем представлений о содержании труда. А почему?
Многие знают традиционные профессии (продавец, водитель……), но не имеют представлений о таких профессиях, как врач, пожарный, полицейский и о их значимости в жизни людей. Мы считаем актуальным на сегодняшний день расширить представлений о профессиях врача, пожарной службы, полиции, которые считаются одними из самых ответственных и опасных в мире. Это героическая работа, о которой мечтают многие дети. В основном работа людей этих специальностей направлена на оказание помощи при пожарах, катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях. Люди этой профессии обладают важными качествами: дисциплинированностью, смелостью, самоотверженностью, решительностью, быстротой реакции, ответственностью, физической силой и выносливостью, чувством товарищества.
Так и возникла идея создания проекта« Наша служба и опасна и важна». Тематика проекта отражает знакомство детей с профессиями не только родителей, но и с профессиями людей от которых напрямую зависит человеческая жизнь. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям. А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача нас - воспитателей. Поэтому проект на данную тему, выбрана не случайно. Свою работу мы начали со знакомства детей с профессиями самых близких детям людей - родителей, а у нас в группе есть папа, который служит в МЧС, семья где мама и папа – полицейские, семья где бабушка- врач, а мама медсестра.
Цель проекта: Становление основ социальной активности в процессе формирования представлений детей об особенностях профессий – врача, пожарного, полицейского, и их социальной и личной значимости.
Задачи для детей:
- Обогащать знания детей о профессиях спасающих жизни людей, необходимости и важности данных профессий.
- Познакомить с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности.
- Развивать у детей интерес к яркой, разносторонней, закладывая основы активности (инициативности) детей, стимулировать развитие основных психических процессов (внимание, речь, память, воображение, мышление), развивать интерес к профессиям важным и опасным.
- Способствовать формированию мужества, смелости, любви к Родине, потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, реализующим свой личностный потенциал в профессиональной деятельности, желание быть похожими на них.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы № 3 и воспитатели группы, старший воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь- декабрь).
Работа по реализации проекта « Наша служба и опасна и важна» определяет три этапа деятельности.
I этап – Подготовительный
В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с данными профессиями. Внесение в группу книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников.
Оформление стенда «Наша служба и опасна и важна», прогнозирование результата.
Составление перспективного плана; создание РППС.
Родителей данная тема очень заинтересовала и они нам согласились помочь и принять непосредственное участие в данном проекте.
II этап — Организационный .Используется большой спектр форм работы и разных видов деятельности
Проведение бесед по теме «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Профессиональные праздники», «Кем ты будешь, когда ты станешь взрослым», «О мужестве и храбрости»;
Рассматривание книг, журналов; Рассматривание иллюстраций по теме;
Загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о профессиях
Чтение художественной литературы по теме проекта
Организация совместно с воспитателем дидактических и сюжетно – ролевых игр.
Экскурсии в «Пожарную часть», «Станцию скорой помощи». Встреча с инспектором ДПС.
Просмотр презентации для детей «Профессия - Спасатель»;
Участие в конкурсах , организованными Бюджетным учреждением защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно- спасательной службы Вологодской области» рисунки и поделки «Профессия спасатель»
III этап – Завершающий
Обобщение результатов работы, их анализ;
Презентация проекта;
Буклет о профессиях «Важные профессии».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Обогащение знаний детей о работе врача, пожарного, полицейского.
2. Понимание детьми необходимости и важности труда людей данных профессий.
3.Знание правил безопасного поведения и умение правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.
4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчером «Служб 01,02,03».
5. Развитие у детей познавательной и речевой активности, мышления, коммуникативных навыков, обогащение словаря.
При реализации проекта отмечено, что педагоги и родители воспитанников способны регулярно работать в сотрудничестве друг с другом; оказывать помощь.
Используемая литература
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000.
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.
- Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№ 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наша служба и опасна, и трудна!»
Так можно сказать не только о службе в Полиции, но и о службе в МЧС и в пожарной части. Спасатель - тяжелая работа, зачастую опасная и чрезвычайно сложная. Спасатель – один из тех людей, к...
Микробы наши невидимые и опасные враги
Конспект занятий...
статья СОВРЕМЕННАЯ СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Опыт работы педагога-психолога по созданию службы сопровождения в детском саду...
Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»
Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Анализир...
Сценарий "Наша Земля в опасности!"
Сценарий выступления детей старшей группы на мини- олимпиаде по экологии...
проект по экологии:"Наша Земля в опасности"
ознакомление детей с экологическими проблемами родной планеты.Цель : создание условий для воспитания экологической культуры у детей....
Статья :"Проектирование службы психолого- педагогического сопровождения в ДОУ"
Для поисков наиболее эффективных способов социализации и развития ребенка необходимо объединение усилий всех специалистов ДОУ через создание и комплексное функционирование медико - психолого - педагог...