статья «Наша служба и опасна и важна»
статья

Соколова Елена Юрьевна
- «Наша служба и опасна и важна» -Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи. Выпуск 19.Ч.2./Отв.ред. А.Г.Поляков.- Киров, изд.- во ООО «ВЕСИ»,2020.-335с. (стр. 190)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_sluzhba_i_opasna_i_vazhna_.statya.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Кашина Ирина Александровна,                                                                                 старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 116»,                                                                                                                                    

                                                                 Соколова Елена Юрьевна                                                                                                    воспитатель МАДОУ «Детский сад № 116»,

                                                                  Батогова Алла Борисовна                                                                                              воспитатель МАДОУ «Детский сад № 116» 

«Наша служба и опасна и важна»

"Столько профессий, , и все хороши:

Каждый способен найти для души".

Каждое дело по - своему ценно,

И пригодится всегда непременно!

        В настоящее время профориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО является новым, малоизученным направлением в психологии и педагогике, а один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
        Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.    Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Поэтому очень важно с раннего возраста познакомить дошкольника с профессиями, рассказать, чем занимаются представители тех или иных специальностей, о характерных качествах, которые требует та или иная профессия, что бы уже в детстве ребенок понимал, какой труд ему по душе, а какой - нет. Ведь осознанно выбрать желаемое из множества вариантов гораздо приятней, чем промучиться с нелюбимой специальностью только потому, что в своё время не узнал, кем ещё можно стать.

        Решение этой задачи встало перед нами, когда наш детский сад  принимал участие в реализации инновационного проекта «Формирование основ социальной активности у детей дошкольного возраста через воспитание трудолюбия на основе ценностного отношения к труду». В работе проекта принимали участие четыре группы разных возрастов и четыре группы были контрольные. Наша группа была в числе контрольных, нас это направление очень заинтересовало, ведь каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому мы продолжаем работать в этом направлении. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Что же такое профессия?  Профессия – это род трудовой деятельности, а труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. Профессии  бывают разные. Одни помогают людям жить, другие делают лучше их жизнь. Все они важные. Нам бы хотелось остановиться на важных и опасных профессиях наших пап: полицейский, пожарный, врач.

Общаясь с детьми (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, мы убедились, что дети знают много профессий, но не обладают достаточным уровнем представлений о содержании труда. А почему?

     Многие знают традиционные профессии (продавец, водитель……), но не имеют представлений о таких профессиях, как врач, пожарный, полицейский и о их значимости в жизни людей. Мы считаем актуальным на сегодняшний день расширить представлений о профессиях врача, пожарной службы, полиции, которые считаются одними из самых ответственных и опасных в мире. Это героическая работа, о которой мечтают многие дети. В основном работа людей этих специальностей направлена на оказание помощи при пожарах, катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях. Люди этой профессии обладают важными качествами: дисциплинированностью, смелостью, самоотверженностью, решительностью, быстротой реакции, ответственностью, физической силой и выносливостью, чувством товарищества.

Так и возникла идея создания проекта« Наша служба и опасна и важна». Тематика проекта отражает знакомство детей с профессиями не только родителей, но и с профессиями людей от которых напрямую зависит человеческая жизнь. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям. А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача нас - воспитателей. Поэтому проект на данную тему,  выбрана не случайно. Свою работу мы начали со знакомства детей с профессиями самых близких детям людей - родителей, а у нас в группе есть папа, который служит в МЧС, семья где мама и папа – полицейские, семья где бабушка- врач, а мама медсестра.

Цель проекта: Становление основ социальной активности в процессе формирования представлений детей об особенностях профессий – врача, пожарного, полицейского, и их социальной и личной значимости.
Задачи для детей:

  • Обогащать знания детей о профессиях спасающих жизни людей, необходимости и важности данных профессий.
  • Познакомить с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности.
  •  Развивать у детей интерес к яркой, разносторонней, закладывая основы активности (инициативности) детей, стимулировать развитие основных психических процессов (внимание, речь, память, воображение, мышление), развивать интерес к профессиям важным и опасным.
  •  Способствовать формированию мужества, смелости, любви к Родине, потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, реализующим свой личностный потенциал в профессиональной деятельности, желание быть похожими на них.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы № 3 и  воспитатели группы, старший воспитатель, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный   (ноябрь- декабрь).

 Работа по реализации проекта « Наша служба и опасна и важна» определяет три этапа деятельности.

I этап – Подготовительный 

В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с данными профессиями.     Внесение в группу книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников.
Оформление стенда «Наша служба и опасна и важна», прогнозирование результата.

Составление перспективного плана; создание РППС.

Родителей данная тема очень заинтересовала  и они нам согласились помочь и принять непосредственное участие в данном проекте.

II этап — Организационный                                                                                  .Используется большой спектр форм работы и разных видов деятельности

Проведение бесед по теме «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Профессиональные праздники», «Кем ты будешь, когда ты станешь взрослым», «О мужестве и храбрости»;

Рассматривание книг, журналов; Рассматривание иллюстраций по теме;

Загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о профессиях

Чтение художественной литературы по теме проекта

Организация совместно с воспитателем дидактических  и сюжетно – ролевых игр.

Экскурсии в «Пожарную часть», «Станцию скорой помощи». Встреча с инспектором ДПС.

Просмотр презентации для детей «Профессия - Спасатель»;

Участие в конкурсах , организованными Бюджетным учреждением защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно- спасательной службы Вологодской области» рисунки и поделки «Профессия спасатель»

 III этап – Завершающий 

Обобщение результатов работы, их анализ;

Презентация проекта;

Буклет о профессиях «Важные профессии».

Предполагаемые итоги реализации проекта:

 1. Обогащение знаний детей о работе врача, пожарного, полицейского.

2. Понимание детьми необходимости и важности труда людей данных профессий.

3.Знание правил безопасного  поведения и умение правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.

4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчером «Служб  01,02,03».

5. Развитие у детей познавательной и речевой активности, мышления, коммуникативных навыков, обогащение словаря.  

  При реализации проекта отмечено, что педагоги и родители воспитанников способны регулярно работать  в сотрудничестве друг с другом; оказывать помощь.


Используемая литература

  • Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000.
  • Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.
  • Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  • Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.
  • Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
  • Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№ 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наша служба и опасна, и трудна!»

Так можно сказать не только о службе в Полиции, но и о службе в МЧС и в пожарной части.  Спасатель - тяжелая работа, зачастую опасная и чрезвычайно сложная. Спасатель – один из тех людей, к...

статья СОВРЕМЕННАЯ СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Опыт работы педагога-психолога  по созданию службы сопровождения в детском саду...

Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.      Анализир...

Сценарий "Наша Земля в опасности!"

Сценарий выступления детей старшей группы  на мини- олимпиаде по экологии...

проект по экологии:"Наша Земля в опасности"

ознакомление детей с экологическими проблемами родной планеты.Цель : создание условий для воспитания экологической культуры у детей....

Статья :"Проектирование службы психолого- педагогического сопровождения в ДОУ"

Для поисков наиболее эффективных способов социализации и развития ребенка необходимо объединение усилий всех специалистов ДОУ через создание и комплексное функционирование медико - психолого - педагог...